pasha_popolam (pasha_popolam) wrote in drugoe_kino,
pasha_popolam
pasha_popolam
drugoe_kino

Category:

«ОТЧУЖДЕНИЕ» ПОЛАНСКИ. Часть 3.



«Пираты» должен был стать реабилитированным «Балом вампиров», большой костюмированный проект задумывался на «Paramount» еще в 1976 году, на главную роль предполагалось взять тогдашнего друга и собут… соратника сабжа – Джека Вороб Николсона. Воодушевленный успехом «Китайского квартала» «Paramount», даже готов был пойти на большие траты – 8 млн…, но друг Джек похоже основательно «припух» и потребовал неслыханный гонорар – 1 млн… (да… много воды утекло с тех пор), в «Парамаунте» даже слушать не стали и послали хапуг подальше. Роман не успокоился и поперся в «United Artists», при этом бюджет вырос почти вдвое, а гонорар Николсона подрос до 1,5 млн…


Надо сказать, что сценарий фильма писался именно под Николсона, а так же и под самого Романа рассчитывавшего сыграть роль «Лягушонка», однако продюсеры наотрез отказались от актерских услуг Полански, был вариант с Хофманом, но тот отказался играть второстепенную роль. По прошествии значительного времени, представляется, что сними Полански «Пиратов» так как они задумывались изначально, получился бы совсем другой фильм и не факт что хуже, но получилось так как получилось.


Рома плюнул на все и рванул в Париж снимать «Жильца», а затем «друзья пираты» и вовсе накосячили так что дорога на Голливуд оказалась для Полански заказана.
То, что Роман не отступился и все таки снял «Пиратов» через десять лет во Франции, говорит о исключительной упертости характера сабжа. Он это сделал несмотря на все увеличивающиеся проблемы: удорожание кинопроизводства в разы, изменившееся отношение, как к собственной персоне, так и сценария к новой постановке.




Вопщем он все равно снял фильм о котором мечтал с детства, и несмотря на то что картина провалилась в прокате, а критики вдоволь оторвались на «тварцах», имхо кино получилось отличное. Присутствуют все фирменные фишки Романа: черный юмор, отличная постановка, дотошное отношение к деталям, тема чужака раскрыта чуть больше чем полностью в персонаже «Лягушонка» (alter ego самого режиссера).


В 2010 году Шарлотта Льюис - актриса взявшая старт именно с «Пиратов», публично обвинила Романа в изнасиловании, во время съемок в 1986 году, это спустя 24 года… Особого резонанса не последовало, во первых ей тогда уже стукнуло шешнадцать, а для Франции это тьфу…, а во вторых глядя на щуплого Романа и довольно крепкую Шарлотту, как то все это комично выглядит… Так или иначе, откровение Льюис было одним из первых отложенных обвинений в киноиндустрии, истерично захлестнувших Запад сегодня, слава либерастии! За что боролись – на то и напоролись, аминь!
Ну а то что фильм за 40 млн. пролетел как «фанера над парижем», кажется Полански нисколько не расстроило, он отряхнулся и пошел снимать следующую нетленку.

Надо было срочно поправлять финансовое положение, поэтому «Frantic» стал одним из самых коммерчески направленных проектов Полански. Остросюжетный детектив с Харрисоном Фордом, находящимся в тренде приключенческого кино 80-х, должен был скрестить «Индиану Джонса» с «Китайским кварталом», однако получился «Индиана Бонд».

Серьезного наезда, как в «Китайском квартале» не получилось, мелкий троллинг бюрократии, да живописные детали криминальных парижских «джунглей», плюс международная шпионско-террористическая экзотика, для конца восьмидесятых – самое то. Причем весь этот замес предполагалось выдержать в  Хичкоковском духе, начиная с саунда и заканчивая похожими стилистическими приемами.

Возможно картина получилась бы в более режиссерском стиле, однако под давлением «братьев Уорнеров» Роману пришлось резать и переснимать. Так или иначе, несмотря на все сложности, фильм вышел вполне в духе сабжа, На этот раз чужак-американец попал не в свои сани вдвойне, во первых он во Франции – дикой стране, во вторых он в чуждой социальной среде, вокруг наркоманы, проститутки и бандиты. В качестве проститутки, наркоманки и бандитки выступила Эммануэль Сенье, в скором будущем третья жена Романа (разница 33 года), а пока весьма посредственная актриса (кстати как и Льюис), зато под руководством Полански, очень бурно прогрессирующая, так что к «Горькой луне» уже о-го-го!...

Биологический возраст – вещь сугубо индивидуальная, человек соизмеряет свои действия в соответствии с тем возрастом который он ощущает, однако в конце концов время объективно беспощадно, а Рома к 1992 году вплотную подошел к своему шестидесятилетию. Надо думать, что в связи со своей недавней женитьбой Роман испытал некие переживания, которые подвигли его снять «Bitter Moon» - эротический триллер на очень высоком художественном уровне, при этом предельно откровенный по форме.

Интерес к садо-мазо тематике Полански проявлял всегда, однако в «Горькой луне» тема составила основу концепции, при этом сабж почти исключил стеб, оставив немного горькой иронии. В целом фильм по взрослому серьезен, в финале даже слегка переходя черту, что в общем для фильмов Романа обычное дело, можно вспомнить выстрелы в финале «Тупика», «Китайского квартала» или того же «Франтика».

Тема чужака или даже «отверженного» в «Bitter Moon» так же раскрыта в полной мере, более того она является центральной частью сюжета. В прологе, американский писатель в Европе – просто одинокий человек, в эпилоге он изгой, инвалид – нравственно и морально уничтоженный человек. Кроме того действие в основе, разворачивается на круизном лайнере, в замкнутом, тесном пространстве.

Фильм, не смотря на свою рискованную форму, поднимает нешуточные вопросы: где проходит баланс между ответственностью и свободой, и так ли близки друг от друга ненависть и любовь. Все это вместе взятое ставит «Горькую луну» в ряд самых удачных авторских фильмов Поланского, таких как «Нож в воде», «Тупик», «Что?» и «Жилец».

Ловлю себя на мысли, что чем больше я читаю рецензий Кудрявцева, тем больше нахожу несовпадений со своим собственным восприятием. Я не согласен с его оценками практически каждого просмотренного фильма, но вот оценивать авторский, камерный фильм с точки зрения кассы и популярности… это уже совсем свинство.

А теперь о политике, которую никто в упор не хочет видеть в картине. Речь то идет о чилийском фашизме, поддержанном как раз американцами, а в лице адвоката Эскобара ясно видно лицо современной либеральной демократии, мелочной, продажной и трусливой. И че тут удивляться что фильм заклевали «критики» и прокатчики.

Теперь что касается художественной составляющей. «Смерть и дева» это «Горькая луна» доведенная до своего Абсолюта, там нет ничего лишнего, только изолированный берег, океан и трое. И еще отношения между ними, с проекцией в прошлое и будущее. Никаких визуальных флешбеков, только монологи, кстати мастерски прописанные, что собственно и держит до последних минут в чисто «разговорном» фильме. Актерская игра на предельно высоком уровне, особенно Кингсли, а что касается Сигурни Уивер… первое что пришло на ум после просмотра, это что звезда «ЧУЖОГО» пожалуй, лучшая кандидатура на главную роль в фильме сабжа, к тому же начало «Death and the Maiden», довольно стебно обыгрывает именно творение Ридли Скотта. Между тем, по здравому размышлению, именно Сигурни идеальная актриса на эту роль и справилась она более чем достойно, за что ей респект и уважуха.

Напоследок небольшой синопсис. На мой взгляд «Смерть и дева» один из самых личностных фильмов Полански и раскрывает он, в форме политического триллера, отношения человека и общества, а так же отношения между людьми, равно как и животный характер некоторых подобных отношений, и как при этом, все же оставаться людьми. Все очень просто и жестко, несмотря на полное отсутствие крови, кишков, экшена и т.д.

Несмотря на всю витиеватость и запутанность сюжета (настолько, что наверное и сам Рома поплыл походу), «Девятые врата» достаточно простой фильм. Остросюжетный мистический триллер, с простой моралью: не кради, не прелюбодействуй, не убий, вопщем не греши, а коли ты всем этим занимаешься, то будь добр… проходи в ворота. Что собственно Джонни Депп, а точнее его персонаж (по сути одно и то же) и делает не задумываясь, являя собой некий современный архетип.

В педивикии пишут что «Девятые врата» - первый после «Ребенка Розмари» мистический фильм Полански, с чем я категорически не согласен, потому как были еще «Макбет», «Что?» и «Жилец» - вполне себе мистические триллеры, с по сути схожим посылом.

И вот опять мы видим американца в чуждой, дикой стране, при этом алчный и циничный американец прямиком направляется в ад, ведомый самим ангелом дьяволом в облике жены Романа. Ну что ж, только ради подобного доставляющего сюжета стоило снимать «The Ninth Gate», к тому же Санья определенно была достойна своей кинороли. Спецэфекты правда подкачали… очень уж уморительно она там летает на веревках…

Продолжение следует…
Tags: Роман Полански
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments