Небесный землемер (lookaround) wrote in drugoe_kino,
Небесный землемер
lookaround
drugoe_kino

Categories:

ММКФ-2018. СЛОН СИДИТ СПОКОЙНО

Неспешная китайская лента открывается сценой сжигания мусора. Вонь проникает в дома. Тонкая метафора, суть которой открывается ближе к середине, где один из героев напрямую сравнивает себя с мусорным баком. Да, люди - мусор. Их удел сгореть, а до того - отравить жить другим. Почти все долгие 4 часа, а именно столько длится картина, кажется, что это и есть главная фабула фильма.

NdfvcgtIcc4


Дебютный, но уже удостоенный специального упоминания жюри Берлинале, фильм молодого режиссера Ху Бо - яркая, хотя в художественном решении как раз напротив - весьма блеклая и бесцветная, иллюстрация буддийской концепции страдания:

«Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал верх надо мной, он обобрал меня».
У тех, кто таит в себе такие мысли, ненависть не прекращается.

«Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал верх надо мной, он обобрал меня».
У тех, кто не таит в себе такие мысли, ненависть прекращается.

Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью,
но отсутствием ненависти прекращается она.

Ведь некоторые не знают, что нам суждено здесь погибнуть.
У тех же, кто знает это, сразу прекращаются ссоры.


(Дхаммапада, Глава парных строф)


Персонажи фильма практически всю дорогу ищут виноватых, что только раскручивает маховик страданий. Попытки вырваться из Колеса силой и героизмом также не приносят успеха. Что, стоит заметить, идёт вразрез с западной кинокультурой, где главный герой призван восстановить справедливость, защитить слабых и покарать зло, через что и обретает "хэппи энд". Но этическая дихотомия на хороших и плохих обманчива. Жизнь полна страдающих людей - вот единственная правда.

Примечателен момент, когда в развязке одной из сюжетных линий двое героев как-будто встречаются, находят, в экзистенциальном смысле, и понимают друг друга, прекращая бессмысленную вражду. Но всё портит откуда ни возьмись появившийся герой с "чеховским ружьем".

Другой "привет буддизму" - тотальная обусловленность. Все герои картины, и главные, и второстепенные, так или иначе связаны между собой и поступки одного неотвратимо и быстро влияют на судьбу других. Что-то похожее уже встречалось, например, в "Прикосновении греха" Цзя Чжанке, где четыре подряд идущие истории в конце объединяются в одно общее полотно. Ху Бо эксплуатирует приём до предела - ведя параллельно и постоянно переплетая истории нескольких персонажей, перескакивая с одного на другого, иногда даже показывая одно и то же событие с разных точек зрения, как бы дообъясняя то, что могло быть непонято ранее.

6982

Рисуя, подобно Чжанке, портрет эпохи, Ху Бо показывает наиболее характерные проблемы современного индустриального Китая - это и беднота, порою воображающая себя средним классом, и ненужность стариков (как тут не упомянуть великолепный фильм Лидии Бобровой "Бабуся"), отчужденность людей друг от друга, бессмысленность жизни, коррупция или насилие в школе. Тема школы является одной из ключевых у Ху Бо и взята в тональности лучших работ - так сразу на ум приходят "Уроки гармонии" Эмира Байгазина и "Слон" Гаса ван Сента. (Опять этот слон!)

Город, в котором происходят события - безымянен. Типичный провинциальный городок Китая, который мы уже видели, например, у того же Чжанке или, например, у Ли Хунци в "Зимних каникулах". Только если у призера Локарно жители гротескно сходили с ума или комично умирали от скуки, то у фаворита Берлинале жители поголовно депрессивны и комедией тут совсем не пахнет. Смерть постоянно дышет в затылки героям, наравне с камерой, постоянно ведущей рассказ из-за спины, словно бы в компьютерной игре от третьего лица. Что, надо сказать, отличное операторское решение, хотя и не новое. Прекрасный пример - "Райский уголок" Мяоян Чжана, призёра кинофестиваля "Зеркало", также описывающего в депрессивных красках судьбу китайской провинции.

30000_600

кадр из фильма "Райский уголок"

Когда-то Гумилёв, в утешение своей собеседнице, рассказывал, что на далёком озере Чад бродит изысканный жираф. Ху Бо словно вторит поэту - а где-то в Манчжурии живет слон, который абсолютно невозмутим, хоть едой в него кидай, хоть вилами тычь. Не то чтобы чудо-чудное, но уставшим от многочисленных невзгод героям фильма, далекая сторона кажется избавлением от страданий, а само диковинное животное - своего рода символом свободы. Слона, правда, в фильме мы так и не увидим. Но услышим.

Кстати, Слон - исконный буддийский символ самообладания: "Многие люди порочны, и я буду терпеть оскорбления, как слон в битве – стрелу, выпущенную из лука." (Дхаммапада, Глава о слоне) В некоторых легендах сам Будда приходит на Землю под видом слона. Упражняющимся в герменевтике будет, наверно, интересно разложить путь героев картины как некий путь к Будде.

С другой стороны, далекий манчжурский слон - ещё и символ побега от себя, от проблем там, где ты есть. Как известно, от себя не убежишь, и жизнь повсюду, во многом, одинаковая. Ведь именно Манчжурия, в которую так рвутся герои, показана у упомянутого выше Ли Хунци, и жить там едва ли лучше. Но всё-таки вопрос - стоит ли пытаться? Возможно ведь, дело не в месте, а в самом душевном порыве. Стремлении к мечте или свободе. Финал картины не даёт однозначного ответа, но всё же вселяет определенную надежду. Словно глоток свежего ночного воздуха на короткой стоянке после многочасовой езды в душном автобусе.

5694

PS: Глядя на эту радостную фотографию, трудно представить, что человек на ней, успешный выпускник Пекинской киноакадемии, перспективный режиссер, автор пары бестселлеров, покончил с собой осенью прошлого года в возрасте 29 лет. Прискорбно, что человек нашедший силы вырвать из депрессии своих героев, сам из неё не вырвался. Прискорбно, что замечательная фильмография навсегда уже не только начнется, но и закончится "Слоном сидящим спокойно".


#mmif #ммкф #ммкф2018 #прокино

Tags: #mmif, #ммкф, #ммкф2018, #прокино, 2018, ММКФ, китайское кино
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments