?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
«ОТЧУЖДЕНИЕ» ПОЛАНСКИ. Часть 2.
pasha_popolam wrote in drugoe_kino
«Американские критики полагали, что я решил ставить «Макбета» с целью какого-то катарсиса. На самом же деле я остановил на нем свой выбор потому, что полагал, что по крайней мере в Шекспире никто не найдет ничего предосудительного. После дела Мэнсона стало ясно, что всякий поставленный мной фильм вызовет одну и ту же реакцию».

Роман Полански


Сказка о всеобщей любви, цветах и «земном рае» закончилась 8 августа 1969 года, вероятно она закончилась для целого поколения, но Роман Полански находился на самом краю отделяющем фантазии от жестокой реальности.

«Макбет» Поланского лишен не только семидесяти процентов Шекспировского текста, он напрочь лишен какой либо поэтичности и патетики. Фильм тяжеловесен, приземлен и натуралистичен. Проблемы с ним начались еще на стадии проекта, голливудские компании отказались от постановки, заинтересованность выказал только Хью Хефнер издатель "Плейбоя", увлеченный продвижением своей киностудии. Съемки проходили в Уэллсе, в тяжелых погодных условиях, бюджет в 3,1 млн был значительно превышен, в прессу просочилась инфа о возможной обнаженке, в связи с чем –«общественность негодуе».

«В хреческом зале, в хреческом зале» - Тьюздэй Уэлд гордо ушла, отказавшись заголица, ничего, нашлась и посговорчивей - Франческа Аннис например. Ну и что, что она слегка не аутентична и ходит голой, Роман лучше знает про Шотландию. Скажите спасибо, что там только леди Макбет и бабули ведуньи без одежды, а не весь актерский состав.

В общем и целом, вполне себе колоритное кинцо получилось, остается удивлятся почему в итоге "Playboy Enterprises" потерпел значительные убытки, тем не менее это вовсе не умаляет его заслуги в причастности к созданию одной из самых нестандартных в истории кино постановок Шекспира. Полански же в «Магбете» выплеснул столько негатива и депрессии, что на следующий не осталось и полстакана, к тому же Романа порядком достали чопорные англо-саксы со своим Шекспиром, так что сабж рванул в солнечную Италию, где очень даже уважают античную эротику.


Конечно «Что?» это вполне себе абсурдистское кино, насколько абсурдистским является, к примеру «Одиссея» Гомера или «Алиса в стране чудес» Керрола, жанр впоследствии основательно разработанный целой армией кинорежиссеров. Поланский же сделал комедийную кино-притчу в авторском, оригинальном ключе. Фильм оказался совершенно не понят, ни широким зрителем, ни критиками, что вполне закономерно - в легкомысленную, комедийную форму заключен серьезный контекст со множеством смыслов, причем их столько, что любой внимательный зритель может легко найти собственные. По крайней мере, в тех рецензиях что попадались мне, авторы раскрывали смысл фильма каждый в своем оригинальном видении, удивительно, но все они кажутся вполне объективными. В картине множество персонажей и действия с отсылками на большое количество источников европейской и мировой культуры, это по сути фильм-ребус, достойный лучших фильмов Линча и Кубрика, только с большим уклоном в авторский черный юмор.

Ко всему прочему картина вовсе не выходит за рамки заданного Полански творческого направления. Это некое изолированное (в данном случае более мифически-потустороннее) место, куда попадает американская туристка, совершенно чужая в Европе и оказывается среди персонажей, занятых каждый своим бредовым занятием. По сути это «Бал вампиров», снятый в авторской интерпретации, как бы вывернутый наизнанку или отраженный в зеркале. И еще в «Что?» открытым текстом заявлена тема некоего саркастически-сатирического БДСМ, раскрытого более широко в последующих картинах сабжа. А тем кому параллельно копаться в скрытых смыслах, могут совершенно спокойно пялится на Сидни Ром, главное не разделить участь престарелого персонажа, который скоропостижно ускорил свой конец, взглянув на прелести оной легкомысленной особы.

В 1974 году Полански возвращается в Америку, точнее именно в Лос-Анджелес и снимает фильм на студии «Paramount», впоследствии обозначенный как первый снятый нео-нуар.

Действительно «Chinatown» безупречно стилизован под старые нуар-фильмы, сценарий писался с большой тщательностью совместно Робертом Тауном и Полански около года. Однако есть в этом фильме еще одна особенность. Это первый фильм Полански снятый на остро-социальную, в большой степени политическую тему, с коррупцией густо замешанной на насилии, извращениях и вседозволенности. Фильм снят в реалистическом стиле, и в нем почти физически чувствуется отторжение Романом этого места на карте, само название – метафора чужеродности и тотальной неприкаянности. Очень скоро Лос-Анджелес отплатит ему той же монетой плюс проценты.

А пока фильм номинируют на кучу «Оскаров» (получает правда только один - за сценарий). Тем не менее «Китайский квартал» остается одним из лучших в актерской карьере Джека Николсона и Фэй Данауэй, известной своими, на тот момент, конфиденциальными отношениями с Мастрояни, сыгравшем в предыдущем фильме Полански.

«Жилец» это «Отвращение» и «Ребенок Розмари» в одном флаконе, в нем присутствует лучшее из этих двух, в то же время в фильм добавлены те недостающие элементы, коих не хватало в них же. В отличие от «Отвращения», «Жилец» получил нелинейный, хитро закрученный сюжет, плюс фильм обладает мощнейшим саспенсом и густой как сироп гнетущей атмосферой, чего недоставало в «Ребенке Розмари». Ко всему прочему Полански утвердил на главную роль себя любимого, тем самым подтвердив важность темы для себя лично и практически напрямую выразив с экрана состояние загнанного со всех сторон чужака. Что же касается темы мистики, то она подана, как и в других фильмах сабжа, неясно и двусмысленно, зритель, каждый на свой извращенный вкус, может истолковать необъяснимое например: дьявольщиной, пришельцами или шизофреническим бредом.



Для Изабель Аджани «Жилец» был девятым фильмом и к тому времени она уже была довольно известна, однако мало кто знает что в фильме сыграла еще одна совсем начинающая актриса, впоследствии получившая широкую, скандальную известность.

Ева Ионеско в возрасте одиннадцати лет в 1976 году, очень активно эксплуатировалась своей мамашей Ириной Ионеско на предмет модели в эротических фотосессиях, фото с ней печатались и в «Playboy» и в «Penthouse». В следующем году сия «модель» снялась в фильме странного дядьки по имени Пьер Джузеппе Мурджа под названием «Распутное детство», даже для привычного ко всякому непотребству «прогнившему Западу» семидесятых, это было – перебор.

Критики и «широкая общественность» порвали «нетленку» как тузик грелку, что однако совсем не помешало старлетке, а впоследствии «законченной» актрисе, сделать неплохую карьеру. Ева снялась в более пятидесяти фильмах и театральных постановках, а в 2011 м сама сняла фильм о своем тяжелом детстве, в котором впрочем, эпизод с «Жильцом» тактично опустила.
Теперь догадайтесь что ждало потерявшего в Европе чувство самоконтроля Романа (во Франции возраст согласия составляет пятнадцать, а в Германии четырнадцать лет), мамаша подобной Еве Ионеско, только калифорнийской модели - Саманты Геймер, до того не имевшую ни к кому ни каких претензий, подала на Полански в суд.

Саманта Геймер в наши дни, утверждает что никогда не имела к Полански претензий.

Все что произошло в дальнейшем, жевано-пережевано много раз, хочется только предположить, что если бы американцы хотели реально посадить Романа Полански, они бы не дали ему шансов смыться и уж после смогли бы его достать. Из этого следует, что истинным намерением было именно выдворить его к чертям из страны. Так или иначе с 1977 года Либлинг окончательно отчужден от Америки, что однако совсем не мешает ему снимать фильмы в заданном фарватере, не отступая от своих тем. А пока он два года занимается тем что бегает от судебного преследования и только в 1979 году снимает «Тесс».



На съемках «Тесс» у Полански развивается роман с Настасьей Кински, это происходит практически в открытую, ни один уважающий себя журналист, на тот момент не обошел эту тему. Настасью Роман знал еще по работе редактором в «Vogue», Насте кстати на тот момент было пятнадцать, по воспоминаниям сабжа, он уже тогда видел ее в экранизации и даже отправил на курсы актерского мастерства в Лос-Анджелес. Сама Кински всегда говорила о режиссере с уважением и уверяла что все было исключительно по любви, американцев же считала ханжами и лицемерами, сделавшими с Полански то же что и с Чаплином. Так или иначе, но все это никак не повлияло на съемочный процесс, Полански снимал фильм дотошно, качественно, с большим вниманием к деталям и посвятил его Шерон Тейт. Исполнение главной роли в «Тесс» стали для Кински первым серьезным, международным успехом.

Роман Томаса Гарди, который собственно и лег в основу, вполне укладывается в общую струю творчества сабжа. Печальная участь девушки из бедной (хоть и в далеком прошлом родовитой) семьи, попытавшейся сесть не в свои сани, а так же широкая картина упадка и деградации британской аристократии.
Фильм получил премию «Сезар» и был выдвинут на «Оскар», а так же имел серьезные кассовые сборы и успех у критиков.
И наконец, Либлинг получил французское гражданство, что собственно явилось хоть каким-то гарантом его более-менее спокойного существования. Однако как показала жизнь, покой Роману в общем и не особо то нужен был.


Продолжение следует…


promo drugoe_kino september 26, 03:11 4
Buy for 100 tokens
Несколько лет назад на международном кинофестивале документального кино "Послание к человеку" появился замысел программы игрового кино. Идея была проста - через популярность игрового кино привлечь внимание зрителя к документальным картинам. Составить программу, получившую название…

  • 1
sehr interessant... жду продолжения.

Edited at 2018-08-15 07:06 pm (UTC)

На кадре из Жильца, рядом с Евой сама маман?

Нет. Насколько я знаю это Лиля Кедрова, кстати довольно известная актриса русского происхождения.

  • 1