?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
ХАЙКУ ДЛИНОЮ В 120 МИНУТ
bw
lookaround wrote in drugoe_kino
"Магазинные воришки" (реж. Хироказу Корээда, 2018)

manbiki-kazoku-palme-d-or
Победители Каннского МКФ-2018

Спокойная, скромная, но очень обаятельная картина Хироказу Корээда "Магазинные воришки" не произвела на Каннском Кинофестивале фурор. Напротив, многими была принята за проходную картину. Тем неожиданней было решение жюри - отдать этой картине "Золотую пальмовую ветвь". Не все его приняли. Многим не понятно, как совершенно негромкая картина смогла обойти два десятка других, половина из которых - настолько значимы и ожидаемы. Приведу ограниченный список конкурентов:


"Пепельный - самый чистый белый" могучего китайского мастера Цзя Чжанке
"Пылающий", уже имеющий великолепный прокат, корейца Ли Чхан Дона
"Черный клановец", комедия американца Спайка Ли, получившая на этом же фестивале Гран-При (что в Каннах считается призом №2)
"Холодная война" поляка Павла Павликовского, обладателя "Оскара" за предыдущий фильм "Ида", получившего приз за режиссуру
"Все знают" иранца Асгара Фархади, с Хавьером Бардемом и Пенелопой Крус в главных ролях
"Счастливый Лазарь" итальянки Аличе Рорвахер, обладательницы Пальмой Ветви за фильм "Чудеса" и получившей приз за сценарий
"Лето" россиянина Кирилла Серебренникова, с лучшим саундтреком, сидящего под арестом в России
"Три лица" ещё одного иранца, Джафара Панахи, также невыездного со свеой родины
"Дикая груша" турка Нури Бильге Джейлана, любимца фестивалей
"Образ и речь" французского мэтра Жан-Люка Годара, получившего в итоге Специальный Приз.

Короче, мотивов у членов жюри отдать приз №1 кому-то другому было миллион. Как политических - с тем, чтобы выразить поддержку конкретным людям, или привлечь внимание к проблемам целых стран и регионов, так и цеховых - дабы поддержать своих соотечественников или знаковые авторитетные фигуры. Следует учитывать и внезапный контекст - феминистскую демонстрацию на фестивале, к которой примкнули и все женщины-члены жюри. В связи с чем многие ожидали награждения именно женщин. Что, отчасти и произошло - приз жюри ушел ливанке Надин Лабаки с картиной "Капернаум". Но... Но... Но "Золотую пальмовую ветвь" вручили именно Хирокадзу Корээда - мужчине, свободно выехавшему из страны без особых политических и экономических проблем, и не то, чтобы совсем неизвестному (его картина "Никто не узнает", история про детей оставшихся жить без матери в маленькой квартире, боролась в 2004 году за "Пальмовую ветвь" и завоевала 14-летнему Юя Ягира приз "Лучшему актеру"), но явно находящегося в тени других участников конкурса. Япония, в отличие от Кореи и Китая, давно не в центре внимания, а японский кинематограф, блиставший в Европе всю вторую половину ХХ-го века, нынче представлен только заслуженным старцем Такеши Китано, и режиссерами скорее локального значения - такими как Наоми Кавасе.

Многие критики посчитали, что вручение приза японской картине - соломоново решение жюри. Вроде как, было множество достойных и у каждого в жюри были свои любимцы, но сошлись на "серой лошадке", дабы не перессориться и никого не обидеть. Но мне, после просмотра этой, безусловно, замечательной картины, почему-то кажется, что победа "Магазинных воришек" может означать именно то, что и означает главный приз - т.е. чистую заслуженную победу. Возможно, супротив традиционной каннской моды выбирать наиболее интеллектуальные фильмы, фильмы, которые двигают вперёд киноязык и киноиндустрию, возможно, впервые за много лет, жюри,  под председательством австралийки Кейт Бланшетт, просто проголосовало сердцем. Кстати, почему-то уверен, что находившийся в жюри Андрей Звяигнцев, голосовал именно за эту картину. Вот прям уверен!

visual

Не буду скрывать, из моих знакомых фильм понравился далеко не всем. Я и сам не очень жалую каннских призёров, по большей части они мне кажутся занудными и скучными. Но от "Воришек" я, как и моя спутница, был в восторге! Удивительный феномен - каждый из нас смотрел какое-то свое кино. Когда мы сравнивали впечатления, "показания" настолько разнились, что вплоть до противоположных. Равно как и "показания" знакомых, которым фильм не понравился. Из чего следует неожиданный вывод о богатстве интерпретаций, которого совершенно не ждёшь от, казалось бы, тривиальной истории. "Простота" на поверку оказалась громадным полотном экрана, на который каждый спроецировал что-то своё личное.

Дальше тем, кого я уже заинтересовал посмотреть данную картину, лучше не читать. Идти и смотреть, не строя особых ожиданий, но понимая, что всё-таки наградили её не просто так. Что-то в ней есть! Тем же, кто посмотрел, или кто не боится испортить себе первое впечатление - welcome! Обещаю рассказать, почему же данная картина - безусловный шедевр в лучших традициях Страны Восходящего Солнца.



Конечно же, фильм Корээды далеко не прост! У него как минимум двойное дно - а именно наличие второй части, без которой он может и остался бы очень милым, сентиментальным кинишком о превратностях судьбы, не пройдя даже отбор. Хотя вру, ведь именно за такое кино мы и любим, например, Такеши Китано. Как минимум раннего, времен "Ребята возвращаются" или "Кикудзиро". История о том, как случайные люди вдруг оказываются в одной лодке и превращаются в самую натуральную семью, не имея при том никаких кровных связей друг с дружкой, действительно, снята в лучших традициях азиатского кинематографа - неунывающие герои, которые постоянно смеются, искренне любят друг друга, а порою и хитрят, что только придает повествованию легкий оттенок комичности. И всё это в живописном азиатском разноцветии, благодаря которому их нищета порою кажется куда соблазнительнее жизни российского среднего класса. Во всяком случае, радостнее.

o1007052814164940846

И вот, когда типичная веселая история о приключениях плутов-непосед, по всем законам жанра, должна была бы подойти к счастливой или трогательной развязке, Корээда внезапно, без всякого антракта и объявления войны, начинает второй акт драмы! Что многими и было воспринято в штыки - "господи, да когда наконец он кончится?!". И второй акт, после первого, условно комедийного, - это безусловная трагедия! Мы видим крушение сладостной семейной идиллии, построенной режиссёром настолько мастерски, настолько тонко, что в голову лезли мысли не о том, возможно ли такая утопия или нет, а просто хотелось самому вот так, туда к ним, хотя бы на денёк. До слёз! Правда.

Конечно, в реальности такая семья просто не могла бы существовать, а режиссёр-фокусник весьма схитрил, "сделав монтаж" всем серьезным конфликтам внутри семейства, неизбежных на таком малом пространстве. Но кино - величайшая из иллюзий! За что и любимо.

800__manbikisubsubsubsu

Трагедийная часть, сразу скажу, жестока. Не так, как у Ким Ки Дука, который в киноленте "Сеть" даже без всяких своих коронных метафор показал поистинне душераздирающий трагедию маленького человека, попавшего в тиски государственной машины. Не так, но близко. Когда в конечном счёте вся семья попадает в полицию, система включается на полную, с тем чтобы восстановить нормы общества, весьма легкомысленно вынесенные дружной семьёй за скобки. Членов семьи натравливают друг на друга, вскрывая трагические подробности жизни каждого. Ужас ситуации состоит ещё и в том, что делается это, вроде как, из лучших побуждений. И ведь никак не объяснишь им, всем этим винтикам государства - полицейским и судьям, соцработникам и психологам, - что сеют они не добро, а скорбь. Но им, к сожалению, никто не показал первой части. Только маленькая девочка Юри попыталась в своем красочном рисунке донести до больших дяденек, как ей было хорошо. Безуспешно. А потому, каждый герой картины приходит к финалу в полном одиночестве - в тюремной камере, в доме престарелых, в интернате или в своей родной семье, которая тебя никогда не любила, не любит и любить не будет.

20180606-manbiki-main

Финал долгий. Для кого-то раздражающе долгий. Но каждый герой, в своем одиночестве должен, обязан(!) сказать свою последнюю реплику. И вот когда все реплики сказаны, вскрывается третье дно, так характерное именно для японского искусства - послевкусие... То самое ощущение "ваби-саби", которое практически не переводится словами, но непроизвольно возникает, например, после прочтения шедевров японской поэзии. (Очень упрощенно, это глубинное переживание подлинности и простоты бытия, внутренней силы и хрупкости, мимолетности и вечного превращения жизни и смерти). Финал "Магазинных воришек", нарушая древнегреческую дихотомию комедии и трагедии, становится самостоятельной частью картины. Третьей строкой хайку, переводящей зрителя из пространства сюжета в созерцание и размышление одним единственным кадром.

Грустно девочка смотрит с балкона.

* * *

А дальше... Можно очнуться от киносновиденья и порассуждать на тысячу разных тем - этично ли красть детей, которые никому не нужны? Было бы здорово или нет, если б каждый мог выбирать себе не только друзей и любимых, но и родителей, братьев и сестер? Бывают ли безусловно счастливые семьи? Исчезает ли институт семьи и куда мы все вместе катимся? Можно подивиться тому, как легко вслед за героями картины, мы, зрители, безропотно совершали весьма непростые моральные(и аморальные) выборы. Можно поспорить с воображаемой Кейт Бланшетт, высказав ей все свои "фи". А можно воскурить фимиам в её честь. Можно просто помолчать и отправиться гулять по ночному городу.

Последнее, мне кажется, предпочтительнее.



#Strelka #КинофестивальНаСтрелке #прокино #strelkafilmfestival #strelkasummer


promo drugoe_kino september 26, 03:11 4
Buy for 100 tokens
Несколько лет назад на международном кинофестивале документального кино "Послание к человеку" появился замысел программы игрового кино. Идея была проста - через популярность игрового кино привлечь внимание зрителя к документальным картинам. Составить программу, получившую название…

  • 1
Занятно получилось! Только прочитал название "Магазинные воришки" — и почему-то сразу вспомнился "Никто не узнает". Оказалось, что оба фильма снял один и тот же режиссер. Спасибо за наводку. Надо смотреть!

да, мне эта картина тоже вспомнилась ещё на просмотре и я также удивился, что автор один. но Корээда вообще специалист по изучении семьи через язык кино, чем привлек мое внимание ко всей своей фильмографии.

Хирокадзу Корээда... Спасибо что вы о нем пишете!
дали приз режисеру, который и не нуждается в призах.
Приз этот нам, потому что мы наконец-то можем узнать работы, одного из самых талантливых, гениальных, думающих (не хватает слов от эмоций) современников. И так замолчали этот приз, такой важный для нас.
Фильмы, казалось бы очень японские (можно много узнать об Японии вплоть до мелочей быта), но они настолько о людях-это удивительно. Он,правда, документалист.
Каждый фильм жду и каждый раз путешествие. спасибо что есть и снимает.
Такое по проникновению в эмоции и понимание человека только Муратова еще могла.

поддерживаю по всем пунктам. особенно обидно за наших кинокритиков.

Жень, а где все это посмотреть ? Что-то на первый взгляд в поиске ничего не нашел

ну он только вышел. это вообще первый предпремьерный показ в России был. Будет в прокате в этом году, можно поискать точную дату. Правда, не знаю, доберется ли до Камчатки.

  • 1