ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
«Крылья» (1966) или время бескрылых
McD
oleg_butenko wrote in drugoe_kino
Режиссер: Лариса Шепитько; в ролях: Майя Булгакова, Жанна Болотова, Римма Никитина-Маркова, Сергей Никоненко, Евгений Евстигнеев и др.

Когда я начинал смотреть «Крылья», я не ожидал, что фильм окажется таким глубоким и сложным, со множеством скрытых смыслов.

Я бы сравнил сюжет фильма со штрих-пунктирной линией: в основном, это плавное повествование о жизни директора провинциального училища, в прошлом военной летчицы – Надежды Петрухиной (Майя Булгакова), но ряд сильных эпизодов как бы расставляют в этом повествовании важные смысловые акценты.

Ключевой эпизод –когда Петрухина, выпив пивка, вместе с буфетчицей Шурой (Римма Никитина-Маркова) пускается в пляс по пустой пивнухе. Но вот они останавливаются – в окнах торчат молчаливые свиные рыла, явно с неодобрением разглядывающие директора училища, легкомысленно пляшущую с социально неблизкой ей буфетчицей, разбитной разведёнкой, Шурой. Как правило, советские режиссеры воздерживались от показа масс, или больших групп советских людей в негативном ключе, но Шепитько в «Крыльях» это сделала.

Шепитько мастерски то принижает статус Петрухиной, показывая ее в компании буфетчицы или пьющих пивко мужиков (это называется «карнавализацией образа»), то возвышает его, помещая героиню в президиум какого-то важного совещания или в жюри конкурса самодеятельности. А иногда Петрухина попадает и вовсе в чуждые для себя группы – например, в группу творческой интеллигенции, приятелей своего нелюбимого зятя. (Следует хотя бы в скобках отметить блистательное камео Евгения Евстигнеева, похоже, сыгравшего самого себя).

Признаться, я до конца не понял смысл этой игры со статусом главной героини. Что хотела сказать этим режиссер? Ирония над сословностью, утвердившейся в советском обществе? (Нет смысла подчеркивать, что сословный статус директора училища был выше статуса буфетчицы). Или же эти перебегания из одной общественной страты в другую должны продемонстрировать тщетные попытки героини найти свое место в жизни?

А вот еще один эпизод – Петрухина и выпускница журфака отчаянно ищут синоним к слову «почин», но не находят ничего, кроме казенного «начинания». Оба слова – почин и начинание – надоевшие всем советские пропагандистские штампы, но альтернативы им придумать не удается.



Просмотрев примерно 80% фильма, зритель неожиданно узнает, что Надежда Петрухина во время войны была героической летчицей, поэтому во сне и в мечтаниях ей все время мерещатся полеты, облака и небо. В текущей жизни Петрухиной нет ничего героического, нет даже ничего интересного, кроме свинцовых «почина» и «начинания».

Потеряв связь со своей дочерью, не сумев обустроить личную жизнь, оказавшись никчемным педагогом, в финале фильма Петрухина совершает самоубийство. Разумеется, в советском кино на самоубийства было наложено табу, и самоубийство главной героини показано неявно, вообще не показано. Оптимистично настроенный зритель, конечно, увидит в фильме открытый финал – есть надежда, что Петрухина благополучно приземлится, но в действительности у нее нет надежды справиться с самолетом, которым она не умеет управлять. (Имя героини, кстати, - Надежда).

И в то же время Петрухина – это положительная героиня, вызывающая у зрителя теплые чувства. И что удивительно, окружают ее тоже хорошие, позитивные люди. Конечно, кроме тех рыл в окне. В чем же проблема? В одном из эпизодов приемная дочь Петрухиной (Жанна Болотова) признается, что вышла замуж за Игоря, мужчину гораздо старше себя, с которым уже давно живет. Но Петрухина пропускает мимо ушей это признание, тут же предлагая дочери… расстаться с Игорем. Проблема в том, что Петрухина никого не слушает. Эта глухота приводит к тому, что Петрухина оказывается в психологически репрессивном для себя окружении. Но и она сама для людей, ее окружающих, - ненавистная и репрессивная фигура. Достаточно вспомнить боковой сюжет – ее отношения со студентом училища Сергеем (Сергей Никоненко), которого она беспрерывно мучает. Наконец, Сергей с искренним чувством выпаливает: «Как же я вас ненавижу». А ведь есть, за что.

«Крылья» вполне можно поставить в один ряд с великими фильмами 70-80-х годов о потерянном поколении брежневской эпохи: «Афоня», «Полеты во сне и наяву», «В четверг и больше никогда» и т.д. Примечательно, что этот фильм снят в начале брежневской эпохи, а не на ее излете. Невозможность реализоваться, свинцовая тоска, «аборт будущего», как называют социологи отсутствие картины будущего, психологически репрессивная обстановка – вот основные темы «Крыльев». Разумеется, это очень антисоветский фильм, где положительная главная героиня, до мозга костей советский человек, оказывается в сложном жизненном тупике, из которого нет выхода.

Удивительно, что этот фильм пропустила цензура. В наши дни Шепитько известна в основном благодаря своему шедевру – фильму «Восхождение», построенному на переложении евангельского сюжета. Из-за многочисленных религиозных аллюзий «Восхождение» чуть было не запретили, а Шепитько, скорее всего, ждала судьба Александра Аскольдова, режиссера фильма «Комиссар», т.е. запрет на профессию и забвение. И только заступничество Петра Машерова, первого секретаря ЦК компартии Белоруссии, имевшего репутацию оппозиционера, спасло и фильм, и режиссера. Но это действительно – совсем другая история.




promo drugoe_kino april 20, 13:31 3
Buy for 150 tokens
Рекомендации в телеграм-формате. Добавляйте пост в избранное, если хотите каждый день читать новые рекомендации по фестивалю. Пост будет обновляться. Честно говоря, не блещет, на мой вкус, юбилейный ММКФ шедеврами, но что-то посмотреть безусловно стоит. 26.04 Последний день кинофестиваля -…

  • 1
Замечательная рецензия. Сразу захотелось фильм пересмотреть.:)

Это и правда очень хороший фильм - я посмотрела его только недавно, и он кажется мне гораздо лучше "Восхождения", которое показалось мне (тоже после недавнего просмотра) уж слишком прямолинейным и потому неинтересным, хотя и мастерски снятым.

Что же касается "Крыльев", то, мне кажется, этот фильм - о том ужасном следе, который оставляет война в душах даже тех, кто ее пережил, даже у победителей. У Майи Булгаковой, кажется, никогда не было другой такой значительной роли.

А где вы увидели ужасный след? Наоборот, война - это единственное светлое и значительное, что у нее было в жизни. Забери у нее эти воспоминания, и ее жизнь превращается в труху

Там не столько война, сколько молодость и надежды. Воевала бы она в сорок, не было бы и тех проблем...


по поводу сословности. председатель обкома партии мог жить по современному губернатор( как у нас в области) на одной лестничной площадке с знатным рабочим.бригадиром и депутатом Совета народных депутатов СССР.И скорее уволили за косяки всё руководство завода чем этого рабочего.

Квартиры в цековских домах намного превосходят типовое жилье хрущёвской и брежневской, а размеры «цековок» превышают размеры и сталинских квартир «номенклатурного типа». Характеристики квартир зависели от ранга их будущих жильцов — для более высокопоставленных руководителей строились более просторные квартиры. Средняя общая площадь двухкомнатной квартиры в цековских домах «среднего класса» составляет 75 м2, трёхкомнатной — 105 м2, четырёхкомнатной — 130 м2[3]. Для высших руководителей площади квартир могли превышать 200 м2. В квартирах «цековских домов» имеются два просторных санузла, большая кухня, лоджии с панорамными окнами, рабочие кабинеты, подсобные помещения большой площади (кладовки, гардеробные, постирочные), комнаты для прислуги, широкие коридоры и холлы. Высота потолков составляет от 2,9 до 3,2 м.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D0%BC

Где там свиные рыла и неодобрение? Вам показалось. Там даже улыбался кто то....


 "в действительности у нее нет надежды справиться с самолетом, которым она не умеет управлять."
С чего вы взяли, что она не умеет им управлять? Это практически то же самое, на чем они летали в войну. Там именно что открытый финал. Показ суицида был бы пошл.



Edited at 2017-12-03 04:00 pm (UTC)

да, именно поэтому она даже залезть в этот самолет не может, не зная, как это делается

"удивительно,почему пропустила цензура...".То есть сначало согласовали сценарий, утвердили бюджет ,дали деньги на съемку,зарплату актерам и тд. А потом раз и запрет...Эта такая практика была в СССР что ли, впустую снимать.

дык, я же привожу в пример фильм "Комиссар", убитый цензурой. Но кроме этого по памяти могу вспомнить "Интервенцию" с Высоцким, "Асю Клянчину" Кончаловского, "Родник для жаждущих" Ильенко. Это только фильмы 60-х, зарезанные цензурой

спасибо, что напомнили об этом фильме.

Посмотрела фильм.

Живет тетка, герой, легенда. Дочь - может не особо близкая, но у нее все путем, это главное. Друзья. Один клеится даже, но ей не хочется, вот статус замужней может и не помешал бы, а секс нафиг.
Одного ей не хватает - летать хочет. Вот бывает такое - секс не особо нужен, а летать - особо. И не решается пойти в аэроклуб, хотя у нее кореш там - нукактак тетка в 40+ лет, о душе пора подумать. Наконец, симулируя внезапное помутнение разума, летит. А чо, модель знакомая, не Ту 104. Фактически закрывая себе путь к нормальному занятию авиаспортом. Или не закрывая, ведь на аэродроме ее друг? Финал открытый.

Re: Посмотрела фильм.

"Один клеится даже, но ей не хочется, вот статус замужней может и не помешал бы, а секс нафиг".

А это откуда вы вытащили? Как это, бабе до климакса секс нафиг? Режиссер-то женщина, она подчеркивает полную асексуальность ее жизни.

А где подростки, которые ее ненавидят? а где вся эта постылая советская атмосфера с заседаниями и президиумами?

Понимаете, ваш комментарий говорит о том, что вы вообще мало что понимаете в жизни.

"Итак, иди, ешь с весельем хлеб твой и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим". Вот для чего человеку жизнь, а не для "почина".


  • 1
?

Log in

No account? Create an account