ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Белая лента. Немецкая история о детях (2009)
McD
oleg_butenko wrote in drugoe_kino
Das weiße Band – Eine deutsche Kindergeschichte
Режиссер: Михаэль Ханеке


Когда я досмотрел «Белую ленту» до конца, я бросился читать отзывы и рецензии, чтобы понять: мне одному это показалось, или есть еще люди, разделяющую мою точку зрения? В большинстве рецензий значилось, что фильм имеет открытый финал: мы так и не узнаем, кто совершил все эти мерзкие преступления. А рецензент из USA TODAY даже бранил режиссера за то, что в фильме отсутствуют катарсис и развязка, поэтому он не «приносит удовлетворения».

Фильм, однако же, имеет развязку, и в финале разъяснено, кто совершил эти отвратительные преступления.

Итак, действие фильма происходит в небольшом немецком поселке в 1914 году – накануне и в самом начале Первой мировой войны, и сюжет, разумеется, связан с войной, причем не только идеологически, но и криминалистически. Как – я покажу чуть позже. Пока же исследуем фактическую сторону дела.

В финале фильма, учитель, от лица которого ведётся повествование, объясняет пастору, по совместительству выполняющему обязанности управляющего в поместье барона, кто совершил разные гадкие преступления: чуть не убил доктора, выколол глаза неполноценному ребенку, сыну акушерки и, очевидно, внебрачному сыну доктора, до полусмерти выпорол сына барона и т.д. Эти преступления совершила группа подростков, среди которых были и дети пастора. И пастор соглашается с учителем. Он начинает на него орать, грозить полицией, тюрьмой и т.д. Естественно, пастор сам задумывался над странным поведением своих детей, и приходил к тем же выводам, что и учитель, но признаться в этом ему было страшно. Однако бурная реакция пастора выдала его настоящие мысли. Конечно, он не стал жаловаться в полицию на учителя, а вдруг полиции удалось бы изобличить преступников.

Таким образом, всё прояснилось. Откуда же взялись разговоры об «открытом финале» и отсутствии развязки? Отчасти этому сознательно способствовали авторы фильма, завершив его словами: «доктора и акушерку стали считать и виновными во всех преступлениях». Но доктор не мог натянуть проволоку, чтобы самому верхом на лошади напороться на нее и получить увечья, а акушерка не могла выколоть глаза своему неполноценному сыну.

Откуда же этот «открытый финал», мучающий большинство рецензентов? Больно, страшно и стыдно признать, что такие отвратительные поступки могли совершить дети.

Но опять-таки, в фильме есть несколько эпизодов, где дети ведут себя жестоко, просто по-садистски: пастор находит свою любимую птичку с отрезанной головой и ночницами, воткнутыми в тушку, и становится ясно, что это сделала одна из его дочерей; двое подростков избивают и почти топят в реке третьего подростка и т.д. Что же тут не ясно?

Разумеется, сюжет фильма подталкивает зрителя к размышлениям о жестокости, садизме, истоках фашизма и т.п. Это закономерно, потому что поколение детей 1914 года привело к власти нацистов в 1933 году. Но так просто и однозначно из фильма не вытекает, что в 1914 году впервые проявило себя поколение малолетних садистов.

Следует заметить, что в городе царит атмосфера подавления и наказаний. Центральная площадь и церковь напомнили мне центральную площадь и административный корпус концлагеря Дахау.



Поколение детей скреплено с поколением отцов традициями и институтами, в частности, церковью и школой. Эти институты, а не просто родители, подавляют и наказывают детей. Если мальчика привязывать к кровати, чтобы он не рукоблудничал, стоит ли удивляться, что он вырастет садистом? Если сечь детей за мелкие проступки, стоит ли удивляться, что они в отместку до смерти высекут сына барона, стоящего в социальной иерархии несоизмеримо выше, чем они?

В кульминационный момент один из главных героев, барон, объявляет, что в Сараево убили эрцгерцога. Как я писал выше, сюжет связан с войной. Но как?

Объявление войны было встречено с небывалым воодушевлением и подъемом патриотизма во всех европейских столицах. Ликующие толпы приветствовали своих царей, кайзеров и премьеров, провозглашающих войну. Правительства издали приказы о мобилизации миллионов людей, и, как отмечают все историки, мобилизация везде прошла организованно, уклонившихся или дезертировавших почти не было. Люди охотно шли на войну. Складывалось впечатление, что народы в массе своей хотели войны. Но если все или почти все хотели войны, стоит ли удивляться, что война в конце-концов началась?

И только спустя много месяцев, когда война затянулась, и люди стали погибать сотнями тысяч, начали искать виновных, этих мерзавцев, развязавших эту чудовищную бойню. Ищут до сих пор: не проходит и месяца, чтобы на Западе не был издан толстый фолиант, убедительно доказывающий, что войну начали немцы/ французы/ русские/ англичане/ евреи/ сербы/ кайзер/ царь/ Гаврило Принцип/ начальник германского генштаба/ масоны/ и далее по списку. Но самое простое непротиворечивое объяснение является и самым верным: если войну хотят ВСЕ, война начинается неизбежно.

Просто не нужно бояться реальности, какой бы страшной или отвратительной она ни была.




promo drugoe_kino july 15, 14:29 4
Buy for 500 tokens
Друзья! С 19 по 29 июля в Москве пройдёт кинофестиваль Strelka Film Festival by Okko. В программе - самые крутые и ожидаемые киноленты этого года, российские и иностранные, призеры Канн, Берлинале, Санденса и Кинотавра. Кроме того, в программе открытые встречи-дискуссии с кинорежиссерами,…

  • 1
Существенная ошибка: войны никогда и никому не нужны. Народы хотели (и сейчас хотят) иного - победы. И в головах масс выпадает такой элемент, как сама война, с ее гибелью, увечьями, страданиями, кровью.
Точно так же и поколение начала века не приводило нацистов к власти. Оно привело (правдами и неправдами) к власти тех, кто обещал работу, еду, спокойствие, порядок, защиту.
А получили.... то, что получили.

Не могу с вами согласиться. Война, даже без победы и без результата - это бегство от реальности, от обыденной, ужасной и надоевшей жизни. На войне можно кого-нибудь ограбить, изнасиловать, убить. При этом безнаказанно. Можно сделать карьеру, открываются невиданные социальные лифты. кому война - а кому мать родна. Почитайте новости, только не пропаганду, а настоящие новости. Война - вокруг, без победы и даже без результата.

Что-то вы поздно проснулись батенька,
уже обсуждали переобсуждали,
Ханеке маэстро - остальное что пишут.. это как вода на мельницу :)))

Война это прогресс, всегда так было, почитайте историю, когда идет застой в экономике начинаются войны,
борьба за ресурсы и территорию важнее человеческих жизней

а что, есть какие-то ограничения на давность фильма?

Вы последнюю фразу написали с чьей позиции? Какого-нибудь кайзера, объявляющего войну России и Франции? Может, вы написали это с позиции человека, который живет территории, переходящей из рук в руки во время войны? с позиций солдата, которого жирные придурки послали в окопы умирать?

Всё верно! Жестокость поражает жестокость. Дети,которых бьют,вырастают садистами. Они мучают животных или издеваются над более слабыми сверстниками,а бывает,что над детьми ,младшими по возрасту.

а бывает так, что они мучают взрослых?

На мой взгляд, Ханеке - гадкий режиссер, снимающий гадкие фильмы, воспроизводящие такую "Нелюбовь", до которой Звягинцеву еще расти и расти. В фильме Ханеке "Любовь" старик в исполнении Трентеньяна душит подушкой свою больную жену, за которой долгие годы ухаживал. Австрийцы вообще нация извращенцев. Несколько лет назад вся Австрия и весь мир обсуждали историю некоей Наташи Кампуш, девочки, которую держал в заточении и насиловал много лет какой-то маньяк. Кампуш стала настоящей звездой, была во всех австрийских и немецких медиях. На смену эпопеи Кампуш пришла история маньяка Йозефа Фрицля, который много лет насиловал своих дочерей. Отто Вайнингер ("Пол и характер"), Фрейд, наконец параноик с безумными идеями Гитлер - все австрийцы. Насилия,извращений, эмоционального холода сегодня в искусстве хоть отбавляй - как хочется смотреть доброе, человечное кино!

Ханеке - гений, все его фильмы - это исследования человека, его любви, страсти, ненависти, заставляющие зрителя задаваться вопросами и мыслить. "Любовь" - фильм-потрясение, умный, глубокий, тонкий. Не имеющий ничего общего с "гадким кино". Этот фильм про любовь, а не про то, как кого-то задушили подушкой.

Интересно, что в точности такой же фильм можно было снять про французкую деревню начала 20 века. Но там почему то нацисты к власти не пришли.

а на чем основано ваше предположение, что "такой же фильм можно было снять про французскую деревню начала 20 века"?

"Ищут до сих пор: не проходит и месяца, чтобы на Западе не был издан толстый фолиант, убедительно доказывающий, что войну начали немцы/ французы/ русские/ англичане/ евреи/ сербы/ кайзер/ царь/ Гаврило Принцип/ начальник германского генштаба/ масоны/ и далее по списку."

Опять Запад в чем-то виноват?В России войне радовались не меньше.Братушек хотели спасти

вы меня с кем-то спутали. Я против Запада в общем и целом ничего не имею. Просто не на Западе толковых книг по истории Первой мировой не пишут

Спасибо за пост. Тема на самом деле и в комментариях поднялась важная. Где грань между исследованием зла в человеке, которое должно предотвратить плохое, и закреплением этого зла, насыщением им воздуха. И вообще имеет ли смысл такое исследование в искусстве, имеет ли оно силу?

понимаете, если всё искусство будет таким, как "три орешка для Золушки", оно потеряет смысл. Есть природа человека, в очень большой части отвратительная. Всё надо исследовать, в т.ч. и отвратительные стороны

Я давно смотрела этот фильм, еще у Гордона в Открытом показе, но помню, что думала о том, что могли совершать преступления не только дети... Там было такое сплетение всего, что давало возможность обвинять многих. И общее ощущение от фильма у меня было такое - ВСЕ эти люди настолько погрязли в жестокости и безразличии (там же нет положительного героя, только рассказчик), что в итоге привело к появлению фашизма. И единственная возможность от этого зла избавиться - это уничтожить их всех, и именно поэтому очень скоро началась война, как очищающий и все уничтожающий огонь. (Я говорю только о фильме и своих пониманиях того, что было показано на экране) Ох, вот тогда мне хотелось пообсуждать, сейчас требуется фильм пересмотреть для обсуждения.

видите ли, в ПМВ погибло ок 2 млн. 300 тыс. жителей Германии, во Второй мировой 7-7,5 млн. Погибли не все. Но Германия ведь перестроилась, не правда ли? кое у кого не получилось перестроиться

ТОП: 22:20 (московское)

Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 1-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.

Очередная леволиберальная муть, о прогнившем патриархальном обществе и тд и тп. И как всегда ищут "ключи" там, где светит фонарь, а не там где реально эти "ключи" лежат

  • 1
?

Log in

No account? Create an account