?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Город и среда в двух фильмах "Бегущий по лезвию"
ormdian wrote in drugoe_kino
Это будет некий сравнительный анализ между фильмом 82 года и новым сиквелом. И касаться он будет не только города, а скажем так – пространства. То, как и чем оно заполнено или не заполнено. Насколько это возможно, я постаралась достать стоп-кадров, чтобы проиллюстрировать свои слова, но с новым фильмом это было не так просто сделать, потому что фильм еще не появился на просторах интернета. Но надеюсь, будет все-таки достаточно показательно.

Мысль, которую я хочу развить здесь, звучит примерно так: город в новом фильме гораздо менее обжит. То есть, пространство, в котором существуют герои фильма БПЛ 2049, довольно холодное, отталкивающее, нежилое. Можно еще долго подбирать эпитеты, но суть, думаю, уже ясна. И все это – по сравнению с фильмом оригинальным, конечно же. И чтобы не быть голословной, сразу приступлю к примерам.

Мне приходилось сталкиваться с мнениями, что оригинальный Блейдраннер – очень атмосферный фильм (и таких мнений большинство, я тоже так считаю). Но также приходилось сталкиваться с мнением, что это – очень «грязный» фильм. И в какой-то мере это тоже верно. Может, это не всем заметно, может, не с первого просмотра, но это действительно так.

MillionDollarTheater_BladeRunner.jpg

BladeRunner3_006Pyxurz.jpg

То есть, «город будущего» в 82 году виделся его создателям таким вот довольно грязным местом, с завалами мусора, с обсыпающейся штукатуркой, с торчащими проводами, потоками грязи под бесконечным дождем… Но я совсем не хочу сказать, что город из фильма 82 года делается «обжитым» только за счет грязи и мусора. Нет, просто этот город заполнен деталями – в том числе мусором – которые свидетельствуют о той самой жизни, которая в нем кипит. Заполненность деталями придает городу объем, текстуру, которые позволяют нам домыслить, как протекает жизнь на этих улицах, когда герои где-то в другом месте.
Здесь же хочется и о локациях, показываемых в фильме в принципе. Их довольно много: китайская забегаловка, где Декард ест, бар, где он ищет одну из репликантш, сама улица, по которой он бежит за ней (долгая сцена показывает нам насыщенную жизнь города), дом Себастиана, рядом с которым происходит его знакомство с Прис, холодильник, куда Рой приходит в поисках своего создателя. Все это – локации города, его обитателей, если не брать главных героев. И для Декарда, который проводит практически все время вне дома, где-то на улицах города или в одной из перечисленных локаций, город действительно становится домом, его естественной средой обитания.

f25ac037af944cd2ae85f0e8752566fe.png

BladeRunner076.jpg

Что же происходит в фильме 2017 года? Во-первых, действие на три значительных эпизода выходит за рамки города, а значит, его связь с главным героем уже не такая явная и сильная. Во-вторых, обитателей города мы практически не видим. Всего две сцены происходят «на улицах» города – встреча главного героя с проститутками и встреча со специалистом, определяющим происхождение дерева. Почти все остальное время он проводит или дома, или на работе, или вне города.

bladerunner9.jpg

Blade-Runner-2049-trailer-2-35.jpg

2017-Blade-Runner-2049.jpg

Эти кадры пытаются повторить атмосферу первого фильма, но в них гораздо меньше деталей. Все, что мы видим по заднему плану, да и по первому тоже, это – самый минимум предметов, деталей, нужный для того, чтобы «погрузить» персонажа в какую-то ситуацию. Когда Кей ест, у него в руках тарелка с едой, больше на столике ничего нет, плюс фотографии, которые он держит в руках. Чуть более заполнено пространство уличного торговца, но и там все сведено к абсолютному минимуму. А как невероятно чисто на улицах этого города!
Можно подумать, что всю грязь и мусор жители просто вывезли за город (прошло ведь много лет с момента первой истории). И об этом живо свидетельствуют эти кадры:

BladeRunner2049_Framestore_ITW_03.jpg

1220762.jpg

Они смотрятся куда более фактурными, чем чистый и аккуратный город. Но это – не сам город, это трущобы, герой здесь не живет, он сюда прилетает с опаской. К тому же, это просто эпизод, после которого он возвращается «домой». И вот здесь хочется поговорить про интерьеры.

Ситуация повторяется. В оригинальном Блейдраннере все помещения перенасыщены, перегружены деталями, нагромождениями предметов.

f8fd4bc0f27e7f5f50a26a842dfb7e3e.jpg

03.jpg

Это касается и жилища Декарда (не говоря уже про Себастиана) и всех прочих интерьеров. Даже в офисе Тайрела можно заметить множество деталей. Шкафы, вазы, декоративные украшения на стенах, полках, рояль у Декарда – все это загромождает пространство, захламляет его, и в то же время – делает его более близким, понятным, приемлемым для зрителя. Выхолощенная, пустующая комната, где ничего не висит на стенах, ничто не валяется на полу – согласитесь, не очень похоже на привычную домашнюю обстановку.

И на огромном контрасте ко всему вышесказанному мы видим в фильме 17 года такие вот интерьеры:

maxresdefault.jpg

kvartira-dizain-kiberpank-raian-gosling-kop-begushchii-po-le.jpg

От всего этого опять веет холодом и необжитостью. Это касается и офисов Уоллеса, и отделения полиции, и офиса начальницы Кея.

MV5BNTA3NmU2YjgtMjIyOC00MWU3LWJhNTgtODYxZDU4YTk4ZjI0XkEyXkFqcGdeQXVyNzg2ODI2OTU@._V1_SX1777_CR001777735_AL_.jpg

blade-runner-2049-review-10-1500x844.jpg

Blade-Runner-2049-6.jpg

blade-runner-2049-robin-wright-sylvia-hoeks.jpg

Согласитесь, не идет ни в какое сравнение с такой вот обстановкой:

vlcsnap-2015-04-15-02h06m12s5.png

Захламленность комнат, фотографии, стоящие по полкам, немытые стаканы, картины на стенах – все это делает помещение «домом». Чего не очень-то скажешь о квартирке главного героя БПЛ 2049. Поэтому становится сложнее понять его, сопереживать ему. Его окружение совсем не подразумевает тепла, уюта. Да, он репликант, по идее, ему все это не очень нужно. Но тем не менее, он привязан к своей виртуальной девушке, он испытывает вполне человеческие эмоции, любит, надеется. А пространство, его окружающее, настолько вылизано, настолько лишено всякой жизни, что очень сложно становится проникнуться к нему должным сочувствием. (Конечно, дело не только в интерьере, но этот фактор добавляет к общей холодности и отчужденности, которая чувствуется в фильме).

На мой взгляд, вот в этих кадрах атмосфера как-то приближена к той, что была создана в оригинальном фильме:

blade-runner-2049.jpg

blade-runner-2049-trailer.jpg

Но эти кадры, увы, очень коротки.
Есть подозрение, что все-таки такая минималистичная и аскетичная атмосфера была сделана намерено. Потому что есть в фильме пространство, которое более-менее напоминает то, что мы видели в оригинале – это обиталище старого Декарда. Как видите, даже фотографии на полках нашлись.

maxresdefault-2.jpg

016.jpg

Возможно, это тоже дань старому фильму, от которого Вильнев, видимо, нарочно отходил по этому вопросу. А может и намек на тот загадочный вопрос, над которым фанаты фильмов бьются уже не первый десяток лет…



Кстати, подбирая материал, чтобы проиллюстрировать эти заметки, заметила одну интересную деталь. Если сравнить кадры из старого фильма с кадрами новыми, то один аспект очень бросается в глаза. Вот еще подсказки:

gettyimages-110868188.jpg

BladeRunner_137Pyxurz.jpg

bladeRunner_011a.jpg

34-roy-arrives1.png

Дым.
В старом фильме курят практически все. И этот дым, а также тот, который напускали в декорации, добавляет той самой «атмосферности», загадочности, туманности фильму. И этого сильно не хватает новому фильму. В котором, видимо, по веленям моды нового времени, все пьют. Может, это и призвано добавить репликантам (и не репликантам) человечности, но «атмосферности», увы, не добавляет совсем.



В итоге, вывод я хочу сделать такой: пространство в новом фильме очень холодное, неуютное, минималистское и выверено до миллиметра, в нем нет ни грамма лишнего, и на героев, как и на зрителей, это действует отталкивающе. Город, комнаты, офисы, залы – все это выглядит именно как декорации, а не как среда обитания персонажей. Возможно, Вильнев пытался создать город будущего, чистого, красивого будущего. Но на мой взгляд получилось довольно неприятное, неживое пространство, неправдоподобное будущее. А в плане атмосферности, старый фильм держит первенство с большим отрывом.

promo drugoe_kino september 26, 03:11 4
Buy for 100 tokens
Несколько лет назад на международном кинофестивале документального кино "Послание к человеку" появился замысел программы игрового кино. Идея была проста - через популярность игрового кино привлечь внимание зрителя к документальным картинам. Составить программу, получившую название…

  • 1
жаль, что фотки не атрибутированы, к какому фильму они принадлежат

из текста не понятно?

(Deleted comment)

Пожалуй, единственный фильм, на котором я боролась с желанием между пойти домой/пойти выпить кофе/уснуть ...или все сразу вместе: уйти домой, выпить кофе и уснуть. Ради принципа осталась, и всё ждала, когда ж, собственно, фильм начнётся...не дождалась( в конце поняла, что он всё-таки не начнётся


фильм оставляет странный осадок, да. вроде и посмотрел, но не совсем понял, что посмотрел.

А мне фильм очень понравился. Может он и неидеален, но среди прочего современного шлака он очень выделяется. Все на своих местах.
Я бы не стал подвергать анализу под лупой все эти детали. Мы же не репликанты.

P.s.
БЛ82 я смотрел неоднократно и считаю его гениальным и вечным шедевром.

ну это же нормально: когда фильм нравится, нет желания разбирать его по частям и вычитывать детали. он просто нравится :)
другое дело, когда не нравится - тут уже мозг сам начинает цепляться за шероховатости любые. это со всеми фильмами так, не только с этим.

Мое мнение: я очень хорошо знакома с творчеством Филипа Дика,  с его биографией, однако Бегущего по лезвию не читала и не смотрела. Смотрела все его экранизации, кроме БПЛ. Читала почти все его книги. Бегущий не пошел вообще никак. Было несколько попыток. И вот выходит новая версия, я, по рекомендации, решаюсь пойти, сразу в IMAX. И вот что я могу сказать по поводу просмотренного. На мой взгляд, Бегущий по лезвию 2049 - это самая лучшая экранизация произведений писателя, к чьему творчеству я отношусь с самыми трепетными чувствами. Режиссер и сценарист сделали невозможное - они позволили зрителю заглянуть в небольшую приоткрытую щель дверцы во вселенную этого неординарного человека. Чтобы постигнуть фильм, нужно как минимум изучить его жизненный и творческий путь, тогда будут понятны все аллюзии на его книги, на его жизнь, на его мировоззрение. Это не Бегущий по лезвию, это Филип Дик (точно так же, как и новый Твин Пикс, где главное не продолжение сериала, а сам Линч). После фильма я долго сидела, опустив голову на колени, закрыв глаза руками и только потом выдохнула, это был настоящий трехчасовой трип. Три часа промелькнули незаметно, захватывало дух от того, насколько бережно подошли ко многим моментам. Я могу долго еще распинаться по поводу, петь дифирамбы, но я давно такого сильного впечатления от кино не получала в принципе. А я киноман еще тот. И, повторюсь, я безумно люблю творчество Филипа Дика. Вроде все сказала )))


я не могу, увы, похвастаться тем, что читала роман-первоисточник. да и вообще Дика. поэтому все мои претензии к фильму - исключительно на волне сравнения с фильмом 82 года, который я считаю гениальным во многих смыслах. наверное, если б я знала книги и писала о новом фильме именно как об экранизации, то был бы совсем другой пост )

Хорошая статья, но я во многом не согласна. У Вильнев показано уже даже почти не будущее, а настоящее - мы уже в этом всем живем. И да, достоверно показано. Холодное оно, много холода, мало тепла. Фильм очень понравился, отчасти именно по этому. Да, холодные декорации, и мусор весь - за борт.Но как раз к этому и тяготеет современный мир. Остается только медитировать на воспоминания и на явления природы (которые неизменны) - например, снег на своей ладони.

То есть, по вашему, есть больше смысла сравнивать нового Бегущего с фильмом «Она» Спайка Джонза, например? )
Может, это не очень хорошо выражено в моем тексте, но я хотела в первую очередь сравнить город там и город тут. Не опираясь на нашу реальность. Хотя конечно, это сравнение тоже напрашивается. Но несмотря на все то, что происходит сейчас в мире современного дизайна и урбанистики, мне кажется, мы еще очень далеки от того, чтобы считать голые серые стены уютными.

Интересный ракурс.

"Она" Спайка Джонза посмотрела сразу после нового Бегущего из-за того, что часто встречалось в критике сравнение, на мой взгляд - вообще непохожи. Так что мое мнение - смысла сравнивать их нет. Город там и тут в статье сравнить получилось. Главное в фильме Вильнев (для многих зрителей) - настроение, состояние души "современного человека", так сказать... Вот именно поэтому он многим "вмастил", а кому-то, у кого состояние души иное, он не очень понравился. Как-то мне, фильм - стопроцентное попадание в то, как сейчас обстоят дела. Я смотрела эту меланхоличную и даже депрессивную ленту с печалью, как раз потому что мне всерьез кажется, что будущее, которое он изображает, к нам очень-очень близко (даже в хронологическом плане - близко), скоро мы это увидим вокруг себя и даже будем в чем-то таком жить.

Значит, у меня состояние души, как вы пишете, и правда иное. Я не считаю, что нас ждет такое будущее)

Первый фильм мне всегда казался полупрофессиональным, на грани категории Б. Подбор актеров, сама игра, ничего еще не умеющий Форд с парой ужимок, хаос с декорациями. Новый фильм довольно убедителен, но с автором согласен про рафинированность среды. Этот момент действительно как бы опущен. Второй фильм глубокий, создает аллюзии. В первом и близко такого не было.

интересно) на мой взгляд, в первом куда больше смысла и глубоких эмоций, чем во втором.

  • 1