Год выпуска: 2005
Страна: Чехия, Словакия
Жанр: Сюрреализм, Ужасы
Продолжительность: 2 ч 00 мин 37,24 с
Режиссер: Ян Шванкмайер
Операторы: Юрай Гальванек
Сценарий: Эдгар Аллан По, маркиз де Сад, Ян Шванкмайер
В ролях:Павел Лиска, Ян Тришка, Ян Тришка, Анна Гейслерова, Ярослав Душек, Мартин Хуба, Павел Новый, Штано Данчак, Жири Крытняр, Ян Шванкмайер ...
"В сценарии я использовал некоторые оригинальные тексты де Сада... И хотя действие фильма якобы происходит в начале XX века во Франции, он полон анахронизмов и реалий сегодняшнего дня, поскольку этот фильм является аллегорией современного мира. И сумасшедший дом – его наиболее точная кулиса".
Из интервью с Яном Шванкмайером
Возможно я не достаточно продвинутый интеллектуал, но большая часть творчества Шванкмайера, весь этот анимированный, минималистический сюр для меня мало съедобен, как то не особенно меня увлекают самодвижущиеся предметы гардероба, скачущая еда и ожившие чучела животных. Однако «Šílení», в нашем прокате «Безумие» - фильм вышедший в 2005 году, меня не то что бы поразил, но очень сильно удивил, мне кажется в этом фильме режиссер нашел тот необходимый баланс между совершенно сюрреалистической анимацией и очень качественным игровым кино.
В середине семидесятых Ян Шванкмайер задумал картину по произведениям одних из любимых своих авторов, Алана По и Де Сада, сценарий был готов, но не готова была ситуация. Ситуация созрела только через тридцать лет, возможно такая длительная «подготовка» пошла на пользу картине, у автора было много времени продумать детали, а в них как известно и успех.
Шванкмайер снял фильм о Свободе, он не прятал сверхзадачу за аллюзиями, он прямым текстом выразил идею во вступлении (даже два раза), кто то спросит, зачем разжевывать всю суть произведения, когда у нас принято нагружать зрителя, для стимуляции умственной деятельности? Но во первых, он вполне признал свой фильм стоящим вне искусства, во вторых, он не ставит в картине вопрос: «что такое свобода и нужна ли она?», вопрос ставится: «где предел крайних проявлений свободы и несвободы? И не соединяются ли эти понятия, где то на периферии своих радикальных проявлений?»
Так думаю, что ответов на вопросы фильм не дает, по той простой причине, что сам Шванкмайер их не знает, от этого и два одинаковых предисловия к фильму.
То что касается художественной составляющей. Сюжет представляет собой вольное переложение пары произведений По и некоторые философские цитаты из Де Сада.
Присутствует и персонаж, «Маркиз», как может показаться, прототип «того самого», однако мы сможем убедится в самом конце, кто на самом деле «главный Де Сад».
Многие сцены фильма предельно выразительны, намертво врезаются в память, и даже сопровождающие, анимированные иллюстрации, не раздражают а напротив, кажутся весьма к месту, финальная же сцена в «продуктовом», просто полный «вынос мозга».
Фильм обозначен автором в шутку как «философский фильм ужасов», однако ближе к концу понимаешь что «в каждой шутке есть доля шутки», а ужас прост и в простоте реален.
Community Info