?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
"Убийство священного оленя" (2017): про ускользающую красоту "говорящих" образов
na_shpilke wrote in drugoe_kino
"Убийство священного оленя" (2017) Йоргоса Лантимоса - современный перевев на тему древнегреческой мифологии. История, где практрически ни один герой не вызывает симпатию, зато каждая сцена почти переполнена символизмом. В ход для этого идет все: от "говорящих" образов до музыкального сопровождения и костюмов.

И вот о последних и пойдет речь - о том, какую роль играют образы героев, костюмы и их эволюция в создании этой темной и необычной кино-притчи.





"Убийство священного оленя" - история об успешном хирурге под чьим скальпелем на чьем операционном столе скончался пациент и который не взял на себя за это ответственность. Восстановленя справедливости теперь требует осиротевший сын последнего и именно по древнему принципу: смерть за смерть / жертва за жертву.

Автор "Убийства священного оленя" не скрывает, что фильм - современная интерпретация древнего мифа. Здесь Колин Фаррелл "коронованный" бородой - не только успешный хирург, но новая версия Агамемнона, микенского царя, по ошибке убившего священную лань Артемиды (т.е. своего пациента).


В свою очередь сын-подросток умершего пациента оказывается несколько неожиданным воплощением...Артемиды. Обладая сверхестественными способностями, он требует жестокого восстановления справедливости - убийства одного из членов семьи доктора.


Однако создатели фильма (вместе с художниками по костюмам) задают загадку своему зрителю: кому в этой черной современной притче уготована роль Ифигении (дочери царя, которую положили на жертвенный алтарь, согласно мифу)?

Логично предположить, что это любимая дочь своего отца - юная, красивая и, казалось бы, невинная.


Художники по костюмам выбирают для нее соответствующий наряд, который подчеркивает девичьесть и юность, невинность и чистоту как для современного взгляда, так и с точки зрения символизма - светлые мягкие цвета, нежные цветы на футболке:


Именно в таком образе создатели фильма снимают сцену, где девочка стоит как будто привязанная к раскидистому дереву, так что кажется, что именно ей уготована роль жертвы:




Однако... В этой девочке уже зреет женственность и чувственность, что и отображено в следующем наряде - цветы на её платье уже не нежные и светлые, но окрашены в цвета чувственности и даже страсти:


Больше того, совсем не случайно в платье с такой же расцветкой мы увидим другую героиню - мать осиротевшего подростка, которую он, кажется, готовит в жены главному герою и заодно на роль своего отца:




И хотя рисунок здесь крупнее, а силуэт более облегающий и женственный, за счет чего образ получается более чувственный, зрелый, женский, это костюмное сходство вряд ли случайно. Особенно если учесть, что обе героини обращаются к своей женственности с целью привлечь и соблазнить понравившегося мужчину. Плюс, учитывая обстоятельства, у этой игры в обольщение в обоих случаях явно темный подтекст:


Второй кандидат на жертвенное заклание - младший сын хирурга. Ведь не просто в нескольких тревожных кадрах этот мальчик (и в частности из-за одежды) становится похожим на на... живую мишень для грядущего выстрела:




Кроме того мальчик - любимец своей матери, которая в первой части фильма [и благодаря нарядам] совсем не походит на жертву:



Её облику тоже определенно свойственны темный подтон, вплоть до ведьмацких нот, предполагающих силу, способность получать свое и манипулировать.


Смотрите, художники по костюмам используют похожий сарториальный прием для Николь Кидман уже не в первый раз - чтобы создать образ одновременно ведьминский, но и намекнуть на уязвимость героини (я уже детально писала об этом  здесь и здесь, в постах, посвященных анализу типажа этой актрисы):


Николь Кидман в "Убийстве священного оленя" и...


...в фильмах "Стокер"  и "Пока я не усну"

И вместе с этим именно сын - для этой героини любимый ребенок, между ним и матерью существует особая связь, которую подчеркивают костюмы, отчасти предвосхищая развитие сюжета:




Смотрите, как домашнее платье матери похоже на больничную робу, которую предстоить носить её заболевшему сыну, в то время как сама она возьмет на себя роль (и наденет костюм) его личной медсестры и сиделки:




И с этого момента, теряя любимого ребенка, героиня теряет и свою силу, из царицы превращаясь в сиделку, становясь сначала по-матерински мягкой, а потом и уязвимой, слабой, податливой - эволюция образа, воплощенная на экране посредством костюмов героини.






Вплоть до того, что можно начать подозревать, что не детям, а именно матери уготована на этот раз роль жертвы / Ифигении:




Однако даже внимательному зрителю костюмы на этот раз не раскрывают эту интригу. И даже намеренно сами превращаются в ребус, как еще один "говорящий" костюм героини, где цветы на светлой шелковой блузке похожи на пятна крови, но кто знает, чья это кровь и пролилась она по какой причине?...




Чтобы раскрыть эту интригу, "Убийство священного оленя" придется досмотреть до конца, я же сегодня заканчиваю на этом. До следующего выпуска костюмного выпуска, ведь show must go on и продолжение обязательно следует!


promo drugoe_kino july 15, 14:29 4
Buy for 500 tokens
Друзья! С 19 по 29 июля в Москве пройдёт кинофестиваль Strelka Film Festival by Okko. В программе - самые крутые и ожидаемые киноленты этого года, российские и иностранные, призеры Канн, Берлинале, Санденса и Кинотавра. Кроме того, в программе открытые встречи-дискуссии с кинорежиссерами,…

  • 1
Спасибо за освещение этого весьма запоминающегося фильма!
На выходе из кинозала во всех окружающих прямо фонило чувство аута. Посмотрели что то хорошее и наполненное, а объяснить привычно не выходит.

А у вас какое впечатление было от фильма?

Спасибо. Недавно смотрел "Ифигению" Какояниса, нужно будет и этот фильм глянуть для сравнения.

У Какояниса всё-таки более прямая интерпретация, хотя сравнить все равно интересно

Да, Какоянис даёт "тёплую ламповую" греческую трагедию as is.

Спасибо большое!


Рада, что понравилось

Спасибо за интереснейший текст, с каждым словом которого согласна.

Фильм оставил невероятно сложное необычное чувство и желание обязательно повторить просмотр.


Спасибо, рада, что Вам понравилось!

  • 1