?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Нелюбовь. Постановщик Андрей Звягинцев. 2017.
rassudkin wrote in drugoe_kino

Главные герои похожи на европейцев: рационалистичные, лощеные, уверенно нашедшие свое место в обществе. И квартира у Жени и Бориса, пожалуй, европейская : 85 квадратных метров у менеджера салона красоты и сотрудника отдела продаж с одним ребенком - для России нетипично.
Фильм кажется не связанным с определенным местом, с определенной страной. Россию можно узнать не сразу и не по атмосфере, а по характерным приметам современной России. Главная из них - "Лиза Алерт".
Говорят, что фильмы Звягинцева мрачны и беспросветны. И в этом фильме - ни движения вверх, ни целей, ни идеалов. Но они и не нужны - их с лихвой заменяет "Лиза Алерт".


К вопросу о волонтерах. Волонтеры никому себя не противопоставляют, работают с гос. структурами и используют их возможности. И то, что в отзывах о фильме прозвучало "...ленивые менты, которые не хотят работать..." - это не совсем правильно. Это такой популистский штамп, который отчасти стоит на ментах и в этом фильме. На самом деле, когда опер говорит "ресурсов у нас не хватает" - это , скорее всего , правда. Потому что еще одна примета современно России - нехватка людей , работающих "на земле", на низовых должностях (т.е., желающих много - ставок нет) и плохая организация их работы. Вот пример из прессы: в 13 году в самарской больнице медсестры надолго закрыли в холодной палате ребенка 2-х лет из детского дома, в легкой одежде.
Астахов тогда приравнял такое отношение к пыткам. Но он не сказал, что причина этой пытки - экономия на людях. Такой должности, такого человека, в обязанности которого входил бы уход за маленькими детьми-сиротами в больницах - просто нет. Двухлетние дети лежат там одни. Что здесь лень, а что невозможно - в условиях нехватки ресурсов трудно понять.
Эта примета берет начало из советских времен. В конце 80-х я родила ребенка и находилась в род. доме. Там была палата отказных детей - детей, от которых отказались матери. Эти дети-младенцы лежали одни, могли захлебываться от крика - медсестры подходили к ним по мере возможности, т.е. редко. А такой должности, человека, который бы круглосуточно ухаживал за младенцами - не было . И волонтеров тогда не было.


Мне запомнилась фраза Юлии Латыниной ( сказанная по другому поводу) :"То, что не имеет цены, не имеет и ценности". Но еще одна примета современной россии - здесь очень часто огромную ценность имеет как раз то, что бесплатно.
Эпизоды работы поискового отряда - почти хроника, напрямую взятая из жизни. Роли волонтеров - небольшие и почти без текста. Но благодаря точной игре жизнь и характер угадываются по нескольким эпизодам , получились живые и интересные люди. Во взгляде Лены (Варвара Шлыкова)- осуждение борется с принятием людей такими, какие они есть, она многое видела на этой работе.
Координатора отряда играет Алексей Фатеев. Его Иван - антипод главных героев по своей жизненной позиции. Думаю, Женя и Борис смотрели бы на Ивана и на волонтеров, как на странных чудаков, если бы те вдруг не стали их единственной соломинкой.
Иван суховат и даже грубоват ровно настолько, чтобы не вносить деструктива в работу. Без этого получился бы слишком идеальный образ - харизматик, отличный организатор, психолог и трудоголик. А так - человек из жизни, видимо, в других обстоятельствах чересчур прямоват, и не так чтобы приятен в общении.
Есть мнение, что фильмы Звягинцева не могут вдохновить, вселить надежду. Думаю, это не совсем так.
Во-первых, поисковый отряд в картине - это опасная работа на износ без никаких дивидентов, т.е., будничный и безбашенный героизм. Кроме того, "...результативный, хорошо отработанный алгоритм работы". Причем, только Звягинцев затронул эту сторону жизни в кино. И сделал это так , как надо - никакой тебе ни протестной борьбы , ни патриотических прыжков - показана жизнь.
То, что работа отряда в картине не увенчалась счастливым финалом - зачем внушать зрителю благодушие и успокоенность? Они бы обесценили фильм.
Более того, и "Левиафан" не безнадежен. Там Вадим Шелевят орет на представителей судебной власти: "Ты вот вместо того, чтобы лошадок-то рисовать, подумала, кто ему платит за это...Вот этот вот что ли, голодранец Николай? ...или думаешь, что московский адвокат сюда приехал бесплатно что ли...корячиться..."
Но ведь и вправду бесплатно. Для друга. Закончилось это трагически, но мотивы были бескорыстны и абсолютно, тотально непонятны мэру и его свите.
А во-вторых, точно увидеть какой-то срез жизни через увеличительное стекло - это большая ценность.


Опера в картине ("Нелюбовь") играет Сергей Борисов.- тот же актер с мощной харизмой, который играл одного из ментов в "Левиафане". Того самого, что говорит Николаю о его сыне: "Не ссы, государство о нем позаботится."
Но в "Нелюбви" - это другой человек. По сравнению с его героем из "Левиафана" - здесь явный нравственный прогресс. Авторы фильма и хотят поставить на него штамп "ленивый мент" - но не получается. Потому что актер играет прожитую в полиции жизнь и то, что его герой понимает неоднозначность этой жизни. Этот человек живет в системе и поперек системы идти не может. Но ипформацию он может дать и дает ее матери пропавшего ребенка.
"Нелюбовь" очень напоминает "Елену". В начале обеих картин - ряд экспрессивных зарисовок осенних голых деревьев. ( В "Нелюбви" они какой-то болезненной красоты и совершенно очеловечены. Оператор Михаил Кричман. Похожее начало и у "Левиафана" - череда береговых картин шокирующей выразительности. В том числе благодаря музыке - музыку к "Левиафану" написал Филип Гласс.)
Обе истории ("Елена" и "Нелюбовь") - семейные трагедии с похожим эпилогом в конце.
О "Елене" Звягинцев говорил, что это фильм об Апокалипсисе - и в "Нелюбви" упоминается конец света. Что значит: нет любви - не жизни, нет будущего.
В "Елене" - нелюбовь к чужим детям, в "Нелюбви" - уже к своим.
Минималистская квартира Антона ("Нелюбовь") почти копирует квартиру богача Владимира из "Елены" - это не просто цитата, а почти переход из одной картины в другую. Тот же пейзаж за окном, те же тяжелые двери и своды - но будто сделали перестановку или слегка реконструировали квартиру.
Поэтому сравнение героев "Нелюбви" с героями"Елены" напрашивается. Елена убивает Владимира, вытесняет из квартиры его дочь и вселяет своих детей. У Жени уже, кажется, нет наследников. Но в фильме "Нелюбовь" больше света, чем в "Елене" - герои фильма не способны на убийство. Их примитавную борьбу за кусок своего счастья на определенном этапе останавливае барьер развития и морали.


Женя зациклена на желании "как хочется быть счастливой", а Борис привык лавировать в жизни, чтобы выбраться на удобную позицию. Они привыкли выплывать сами и обустраивать себя - эти люди сильные, но неглубоких эмоций.
Если вспомнить персонажа Достоевского Лужина, то : "Возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано", - это про капитализм, доведенный до абсурда. Если любить только себя - это не капитализм, а Апокалипсис. Этак и дети начнут мешать себе любимому. Этот тренд - все для себя и своей жизни - возможно, примета неразвитого капитализма.
В "Елене", с одной стороны - семья взрослых иждивенцев (так они выглядят), с другой - Владимир, который сам все заработал (так можно понять). И , казалось бы, каждый сам все должен для себя. Но "Нелюбовь" эту доктрину оспаривает. В "Елене" чувствуется отзвук мрачных 90-х (имено мрачной стороны 90-х, потому что была и светлая), и разговоры сосответствующие : об ужасах армии; о сделавших состояние - и тех, кто считает, что государство им должно; о разочаровании в жизни дочки-мажорки , у которой алкоголь и наркотики только по выходным; о религии бедных с претензией "и последние станут первыми" - и цинизме богатых.
"Нелюбовь" - разговоры о квартирах, обменах, кредитах - и заговор молчания о более глобальных темах. Это десятые годы - люди здесь делают вид, что у них одинаковая точка зрения на все и держат рты на замках.
Видя опера ("Нелюбовь") зритель сравнивает его с ментом из "Левиафана". Так же сначала кажется, что герой Алексея Розина Борис - тот самый безработный Сережа, сын Елены, попавший в "Нелюбовь" на суперхорошую должность и научившийся за эту должность держаться - она теперь для него все. Но дальше становится ясно, что такая метаморфоза невозможна: это очень разные люди - Сережа из "Елены", Паша из "Левиафана" и "Борис" из "Нелюбви", очень разные персонажи Алексея Розина.
И все-таки сравнение Сережи с Борисом напрашивается. Сережа - тунеядец-иждивенец, и Борис - умный, отлично зарабатывающий на хорошей должности. Но как он попал на эту должность? - в результате женитьбы, и сохранил ее в результате второй женитьбы. Выражение "сам всего добился" - сомнительная характеристика при отчетливых феодальных пережитках. Т.е., если сеньор православный, и почему-то берет на работу только женатых - вассал женится и ездит в паломнические туры по монастырям. Если сеньор спортсмен-экстремал - вассал в отпуске ломает ноги. "Нелюбовь" опровергает праволиберальный штамп "Елены" , что сейчас "Бедные грабят богатых" (выражение Юлии Латыниной по другому поводу. Просто она афористично говорит, фразы запоминаются).
Такой православный директор, конечно, и для России нетипичен (это слишком). Но возможен он только в России - в Европе засудят за дискриминацию.
После того, как пропал сын Алеша (Матвей Новиков), Борис, кажется, все готов потерять ради поисков. И тем не менее, он ведет себя как нелюбящий отец, исполняющий долг - он просто не умеет вести себя иначе.
В кульминационной сцене, в морге, Женю и Бориса напрочь сломал груз вины, совести и отчаяния от того, что они, кажется, не могут быть другими. Авторы оставляют открытым вопрос Алеша ли этот мертвый мальчик.

Марьяна Спивак -очень яркая актриса, можно сказать, королева этого фильма. Ее Женя, порывистая, способная как увидеть в ребенке причину некоего утраченного счастья, так и вдруг понять тяжесть утраты сына и тяжесть своей вины.
Она зациклена на желании "быть счастливой". Но в эпилоге - она в квартире из "Елены" (такое впечатление). А здесь никогда не было счастья.
Ее союз с Антоном не выглядит органичным, а выглядит надуманным и напряженным. Скорее, она сочинила себе Антона и в глубине души об этом догадывается. Антон кажется темной лошадкой. Он влюблен, но закрыт и непредсказуем.


Женин бег на месте в конце фильма - символ того, что ничего не продвигается в поисках сына и в поисках счастья. Символ того, что нет развития, в т.ч., нравственного развития. Символ бега по кругу - та же квартира, что в "Елене", тот же застывший пейзаж за окном.
Не очень счастлив и Борис - его молодая красавица потрясающе эгоцентрична. Второй ребенок Бориса, видимо, опять обделен любовью. Но в глазах Жени и Бориса - какие-то невольные новые для них размышления - не о себе, не о своем комфорте.

Ирина Степанова.

promo drugoe_kino july 15, 14:29 4
Buy for 500 tokens
Друзья! С 19 по 29 июля в Москве пройдёт кинофестиваль Strelka Film Festival by Okko. В программе - самые крутые и ожидаемые киноленты этого года, российские и иностранные, призеры Канн, Берлинале, Санденса и Кинотавра. Кроме того, в программе открытые встречи-дискуссии с кинорежиссерами,…

  • 1
Чернуха адская.

На мой взгляд, очень человеческое кино.
А что же тогда не чернуха, по-вашему?

Кино времен СССР. Документальное кино. Фильм Дэвида Линча "Простая история". Старая добрая французская кинокомедия с Пьером Ришаром, Депардье, Бельмондо и т.д. Фильмы Отара Иоселиани, фильмы Наны Джоржадзе. Фильмы Чарли Чаплина... "Форрест Гамп" Земекиса, "Жизнь как чудо" Кустурицы... Да мало ли...
На самом деле, хорошего и доброго кино не так и мало.
А вот за такое кино, как "Груз 200" чел должен быть наказан. Что, собственно, и произошло.
Безысходность ф кино, особенно если фильм сделан талантливым режиссером загоняет зрителя в угол.
Я как-то на протяжении недели посмотрел фильмы:"Счастье мое", "Груз 200", "Майор" и "Левиафан". Потом месяц ничего не смотрел, ибо скушал на год вперед...
Хотя, кто-ж спорит: это все талантливые фильмы.
Люди не понимают простую вешь: не кино нам показывает, как мы живем, а мы живем, как показывают нам в кино. Особенно это касается детей. Недаром "Голливуд" называют фабрикой грез.

Edited at 2018-04-19 10:38 am (UTC)

Самая что ни на есть обыденность. С очень простым смыслом: всем на всех наплевать. И, собственно, в большинстве случаев так и есть.

Обыденность, точнее, ее отрицательные стороны, усиленные средствами искусства становится чернухой. И за такое будут давать всевозможные международные премиию Именно ща такое.
Все чаше тянет посмотреть советское кино

да ладно, православный бизнесмен сейчас обычное дело. Не слышали разве про "Рузское молоко" или про Стерлигова? и это самые известные

Я не говорю, что вообще нет, но все-таки нетипично. Хотя, наемный работник находится в сильной зависимости от руководителя.

Отличное кино! Люблю такие!

Отличное кино, да.

"Левиафан" по своему бесчеловечный, но душераздирающе правдивый фильм. Копни биографию любого местного персонажа, который внезапно разжился или прилип к кормушке, так это же одно лицо с мэром и его подельниками из Левиафана.

Я не думаю, что любого местного персонажа. Тем не менее, история вполне реалистичная.
Шекспировские истории тоже ведь не на каждом шагу случались. И тем не менее , это правдивые истории.
"Левиафан" и вправду душераздирающий и очень талантливый.

Фильм хорош. и рецензию прочла с удовольствием.Только вот я считаю. что мальчика то давно нашли...В морге это был он, вот пересмотрите эту сцену...

Моя дочь тоже считает, что это тот мальчик был в морге. А вот мне показалось, что , скорее, не он.

Спасибо большое за рецензию. Звягинцев всё-таки гений. Несколько раз пересматривала "Елену". Бесконечно глубокий фильм / много спорили/.

Тоже люблю Звягинцева.

  • 1