?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Шепчущая звезда (Hiso hiso boshi, 2015)
look_y wrote in drugoe_kino
Азиатские фильмы сняты немножко по-инопланетному. Когда их смотришь, и на экране только жители востока, кажется, что действие происходит не на Земле. Вообще говоря, это касается не только азиатских фильмов. Любой фильм, где нет белых людей, производит точно такое впечатление.

Итак, японцы сняли фильм про искусственный интеллект (ИИ). Очень интересная и относительно новая тема в мире искусства: машины и образы!
Темы 21-го века:
Что такое разум? Можно ли СОЗДАТЬ его? Можно ли создать разум, перепрыгнув через создание жизни? Что такое жизнь? Чем жизнь отличается от нежити? Столько вопросов, и все они не технические, а, к сожалению, до сих пор философские. Почему бы действительно, пока на эти вопросы нет даже философских ответов, не попытаться "решить" их методами искусства? Японцы попытались - давайте посмотрим!

Будущее.
Японское человечество создало каким-то образом ИИ и заселило им космическое пространство. Естественно, к тому времени созданы транспортные порталы для мгновенных перемещений между звёздами. Все пригодные для жизни планеты заселены с помощью этих порталов, големами и людьми, но... люди как-то заскучали и потеряли интерес к экспансии - живут кое-где среди големов и занимаются непонятно чем.

Фильм снят с точки зрения робота-японки, которая работает почтальоном между звёздами: она по-старинке перевозит на ретро-пепелаце бандероли от разума к разуму. Каждая такая доставка занимает нескольких лет! Вот такая мода! Верится в неё почему-то безусловно.

Люди и только люди (так сказано в титрах), пренебрегая порталами, пользуются услугами древней почты и посылают друг другу всякую фигню: пёрышки, окурки, пробки от бутылок... Так как все галактики заселены заметно тормознутыми синтетическими азиатами, планеты стоят неухоженными, кругом мусор и запустение. Живых интеллектов по фильму исчезающе мало во вселенной. Увеличить себе жизнь они не смогли, поэтому перестали заниматься техническими вопросами и, как результат, развитие цивилизации остановилось.

И вот однажды нашей героине пришлось доставить посылку на единственную планету, где живут только люди...




Давайте остановимся здесь на минуту и посмотрим на машину №722 Ёко Судзуки более пристально. Чем она отличается от человека? С её слов, главное отличие - это чувства. Их можно проявить только через знаки внимания к друг другу, например, посылать посылки! Время является как бы вместилищем этих чувств. Авторы картины на протяжении всего фильма тыкали нас носом в абстрактность времени для големов: вот Судзуки достаёт зубную щётку - среда, чистит зубы - уже четверг... прошёл год - она заваривает чай, 14.06 пополудни - его пьёт и т.д. Что такое время машины не знают, так же как не знают, что такое чувство. Достойная мысль: время вместилище чувств!

Почтовый корабль Z-A126: стиральная машинка, бобинный магнитофон, ламповая вычислительная машина №67 - бортовой штурман... Ёко может их поломать, может починить - люди к их созданию, судя по всему, рук уже не прилагали!
В какой-то момент она понимает, что её недалёкий собеседник, ламповый штурман, не знает, что такое живое существо, он думает, что мотыльки в потолочной лампе - это метеоритные потоки и постоянно меняет курс! Тени от трепыхающихся мотыльков нам показывали так же настойчиво весь фильм, как и бессмысленную фиксацию временных лакун. Ладно, уговорили: созданные машинами вычислители, видят вместо жизни только тени от неё!

100 минут фильма подходят к концу и пора узнать что случилось с печальной и одинокой Судзуки на человеческой планете: она увидела вместо людей... только тени от них! Вах! А кто же был прекрасный японец в белом костюме с велосипедом, который пригласил её в бар на одной из планет - она потом подражала ему во всём и даже чесала себе спину, как он свою поломанную якобы руку? Кому она в конце фильма отправляет бандероль с мятой банкой?
Это был продвинутый синтетик, друзья мои, голем... так же как и все, кому она доставляла нелепые окурки в посылках. Они давно стали подражать людям, но в их мире нет времени и поэтому им негде поместить свои чувства.

p.s.
Почему фильм называется "Шепчущая звезда" и все персонажи синтетического мира говорят шёпотом? Мысль авторов вполне читаемая: так машины приобщаются, как им кажется, ко времени, к её слышимой части. Именно 30 децибел - звук идущих механических часов!

promo drugoe_kino september 26, 03:11 4
Buy for 100 tokens
Несколько лет назад на международном кинофестивале документального кино "Послание к человеку" появился замысел программы игрового кино. Идея была проста - через популярность игрового кино привлечь внимание зрителя к документальным картинам. Составить программу, получившую название…

  • 1
удивительно...
до чего только ни доходят люди в своем творчестве и во всем прочем. :)

и интересно, какими создателям фильма представляются вопросы времени, чувств и человеческой сути...

родители к устройству рождённого ими ребёнка не имеют никакого отношения. интересоваться их мнением по этому поводу - странно

ну-ну.
по любому ребенку можно очень много чего сказать о его родителях... :)
иногда - даже слишком много.
а с тем, во что воплощается человеческое творчество, все даже еще прозрачнее.

но в данном случае моя фраза не была вопросом (Вы заметили?), а была просто констатацией факта. :)

Edited at 2018-04-26 11:31 am (UTC)

спасибо за находку!

  • 1