oleg_butenko (oleg_butenko) wrote in drugoe_kino,
oleg_butenko
oleg_butenko
drugoe_kino

Categories:

«Крылья» (1966) или время бескрылых

Режиссер: Лариса Шепитько; в ролях: Майя Булгакова, Жанна Болотова, Римма Никитина-Маркова, Сергей Никоненко, Евгений Евстигнеев и др.

Когда я начинал смотреть «Крылья», я не ожидал, что фильм окажется таким глубоким и сложным, со множеством скрытых смыслов.

Я бы сравнил сюжет фильма со штрих-пунктирной линией: в основном, это плавное повествование о жизни директора провинциального училища, в прошлом военной летчицы – Надежды Петрухиной (Майя Булгакова), но ряд сильных эпизодов как бы расставляют в этом повествовании важные смысловые акценты.

Ключевой эпизод –когда Петрухина, выпив пивка, вместе с буфетчицей Шурой (Римма Никитина-Маркова) пускается в пляс по пустой пивнухе. Но вот они останавливаются – в окнах торчат молчаливые свиные рыла, явно с неодобрением разглядывающие директора училища, легкомысленно пляшущую с социально неблизкой ей буфетчицей, разбитной разведёнкой, Шурой. Как правило, советские режиссеры воздерживались от показа масс, или больших групп советских людей в негативном ключе, но Шепитько в «Крыльях» это сделала.

Шепитько мастерски то принижает статус Петрухиной, показывая ее в компании буфетчицы или пьющих пивко мужиков (это называется «карнавализацией образа»), то возвышает его, помещая героиню в президиум какого-то важного совещания или в жюри конкурса самодеятельности. А иногда Петрухина попадает и вовсе в чуждые для себя группы – например, в группу творческой интеллигенции, приятелей своего нелюбимого зятя. (Следует хотя бы в скобках отметить блистательное камео Евгения Евстигнеева, похоже, сыгравшего самого себя).

Признаться, я до конца не понял смысл этой игры со статусом главной героини. Что хотела сказать этим режиссер? Ирония над сословностью, утвердившейся в советском обществе? (Нет смысла подчеркивать, что сословный статус директора училища был выше статуса буфетчицы). Или же эти перебегания из одной общественной страты в другую должны продемонстрировать тщетные попытки героини найти свое место в жизни?

А вот еще один эпизод – Петрухина и выпускница журфака отчаянно ищут синоним к слову «почин», но не находят ничего, кроме казенного «начинания». Оба слова – почин и начинание – надоевшие всем советские пропагандистские штампы, но альтернативы им придумать не удается.



Просмотрев примерно 80% фильма, зритель неожиданно узнает, что Надежда Петрухина во время войны была героической летчицей, поэтому во сне и в мечтаниях ей все время мерещатся полеты, облака и небо. В текущей жизни Петрухиной нет ничего героического, нет даже ничего интересного, кроме свинцовых «почина» и «начинания».

Потеряв связь со своей дочерью, не сумев обустроить личную жизнь, оказавшись никчемным педагогом, в финале фильма Петрухина совершает самоубийство. Разумеется, в советском кино на самоубийства было наложено табу, и самоубийство главной героини показано неявно, вообще не показано. Оптимистично настроенный зритель, конечно, увидит в фильме открытый финал – есть надежда, что Петрухина благополучно приземлится, но в действительности у нее нет надежды справиться с самолетом, которым она не умеет управлять. (Имя героини, кстати, - Надежда).

И в то же время Петрухина – это положительная героиня, вызывающая у зрителя теплые чувства. И что удивительно, окружают ее тоже хорошие, позитивные люди. Конечно, кроме тех рыл в окне. В чем же проблема? В одном из эпизодов приемная дочь Петрухиной (Жанна Болотова) признается, что вышла замуж за Игоря, мужчину гораздо старше себя, с которым уже давно живет. Но Петрухина пропускает мимо ушей это признание, тут же предлагая дочери… расстаться с Игорем. Проблема в том, что Петрухина никого не слушает. Эта глухота приводит к тому, что Петрухина оказывается в психологически репрессивном для себя окружении. Но и она сама для людей, ее окружающих, - ненавистная и репрессивная фигура. Достаточно вспомнить боковой сюжет – ее отношения со студентом училища Сергеем (Сергей Никоненко), которого она беспрерывно мучает. Наконец, Сергей с искренним чувством выпаливает: «Как же я вас ненавижу». А ведь есть, за что.

«Крылья» вполне можно поставить в один ряд с великими фильмами 70-80-х годов о потерянном поколении брежневской эпохи: «Афоня», «Полеты во сне и наяву», «В четверг и больше никогда» и т.д. Примечательно, что этот фильм снят в начале брежневской эпохи, а не на ее излете. Невозможность реализоваться, свинцовая тоска, «аборт будущего», как называют социологи отсутствие картины будущего, психологически репрессивная обстановка – вот основные темы «Крыльев». Разумеется, это очень антисоветский фильм, где положительная главная героиня, до мозга костей советский человек, оказывается в сложном жизненном тупике, из которого нет выхода.

Удивительно, что этот фильм пропустила цензура. В наши дни Шепитько известна в основном благодаря своему шедевру – фильму «Восхождение», построенному на переложении евангельского сюжета. Из-за многочисленных религиозных аллюзий «Восхождение» чуть было не запретили, а Шепитько, скорее всего, ждала судьба Александра Аскольдова, режиссера фильма «Комиссар», т.е. запрет на профессию и забвение. И только заступничество Петра Машерова, первого секретаря ЦК компартии Белоруссии, имевшего репутацию оппозиционера, спасло и фильм, и режиссера. Но это действительно – совсем другая история.



Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments

Recent Posts from This Community