na_shpilke (na_shpilke) wrote in drugoe_kino,
na_shpilke
na_shpilke
drugoe_kino

Categories:

"Убийство священного оленя" (2017): про ускользающую красоту "говорящих" образов

"Убийство священного оленя" (2017) Йоргоса Лантимоса - современный перевев на тему древнегреческой мифологии. История, где практрически ни один герой не вызывает симпатию, зато каждая сцена почти переполнена символизмом. В ход для этого идет все: от "говорящих" образов до музыкального сопровождения и костюмов.

И вот о последних и пойдет речь - о том, какую роль играют образы героев, костюмы и их эволюция в создании этой темной и необычной кино-притчи.





"Убийство священного оленя" - история об успешном хирурге под чьим скальпелем на чьем операционном столе скончался пациент и который не взял на себя за это ответственность. Восстановленя справедливости теперь требует осиротевший сын последнего и именно по древнему принципу: смерть за смерть / жертва за жертву.

Автор "Убийства священного оленя" не скрывает, что фильм - современная интерпретация древнего мифа. Здесь Колин Фаррелл "коронованный" бородой - не только успешный хирург, но новая версия Агамемнона, микенского царя, по ошибке убившего священную лань Артемиды (т.е. своего пациента).


В свою очередь сын-подросток умершего пациента оказывается несколько неожиданным воплощением...Артемиды. Обладая сверхестественными способностями, он требует жестокого восстановления справедливости - убийства одного из членов семьи доктора.


Однако создатели фильма (вместе с художниками по костюмам) задают загадку своему зрителю: кому в этой черной современной притче уготована роль Ифигении (дочери царя, которую положили на жертвенный алтарь, согласно мифу)?

Логично предположить, что это любимая дочь своего отца - юная, красивая и, казалось бы, невинная.


Художники по костюмам выбирают для нее соответствующий наряд, который подчеркивает девичьесть и юность, невинность и чистоту как для современного взгляда, так и с точки зрения символизма - светлые мягкие цвета, нежные цветы на футболке:


Именно в таком образе создатели фильма снимают сцену, где девочка стоит как будто привязанная к раскидистому дереву, так что кажется, что именно ей уготована роль жертвы:




Однако... В этой девочке уже зреет женственность и чувственность, что и отображено в следующем наряде - цветы на её платье уже не нежные и светлые, но окрашены в цвета чувственности и даже страсти:


Больше того, совсем не случайно в платье с такой же расцветкой мы увидим другую героиню - мать осиротевшего подростка, которую он, кажется, готовит в жены главному герою и заодно на роль своего отца:




И хотя рисунок здесь крупнее, а силуэт более облегающий и женственный, за счет чего образ получается более чувственный, зрелый, женский, это костюмное сходство вряд ли случайно. Особенно если учесть, что обе героини обращаются к своей женственности с целью привлечь и соблазнить понравившегося мужчину. Плюс, учитывая обстоятельства, у этой игры в обольщение в обоих случаях явно темный подтекст:


Второй кандидат на жертвенное заклание - младший сын хирурга. Ведь не просто в нескольких тревожных кадрах этот мальчик (и в частности из-за одежды) становится похожим на на... живую мишень для грядущего выстрела:




Кроме того мальчик - любимец своей матери, которая в первой части фильма [и благодаря нарядам] совсем не походит на жертву:



Её облику тоже определенно свойственны темный подтон, вплоть до ведьмацких нот, предполагающих силу, способность получать свое и манипулировать.


Смотрите, художники по костюмам используют похожий сарториальный прием для Николь Кидман уже не в первый раз - чтобы создать образ одновременно ведьминский, но и намекнуть на уязвимость героини (я уже детально писала об этом  здесь и здесь, в постах, посвященных анализу типажа этой актрисы):


Николь Кидман в "Убийстве священного оленя" и...


...в фильмах "Стокер"  и "Пока я не усну"

И вместе с этим именно сын - для этой героини любимый ребенок, между ним и матерью существует особая связь, которую подчеркивают костюмы, отчасти предвосхищая развитие сюжета:




Смотрите, как домашнее платье матери похоже на больничную робу, которую предстоить носить её заболевшему сыну, в то время как сама она возьмет на себя роль (и наденет костюм) его личной медсестры и сиделки:




И с этого момента, теряя любимого ребенка, героиня теряет и свою силу, из царицы превращаясь в сиделку, становясь сначала по-матерински мягкой, а потом и уязвимой, слабой, податливой - эволюция образа, воплощенная на экране посредством костюмов героини.






Вплоть до того, что можно начать подозревать, что не детям, а именно матери уготована на этот раз роль жертвы / Ифигении:




Однако даже внимательному зрителю костюмы на этот раз не раскрывают эту интригу. И даже намеренно сами превращаются в ребус, как еще один "говорящий" костюм героини, где цветы на светлой шелковой блузке похожи на пятна крови, но кто знает, чья это кровь и пролилась она по какой причине?...




Чтобы раскрыть эту интригу, "Убийство священного оленя" придется досмотреть до конца, я же сегодня заканчиваю на этом. До следующего выпуска костюмного выпуска, ведь show must go on и продолжение обязательно следует!

Tags: 2017, Николь Кидман, каннский фестиваль
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments