?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Нелюбовь. Постановщик Андрей Звягинцев. 2017.
rassudkin wrote in drugoe_kino

Главные герои похожи на европейцев: рационалистичные, лощеные, уверенно нашедшие свое место в обществе. И квартира у Жени и Бориса, пожалуй, европейская : 85 квадратных метров у менеджера салона красоты и сотрудника отдела продаж с одним ребенком - для России нетипично.
Фильм кажется не связанным с определенным местом, с определенной страной. Россию можно узнать не сразу и не по атмосфере, а по характерным приметам современной России. Главная из них - "Лиза Алерт".
Говорят, что фильмы Звягинцева мрачны и беспросветны. И в этом фильме - ни движения вверх, ни целей, ни идеалов. Но они и не нужны - их с лихвой заменяет "Лиза Алерт".


К вопросу о волонтерах. Волонтеры никому себя не противопоставляют, работают с гос. структурами и используют их возможности. И то, что в отзывах о фильме прозвучало "...ленивые менты, которые не хотят работать..." - это не совсем правильно. Это такой популистский штамп, который отчасти стоит на ментах и в этом фильме. На самом деле, когда опер говорит "ресурсов у нас не хватает" - это , скорее всего , правда. Потому что еще одна примета современно России - нехватка людей , работающих "на земле", на низовых должностях (т.е., желающих много - ставок нет) и плохая организация их работы. Вот пример из прессы: в 13 году в самарской больнице медсестры надолго закрыли в холодной палате ребенка 2-х лет из детского дома, в легкой одежде.
Астахов тогда приравнял такое отношение к пыткам. Но он не сказал, что причина этой пытки - экономия на людях. Такой должности, такого человека, в обязанности которого входил бы уход за маленькими детьми-сиротами в больницах - просто нет. Двухлетние дети лежат там одни. Что здесь лень, а что невозможно - в условиях нехватки ресурсов трудно понять.
Эта примета берет начало из советских времен. В конце 80-х я родила ребенка и находилась в род. доме. Там была палата отказных детей - детей, от которых отказались матери. Эти дети-младенцы лежали одни, могли захлебываться от крика - медсестры подходили к ним по мере возможности, т.е. редко. А такой должности, человека, который бы круглосуточно ухаживал за младенцами - не было . И волонтеров тогда не было.


Мне запомнилась фраза Юлии Латыниной ( сказанная по другому поводу) :"То, что не имеет цены, не имеет и ценности". Но еще одна примета современной россии - здесь очень часто огромную ценность имеет как раз то, что бесплатно.
Эпизоды работы поискового отряда - почти хроника, напрямую взятая из жизни. Роли волонтеров - небольшие и почти без текста. Но благодаря точной игре жизнь и характер угадываются по нескольким эпизодам , получились живые и интересные люди. Во взгляде Лены (Варвара Шлыкова)- осуждение борется с принятием людей такими, какие они есть, она многое видела на этой работе.
Координатора отряда играет Алексей Фатеев. Его Иван - антипод главных героев по своей жизненной позиции. Думаю, Женя и Борис смотрели бы на Ивана и на волонтеров, как на странных чудаков, если бы те вдруг не стали их единственной соломинкой.
Иван суховат и даже грубоват ровно настолько, чтобы не вносить деструктива в работу. Без этого получился бы слишком идеальный образ - харизматик, отличный организатор, психолог и трудоголик. А так - человек из жизни, видимо, в других обстоятельствах чересчур прямоват, и не так чтобы приятен в общении.
Есть мнение, что фильмы Звягинцева не могут вдохновить, вселить надежду. Думаю, это не совсем так.
Во-первых, поисковый отряд в картине - это опасная работа на износ без никаких дивидентов, т.е., будничный и безбашенный героизм. Кроме того, "...результативный, хорошо отработанный алгоритм работы". Причем, только Звягинцев затронул эту сторону жизни в кино. И сделал это так , как надо - никакой тебе ни протестной борьбы , ни патриотических прыжков - показана жизнь.
То, что работа отряда в картине не увенчалась счастливым финалом - зачем внушать зрителю благодушие и успокоенность? Они бы обесценили фильм.
Более того, и "Левиафан" не безнадежен. Там Вадим Шелевят орет на представителей судебной власти: "Ты вот вместо того, чтобы лошадок-то рисовать, подумала, кто ему платит за это...Вот этот вот что ли, голодранец Николай? ...или думаешь, что московский адвокат сюда приехал бесплатно что ли...корячиться..."
Но ведь и вправду бесплатно. Для друга. Закончилось это трагически, но мотивы были бескорыстны и абсолютно, тотально непонятны мэру и его свите.
А во-вторых, точно увидеть какой-то срез жизни через увеличительное стекло - это большая ценность.


Опера в картине ("Нелюбовь") играет Сергей Борисов.- тот же актер с мощной харизмой, который играл одного из ментов в "Левиафане". Того самого, что говорит Николаю о его сыне: "Не ссы, государство о нем позаботится."
Но в "Нелюбви" - это другой человек. По сравнению с его героем из "Левиафана" - здесь явный нравственный прогресс. Авторы фильма и хотят поставить на него штамп "ленивый мент" - но не получается. Потому что актер играет прожитую в полиции жизнь и то, что его герой понимает неоднозначность этой жизни. Этот человек живет в системе и поперек системы идти не может. Но ипформацию он может дать и дает ее матери пропавшего ребенка.
"Нелюбовь" очень напоминает "Елену". В начале обеих картин - ряд экспрессивных зарисовок осенних голых деревьев. ( В "Нелюбви" они какой-то болезненной красоты и совершенно очеловечены. Оператор Михаил Кричман. Похожее начало и у "Левиафана" - череда береговых картин шокирующей выразительности. В том числе благодаря музыке - музыку к "Левиафану" написал Филип Гласс.)
Обе истории ("Елена" и "Нелюбовь") - семейные трагедии с похожим эпилогом в конце.
О "Елене" Звягинцев говорил, что это фильм об Апокалипсисе - и в "Нелюбви" упоминается конец света. Что значит: нет любви - не жизни, нет будущего.
В "Елене" - нелюбовь к чужим детям, в "Нелюбви" - уже к своим.
Минималистская квартира Антона ("Нелюбовь") почти копирует квартиру богача Владимира из "Елены" - это не просто цитата, а почти переход из одной картины в другую. Тот же пейзаж за окном, те же тяжелые двери и своды - но будто сделали перестановку или слегка реконструировали квартиру.
Поэтому сравнение героев "Нелюбви" с героями"Елены" напрашивается. Елена убивает Владимира, вытесняет из квартиры его дочь и вселяет своих детей. У Жени уже, кажется, нет наследников. Но в фильме "Нелюбовь" больше света, чем в "Елене" - герои фильма не способны на убийство. Их примитавную борьбу за кусок своего счастья на определенном этапе останавливае барьер развития и морали.


Женя зациклена на желании "как хочется быть счастливой", а Борис привык лавировать в жизни, чтобы выбраться на удобную позицию. Они привыкли выплывать сами и обустраивать себя - эти люди сильные, но неглубоких эмоций.
Если вспомнить персонажа Достоевского Лужина, то : "Возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано", - это про капитализм, доведенный до абсурда. Если любить только себя - это не капитализм, а Апокалипсис. Этак и дети начнут мешать себе любимому. Этот тренд - все для себя и своей жизни - возможно, примета неразвитого капитализма.
В "Елене", с одной стороны - семья взрослых иждивенцев (так они выглядят), с другой - Владимир, который сам все заработал (так можно понять). И , казалось бы, каждый сам все должен для себя. Но "Нелюбовь" эту доктрину оспаривает. В "Елене" чувствуется отзвук мрачных 90-х (имено мрачной стороны 90-х, потому что была и светлая), и разговоры сосответствующие : об ужасах армии; о сделавших состояние - и тех, кто считает, что государство им должно; о разочаровании в жизни дочки-мажорки , у которой алкоголь и наркотики только по выходным; о религии бедных с претензией "и последние станут первыми" - и цинизме богатых.
"Нелюбовь" - разговоры о квартирах, обменах, кредитах - и заговор молчания о более глобальных темах. Это десятые годы - люди здесь делают вид, что у них одинаковая точка зрения на все и держат рты на замках.
Видя опера ("Нелюбовь") зритель сравнивает его с ментом из "Левиафана". Так же сначала кажется, что герой Алексея Розина Борис - тот самый безработный Сережа, сын Елены, попавший в "Нелюбовь" на суперхорошую должность и научившийся за эту должность держаться - она теперь для него все. Но дальше становится ясно, что такая метаморфоза невозможна: это очень разные люди - Сережа из "Елены", Паша из "Левиафана" и "Борис" из "Нелюбви", очень разные персонажи Алексея Розина.
И все-таки сравнение Сережи с Борисом напрашивается. Сережа - тунеядец-иждивенец, и Борис - умный, отлично зарабатывающий на хорошей должности. Но как он попал на эту должность? - в результате женитьбы, и сохранил ее в результате второй женитьбы. Выражение "сам всего добился" - сомнительная характеристика при отчетливых феодальных пережитках. Т.е., если сеньор православный, и почему-то берет на работу только женатых - вассал женится и ездит в паломнические туры по монастырям. Если сеньор спортсмен-экстремал - вассал в отпуске ломает ноги. "Нелюбовь" опровергает праволиберальный штамп "Елены" , что сейчас "Бедные грабят богатых" (выражение Юлии Латыниной по другому поводу. Просто она афористично говорит, фразы запоминаются).
Такой православный директор, конечно, и для России нетипичен (это слишком). Но возможен он только в России - в Европе засудят за дискриминацию.
После того, как пропал сын Алеша (Матвей Новиков), Борис, кажется, все готов потерять ради поисков. И тем не менее, он ведет себя как нелюбящий отец, исполняющий долг - он просто не умеет вести себя иначе.
В кульминационной сцене, в морге, Женю и Бориса напрочь сломал груз вины, совести и отчаяния от того, что они, кажется, не могут быть другими. Авторы оставляют открытым вопрос Алеша ли этот мертвый мальчик.

Марьяна Спивак -очень яркая актриса, можно сказать, королева этого фильма. Ее Женя, порывистая, способная как увидеть в ребенке причину некоего утраченного счастья, так и вдруг понять тяжесть утраты сына и тяжесть своей вины.
Она зациклена на желании "быть счастливой". Но в эпилоге - она в квартире из "Елены" (такое впечатление). А здесь никогда не было счастья.
Ее союз с Антоном не выглядит органичным, а выглядит надуманным и напряженным. Скорее, она сочинила себе Антона и в глубине души об этом догадывается. Антон кажется темной лошадкой. Он влюблен, но закрыт и непредсказуем.


Женин бег на месте в конце фильма - символ того, что ничего не продвигается в поисках сына и в поисках счастья. Символ того, что нет развития, в т.ч., нравственного развития. Символ бега по кругу - та же квартира, что в "Елене", тот же застывший пейзаж за окном.
Не очень счастлив и Борис - его молодая красавица потрясающе эгоцентрична. Второй ребенок Бориса, видимо, опять обделен любовью. Но в глазах Жени и Бориса - какие-то невольные новые для них размышления - не о себе, не о своем комфорте.

Ирина Степанова.

promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
"Жить" - фильм Сигарева. У Быкова тоже есть фильм с таким названием? Или вы ошиблись?

Ах, вот как. Спасибо, посмотрю.
У Сигарева тоже есть филь "Жить", фильм, просто сносящий крышу, очень тяжелый.

  • 1