Для меня короткий метр - это прежде всего история. Снимающий короткий метр, особенно дебютант, должен, по-моему, прежде всего предъявить и обосновать, что ему есть что сказать - как творцу и как личности. Профессиональное воплощение важно, но вторично, если сказать нечего. Ниже - о паре лучших, на мой взгляд, игровых короткометражек с кинофестиваля "Послание к человеку".
В ОБЪЯТИЯХ МОРЯ (реж. Дмитрий Моисеев, Россия)
Работа внезапная, свежая, легкая, но при том глубокая и зрелая. Авторское кино в лучших традициях 90-х. Главное моё потрясение на кинофестивале!
В последний теплый день лета два товарища решают устроить пикник. Заходят за третьим, Васей. Но Вася... Вася обернулся лососем и летает теперь по воздуху. Ребята озадачены, но, как известно, "русские своих не бросают", а по сему друзья все равно берут Васю с собой. Вот только надо найти ведро...
Взяв за основу трагические события из собственной жизни, найдя для них удачную сюрреалистическую аллегорию, Дмитрий Моисеев выстраивает собственную мифологию "глухой провинции у моря", искусно заставляя её живописными руинами и мистически сплетая между собой мир людей и мир морских обитателей. Бродский, Борхес и Кустурица, читаемые между кадров, залитая солнцем обшарпанная архитектура и кадры домашнего видео, словно нежный летний бриз навевают теплые воспоминания об ушедшей юности и друзьях - веселых, беспечных, живых.
Предвижу, что режиссера, который за 19 минут успевает дважды(!) удивить и обмануть зрителя, вызвать в нем смех, ностальгию и целый ворох других чувств и мыслей, ждёт большое кинобудущее. Очень хочется пожелать ему успехов. И, конечно... Браво!
ЗВЕРЬ (реж. Саманта Нелл, Михаэль Варманн, ЮАР/Бразилия/Франция)
другой образчик прекрасного, свежего и умного кино. Короткие эпизоды жизни зулусской деревни-музея, снятые в духе скандинавских комедий, с присущим им минимализмом и абсурдными диалогами. Но концовку авторы с южного полушария делают вопреки северным традициям - словно пощёчину, с пафосом и вызовом бросая в зрителя монолог из "Венецианского купца". Внезапно, слова еврея Шейлока приобретают новое, актуальное значение, обнажая самую суть проблемы равенства в современной Африке и подтверждая в очередной раз, что Шекспир - классик на все времена.
Обе работы на мой взгляд гениальны, как минимум по замыслу. И потому я сильно удивлен и расстроен, что ни одна из них не получила даже упоминания на IFF Message to Man / МКФ Послание к Человеку. В то же время, совершенно непонятно решение жюри, выделивших две весьма унылые работы - ТУМАН и ПОСЛЕ ВУЛКАНА. У первой откровенно слабая история, при первом просмотре которой я вообще уснул. Специально посмотрел второй раз, после награждения - нет, история банальная, смотреть уныло. Оригинальное воплощение второй ленты - монтаж разрозненных хроник в единое повествование, - разбивается об абсолютно никакой нарратив за кадром. Мне как зрителю приходится только зеваючи наблюдать, как автор самодовольно играет сам с собою в киномозаику. Подобный киноонанизм мне совсем не близок, да и игровым это кино сложно назвать - куда удачнее смотрелась бы в программе экспериментального кино.
Отдельно упомяну пару удачных и тонких кинопортретов женщин с непростой судьбой и сложным характером - ОЛЬГА (реж. Максим Брюнель) и ОТСТУПЛЕНИЕ (реж. Итонье Гуттомсен). Неплохие заделы для будущих полных метров и повод следить за работами их авторов в будущем.


#message2man #посланиекчеловеку #прокино
Community Info