Небесный землемер (lookaround) wrote in drugoe_kino,
Небесный землемер
lookaround
drugoe_kino

Category:

НА ГРЕБНЕ "НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ВОЛНЫ"

"Сердце мира"  (реж. Наталья Мещанинова, 2018)

Двоякое у меня чувство после просмотра. Отлично сделанное кино во всех аспектах - камера, текст, сюжет, актеры, в том числе и четвероногие. Главный приз "Кинотавра" однозначно показывает: Наталья Мещанинова - состоявшийся мастер, со своим почерком и своей темой.

796431


Что в дебютном "Комбинате "Надежда", что в "Сердце мира" Мещанинова открывает нам свой мир - не столько жестокий, сколько холодный. Северный Норильск, дождливая Псковщина - всё одно. Люди загнаны в клетки, дни похожи один на другой. Редкое развлечение - сходить в кино или напиться с товарищем, и всё по новой. Герои, как и полагается канонами "российской новой волны", ни хороши, ни плохи. Объёмны. Противоречивы.

Если в финале "Комбината" главная героиня сбегала из своего безнадежного захолустья в большой мир, то в начале "Сердца" мы видим обратное движение главного героя, сбежавшего из большого мира в глухую заимку. Но и там, в узком кругу людей и животных, не может найти покоя. Несвоевременные известия с "большой земли" выбивают и без того скользкую почву из-под ног. И покатилось...

796428


Ушедший от бабушки-дедушки, матушки и тётушки, от всех ушедший Колобок Егор обламывает зубки Лисичке-сестричке, Зайка-попрыгайка убегает зареванным в лес, Медведь награжден фингалом, в пол-лица и едва не посмертно, а невесть откуда взявшиеся в истории туристы-экологи получают дубиной по хребту. Старая сказка на новый лад. В итоге, герой решает поймать себя сам. Тут-то мы и понимаем, что никакой он не колобок, а просто потерявшийся щенок. Без роду, без племени. Дворняга. И не место ему в одной вальере с породистыми алабаями, которых к тому же кормить пора. Гостевой домик, в котором живёт Егор - та же конура. В хозяйский дом его зовут, кормят, даже любят. Но место, в случае чего, укажут. Щенок Егор платит за хозяйскую милость преданностью и прилежанием (вырезано цензурой: слабоумием и отвагой), но в отсутствие хозяев не прочь поваляться на хозяйской кровати и подъесть припасы в холодильнике. Дворняги - они такие, смекалистые. И очень живучие.

В принципе, с уверенностью можно постулировать, что мещаниновский Егор - новая реинкарнация балабановского Данилы Багрова. Всё те же травмы детства, всё тот же сложный подростковый возраст и всё то же "бытие в нигде".


36aa4ffd862535e5cb730308db7b80da


Мещанинова - мастер эпизодов. Они точны, интересны, выразительны. Под стать и псевдодокументальная камера Евгения Цветкова работает на эффект присутствия. Но всё же, но всё же... Чего-то не хватает. Чего-то такого, что перевело бы "Сердце мира" из категории "лучший среди домашних" в категорию действительно мирового кино. И это что-то, на мой личный взгляд - материя тонкая. Та самая документальность и точность материала, "конёк" Натальи и как режиссёра, и как сценариста, кажется служит её фильмам дурную службу. И "Комбинат", и "Сердце" слишком уж документальные, слишком серьезные, слишком глубокие... У Балабанова, помянутого выше, было что-то такое, от чего дух захватывает и сердце колотится сильнее. В "Брате", например, это была целая триада - сказочный сюжет, переделанный в боевик, крылатые фразы и узнаваемый, затертый до дыр русский рок. Кажется, что при огромном внутреннем сходстве главных героев, отношение к ним разное. Мещанинова холодно и подробно, документально препарирует Егора, в то время как у Балабанова(также снимавшего поначалу док), если не любовь, то особая теплота и душевность по отношению к "штабному писарю". Кажется, что и к зрителю их отношение во многом такое же.

Показательно в этом плане название фильма. Как рассказала Наталья в одном интервью, "сердце" здесь не то, что англичане зовут "heart", а сердцевина, "core". Анализ вместо душевности уже в первом слове.

Serdtse-mira-shoot-8


Второй момент, который, как мне кажется, сильно ограничивает Мещанинову-художника, это жесткое следование формату. Всё жесткое мертво и скучно. Ну правда! Игровое кино, в отличие от документального, куда гибче и позволяет богатейщую игру с форматами. Недавно смотренный "Фокстрот" Самуэля Маоза - яркий пример, как фильм о смерти может болтаться от трагедии к комедии и обратно, перебиваясь танцевальными номерами и мультипликационными вставками. Другой замечательный пример, причем очень созвучный "Сердцу мира", как по тематике и сюжету, так и по художественному решению - это "Стоять прямо" Алена Гироди.(Очень рекомендую его найти и посмотреть, особенно в связке с "Сердцем мира") Вплоть до финальной сцены, где герой-француз ложится спать в овине в обнимку с овцами. Несмотря на общее, фильм Гироди куда более смел и неоднозначен - он провакационен, местами фантастичен и даже немного скандален. Мещанинова же все углы сгладила, написав образцовое сочинение и получив заслуженную "пятерку с плюсом". К сожалению, это пока не "мировая литература".

Тем не менее, ни в коем разе не хочу отвернуть зрителя от действительно очень качественной и небанальной картины. Да и то, что я сравниваю её, пока ещё, молодого автора с лучшими режиссерами мира, думаю говорит само за себя.



Мой вердикт - очень достойная работа на гребне "новой российской волны", праотцом которой стоял Алексей Октябринович, а главными проводниками идей которой до недавнего времени были Хлебников, Хомерики, Сигарев, Попогребский. Могу ошибаться, но кажется, именно Мещанинова привнесла в "новую волну" элементы вербатима и вообще "новой драмы". Во всяком случае, дополнила её уникальным взглядом и чувством дистанции документалиста Марины Разбежкиной, у которой когда-то училась.

* * *

Тем, кому по сердцу описанный подход к кино, рекомендую успеть посмотреть картину двукратного призера Канн, Аличе Рорвахер, "Счастливый Лазарь". Мне кажется, и по духу, и по технике исполнения Наталья и Аличе очень родственны. Обе же очень сильны как сценаристы. А если кто хочет посмотреть другое российское кино, рекомендую "Подбросы" Ивана Твердовского и "Кислоту" Александра Горчилина. Предвижу, сняты они совсем в других традициях. Более подробно - в анонсе.

#Strelka #КинофестивальНаСтрелке #прокино #СердцеМира#strelkafilmfestival #strelkasummer

Tags: #strelka, #strelkafilmfestival, #strelkasummer, #КинофестивальНаСтрелке, #СердцеМира, #прокино, 2018, Кинофестиваль на Стрелке, Наталья Мещанинова, кинофестивали, новая российская волна
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments