oleg_butenko (oleg_butenko) wrote in drugoe_kino,
oleg_butenko
oleg_butenko
drugoe_kino

Categories:

Киногид извращенца по идеологии / The Pervert's Guide to Ideology (2012)

Оригинал взят у oleg_butenko в Киногид извращенца по идеологии / The Pervert's Guide to Ideology (2012)
Документальный фильм. Автор сценария и ведущий – Славой Жижек

Предположим, вы студент-первокурсник, у которого поверхностные знания о Марксе, Фрейде, современном искусстве, философии и т.п. Предположим также, вы не смотрели фильмы, проанализированные Жижеком. (Это вполне вероятно, потому что он анализировал классические, и потому весьма старые фильмы).

И вот вам говорят, что все эти фильмы инфицированы идеологией. От нее никуда не деться: она и в челюстях акулы («Челюсти») и в последнем искушении Христа, она на тонущем «Титанике» и даже в «Любовных похождениях блондинки» (фильм Формана 1965г). Идеология даже проникла в киндер-сюрприз!

Кульминация фильма наступает в тот момент, когда Славой Жижекс постным выражением лица распаковывает и поедает киндер-сюрприз. Но вы как первокурсник еще не совсем забыли, что такое киндер-сюрприз и вы знаете, что в детстве распаковывать и поедать киндер-сюрприз с постным выражением лица невозможно. Вероятно, подумаете вы, киндер-сюрприз придуман для детей, а не для стареющих профессоров левой направленности.

Ну хорошо, предположим, фильмы «Титаник» и «Челюсти» вы смотрели. И зная эти фильмы, вы не можете отделаться от мысли, что в анализе Жижека что-то не так. Возьмем, к примеру, «Титаник». Сюжет этого фильма в литературе и кино повторялся бесконечное число раз: встречаются парень и девушка, их объединяет любовь, но многое и разъединяет, в частности то, что она принадлежит к высшему классу, а он – бедный художник. В конечном итоге их навсегда разлучает айсберг. Но вот как интерпретирует этот сюжет Жижек: «когда люди из высшего класса теряют жизнеспособность, им нужен контакт с низшими классами, по сути это жестокая эксплуатация, вампирское высасывание из них жизненной энергии». А с чего он это взял? Мы ведь знаем, что Роза прожила очень долгую и насыщенную жизнь.

А почему бы не проинтерпретировать фильм в том ключе, что молодые люди плывут из предвоенной Европы, где сословные предрассудки имели значение, в Америку, где не было сословных предрассудков? И там, в Америке, было бы у них все хорошо, и только фатальное событие смогло разлучить их. Но такая интерпретация слишком позитивна и не укладывается в прокрустово ложе заученных Жижеком марксистских формул.

То же и с фильмом «Челюсти». Оказывается, Фидель Кастро очень любил этот фильм и однажды заметил, что «Челюсти» - это «фильм марксистского толка, а акула – это метафора капитала, эксплуатирующего рядовых американцев». Но вы ничего такого в этом фильме не заметили. Неужели Фидель Кастро прав? Нет, потому что проблема здесь та же, что и с киндер-сюрпризом, не предназначенным для профессоров. Фильм «Челюсти» снимался не для Фиделя Кастро, а для нормального зрителя, который в челюстях акулы видит челюсти, а не оскал мирового капитала.

А теперь, наоборот, посмотрим «Киногид извращенца» глазами искушенного человека, который любит кино и кое-что знает о Марксе и истории последних десятилетий. Во-первых, легко узнаваем этот типаж профессора-гуманитария из Европы с тяжелым акцентом и отвратительной привычкой двумя пальцами постоянно трогать себя за кончик носа и облизываться.

Во-вторых, моментально распознается стремление за всеми феноменами видеть теорию заговора. Жижек, в частности, анализирует фильм «Чужие среди нас» (1988). В этом фильме главный герой находит очки, которые помогают ему выявлять чужих – инопланетян, живущих в человеческом облике. Жижек замечает, что это «один из самых забытых шедевров кино». Этому фильму действительно не повезло: он вышел в конце 80-х, когда спрос на теорию заговора был невелик, а Грандиозная Левая Идея явно накрывалась крышкой.

Но метафора понятна: заманчиво найти такие очки, которые позволяли бы выявлять масонов, евреев, геев, звероящуров, пятую колонну всех мастей (этот ряд можно продолжать до бесконечности, вписывая в него теории, в которые вы верите) и изобличать их коварные заговоры. Собственно, если вы прониклись какой-то идеологией, вы уже надели такие очки. Вот некий джентльмен в дорогом костюме вышел из ресторана и направляется к своему лимузину – конечно же, он звероящур.

Именно теорией заговора объясняется то, что в «Титанике» Жижек увидел вампиризм высших классов, а не что-нибудь иное.
Жижек начинает фильм с признания: «я постоянно ем с помойки, и эта помойка называется идеологией». Вероятно, он находит там просроченные киндер-сюрпризы. Что можно посоветовать человеку, у которого достаточно средств, чтобы нормально питаться? Просто отойди от помойки и купи себе хорошей еды.



Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments