Небесный землемер (lookaround) wrote in drugoe_kino,
Небесный землемер
lookaround
drugoe_kino

Categories:

ХАЙКУ ДЛИНОЮ В 120 МИНУТ

"Магазинные воришки" (реж. Хироказу Корээда, 2018)

manbiki-kazoku-palme-d-or
Победители Каннского МКФ-2018

Спокойная, скромная, но очень обаятельная картина Хироказу Корээда "Магазинные воришки" не произвела на Каннском Кинофестивале фурор. Напротив, многими была принята за проходную картину. Тем неожиданней было решение жюри - отдать этой картине "Золотую пальмовую ветвь". Не все его приняли. Многим не понятно, как совершенно негромкая картина смогла обойти два десятка других, половина из которых - настолько значимы и ожидаемы. Приведу ограниченный список конкурентов:


"Пепельный - самый чистый белый" могучего китайского мастера Цзя Чжанке
"Пылающий", уже имеющий великолепный прокат, корейца Ли Чхан Дона
"Черный клановец", комедия американца Спайка Ли, получившая на этом же фестивале Гран-При (что в Каннах считается призом №2)
"Холодная война" поляка Павла Павликовского, обладателя "Оскара" за предыдущий фильм "Ида", получившего приз за режиссуру
"Все знают" иранца Асгара Фархади, с Хавьером Бардемом и Пенелопой Крус в главных ролях
"Счастливый Лазарь" итальянки Аличе Рорвахер, обладательницы Пальмой Ветви за фильм "Чудеса" и получившей приз за сценарий
"Лето" россиянина Кирилла Серебренникова, с лучшим саундтреком, сидящего под арестом в России
"Три лица" ещё одного иранца, Джафара Панахи, также невыездного со свеой родины
"Дикая груша" турка Нури Бильге Джейлана, любимца фестивалей
"Образ и речь" французского мэтра Жан-Люка Годара, получившего в итоге Специальный Приз.

Короче, мотивов у членов жюри отдать приз №1 кому-то другому было миллион. Как политических - с тем, чтобы выразить поддержку конкретным людям, или привлечь внимание к проблемам целых стран и регионов, так и цеховых - дабы поддержать своих соотечественников или знаковые авторитетные фигуры. Следует учитывать и внезапный контекст - феминистскую демонстрацию на фестивале, к которой примкнули и все женщины-члены жюри. В связи с чем многие ожидали награждения именно женщин. Что, отчасти и произошло - приз жюри ушел ливанке Надин Лабаки с картиной "Капернаум". Но... Но... Но "Золотую пальмовую ветвь" вручили именно Хирокадзу Корээда - мужчине, свободно выехавшему из страны без особых политических и экономических проблем, и не то, чтобы совсем неизвестному (его картина "Никто не узнает", история про детей оставшихся жить без матери в маленькой квартире, боролась в 2004 году за "Пальмовую ветвь" и завоевала 14-летнему Юя Ягира приз "Лучшему актеру"), но явно находящегося в тени других участников конкурса. Япония, в отличие от Кореи и Китая, давно не в центре внимания, а японский кинематограф, блиставший в Европе всю вторую половину ХХ-го века, нынче представлен только заслуженным старцем Такеши Китано, и режиссерами скорее локального значения - такими как Наоми Кавасе.

Многие критики посчитали, что вручение приза японской картине - соломоново решение жюри. Вроде как, было множество достойных и у каждого в жюри были свои любимцы, но сошлись на "серой лошадке", дабы не перессориться и никого не обидеть. Но мне, после просмотра этой, безусловно, замечательной картины, почему-то кажется, что победа "Магазинных воришек" может означать именно то, что и означает главный приз - т.е. чистую заслуженную победу. Возможно, супротив традиционной каннской моды выбирать наиболее интеллектуальные фильмы, фильмы, которые двигают вперёд киноязык и киноиндустрию, возможно, впервые за много лет, жюри,  под председательством австралийки Кейт Бланшетт, просто проголосовало сердцем. Кстати, почему-то уверен, что находившийся в жюри Андрей Звяигнцев, голосовал именно за эту картину. Вот прям уверен!

visual

Не буду скрывать, из моих знакомых фильм понравился далеко не всем. Я и сам не очень жалую каннских призёров, по большей части они мне кажутся занудными и скучными. Но от "Воришек" я, как и моя спутница, был в восторге! Удивительный феномен - каждый из нас смотрел какое-то свое кино. Когда мы сравнивали впечатления, "показания" настолько разнились, что вплоть до противоположных. Равно как и "показания" знакомых, которым фильм не понравился. Из чего следует неожиданный вывод о богатстве интерпретаций, которого совершенно не ждёшь от, казалось бы, тривиальной истории. "Простота" на поверку оказалась громадным полотном экрана, на который каждый спроецировал что-то своё личное.

Дальше тем, кого я уже заинтересовал посмотреть данную картину, лучше не читать. Идти и смотреть, не строя особых ожиданий, но понимая, что всё-таки наградили её не просто так. Что-то в ней есть! Тем же, кто посмотрел, или кто не боится испортить себе первое впечатление - welcome! Обещаю рассказать, почему же данная картина - безусловный шедевр в лучших традициях Страны Восходящего Солнца.



Конечно же, фильм Корээды далеко не прост! У него как минимум двойное дно - а именно наличие второй части, без которой он может и остался бы очень милым, сентиментальным кинишком о превратностях судьбы, не пройдя даже отбор. Хотя вру, ведь именно за такое кино мы и любим, например, Такеши Китано. Как минимум раннего, времен "Ребята возвращаются" или "Кикудзиро". История о том, как случайные люди вдруг оказываются в одной лодке и превращаются в самую натуральную семью, не имея при том никаких кровных связей друг с дружкой, действительно, снята в лучших традициях азиатского кинематографа - неунывающие герои, которые постоянно смеются, искренне любят друг друга, а порою и хитрят, что только придает повествованию легкий оттенок комичности. И всё это в живописном азиатском разноцветии, благодаря которому их нищета порою кажется куда соблазнительнее жизни российского среднего класса. Во всяком случае, радостнее.

o1007052814164940846

И вот, когда типичная веселая история о приключениях плутов-непосед, по всем законам жанра, должна была бы подойти к счастливой или трогательной развязке, Корээда внезапно, без всякого антракта и объявления войны, начинает второй акт драмы! Что многими и было воспринято в штыки - "господи, да когда наконец он кончится?!". И второй акт, после первого, условно комедийного, - это безусловная трагедия! Мы видим крушение сладостной семейной идиллии, построенной режиссёром настолько мастерски, настолько тонко, что в голову лезли мысли не о том, возможно ли такая утопия или нет, а просто хотелось самому вот так, туда к ним, хотя бы на денёк. До слёз! Правда.

Конечно, в реальности такая семья просто не могла бы существовать, а режиссёр-фокусник весьма схитрил, "сделав монтаж" всем серьезным конфликтам внутри семейства, неизбежных на таком малом пространстве. Но кино - величайшая из иллюзий! За что и любимо.

800__manbikisubsubsubsu

Трагедийная часть, сразу скажу, жестока. Не так, как у Ким Ки Дука, который в киноленте "Сеть" даже без всяких своих коронных метафор показал поистинне душераздирающий трагедию маленького человека, попавшего в тиски государственной машины. Не так, но близко. Когда в конечном счёте вся семья попадает в полицию, система включается на полную, с тем чтобы восстановить нормы общества, весьма легкомысленно вынесенные дружной семьёй за скобки. Членов семьи натравливают друг на друга, вскрывая трагические подробности жизни каждого. Ужас ситуации состоит ещё и в том, что делается это, вроде как, из лучших побуждений. И ведь никак не объяснишь им, всем этим винтикам государства - полицейским и судьям, соцработникам и психологам, - что сеют они не добро, а скорбь. Но им, к сожалению, никто не показал первой части. Только маленькая девочка Юри попыталась в своем красочном рисунке донести до больших дяденек, как ей было хорошо. Безуспешно. А потому, каждый герой картины приходит к финалу в полном одиночестве - в тюремной камере, в доме престарелых, в интернате или в своей родной семье, которая тебя никогда не любила, не любит и любить не будет.

20180606-manbiki-main

Финал долгий. Для кого-то раздражающе долгий. Но каждый герой, в своем одиночестве должен, обязан(!) сказать свою последнюю реплику. И вот когда все реплики сказаны, вскрывается третье дно, так характерное именно для японского искусства - послевкусие... То самое ощущение "ваби-саби", которое практически не переводится словами, но непроизвольно возникает, например, после прочтения шедевров японской поэзии. (Очень упрощенно, это глубинное переживание подлинности и простоты бытия, внутренней силы и хрупкости, мимолетности и вечного превращения жизни и смерти). Финал "Магазинных воришек", нарушая древнегреческую дихотомию комедии и трагедии, становится самостоятельной частью картины. Третьей строкой хайку, переводящей зрителя из пространства сюжета в созерцание и размышление одним единственным кадром.

Грустно девочка смотрит с балкона.

* * *

А дальше... Можно очнуться от киносновиденья и порассуждать на тысячу разных тем - этично ли красть детей, которые никому не нужны? Было бы здорово или нет, если б каждый мог выбирать себе не только друзей и любимых, но и родителей, братьев и сестер? Бывают ли безусловно счастливые семьи? Исчезает ли институт семьи и куда мы все вместе катимся? Можно подивиться тому, как легко вслед за героями картины, мы, зрители, безропотно совершали весьма непростые моральные(и аморальные) выборы. Можно поспорить с воображаемой Кейт Бланшетт, высказав ей все свои "фи". А можно воскурить фимиам в её честь. Можно просто помолчать и отправиться гулять по ночному городу.

Последнее, мне кажется, предпочтительнее.



#Strelka #КинофестивальНаСтрелке #прокино #strelkafilmfestival #strelkasummer

Tags: #strelka, #strelkafilmfestival, #strelkasummer, #КинофестивальНаСтрелке, #прокино, 2018, Каннские победители, Каннский кинофестиваль, Кинофестиваль на Стрелке, Хирокадзу Корээда, японское кино
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments