iren_nb (iren_nb) wrote in drugoe_kino,
iren_nb
iren_nb
drugoe_kino

Categories:

По Млечному Пути

Примерно то, чего я ждала от Джармуша (но не дождалась), совершенно неожиданно для меня сделал Кустурица в фильме «По Млечному Пути» (2016).



Одним словом его можно было бы назвать "Жизнь после жизни". А конкретнее: жизнь после "Жизни как чуда". Столько отсылок к этой - одной из лучших, на мой взгляд, - работ режиссёра, что по сути вся ткань "Млечного пути" соткана из Сна о Жизни. Это прямая аллюзия на него. Зачастую вывернутая наизнанку. При этом абсолютно точно ловится главный момент: отстранённость от вовлечённости в "жизнь", незадействованность в ней. Не задействован тут не только главный герой, проявляющий даосское недеяние ко всему происходящему, - не задействована сама режиссура, представляющая собой кучу-малу - нагромождение вечных смыслов и картинок (о них ниже).



Музыка - те же интонации, что и в «Жизни как чуде», но это уже не та земная, сочная, живая музыка – это её призрак: игра с теми же мотивами, но в другом жанре, в другой аранжировке. Главный герой вступает своей партией на цимбалах – инструменте небесных сфер, «горизонтальной арфе». Массовка играет джаз.

Отсылки выходят за рамки "Жизни как чуда" - в нём есть и вертикальные безумные полёты Аризоны Дрим, и комические свадьбы Чёрной кошки, Белого кота - и даже далеко за рамки творчества Кустурицы: мелькает, например, сцена в духе немого чёрно-белого кино, придавая всему ещё большую нелепость, архаичность. Весь фильм предельно плотно нашпигован кричащими смысловыми духовными и культурными ценностями за человеческую (в основном христианскую, но не только) историю. Герой ездит на осле; сокол, постоянный спутник и хранитель, вырывает глаз врага; змея, «облажавшаяся, придя за человеком в этот гнусный мир», и вскормленная молоком Пути Любви, становится защитником от смерти; укрытие - внутри стада овец, укрытие - в дупле мифической сосны с роем пчёл, укрытие - в подводном мире на грани со смертью, в том числе в колодце... всего не перескажешь. Из-за этой концентрации в лоб поданных метафор фильм выглядит как разляпистый пэчворк – одеяло (укрытие, покров), довольно грубо и как попало сшитое из ярких цветных лоскутов-обрывков таких аллегорий. Здесь шаблон на шаблоне: где любовь – там сразу смерть, на одном берегу озера рождение – на другом жертва. А чудо, творясь беспрерывно, перестаёт быть чудом. Оно больше не работает. Всё здесь - нелепый сюр смыслов, доведённый до бессмыслицы (если сюр вообще может перейти свою грань). И всё здесь чересчур: видимо, тот самый передоз, от которого только и может подохнуть "большой брат" - прародитель войн и тирании на земле.

Сюжет постскриптума с подъёмом камней на вершину отсылает нас к буддийским фильмам. Вынимание занозы из лапы медведя - свидетельство святости, описанное во многих житиях христианства и историях буддизма. Святость покрывает землю войны. Земля, на которой напрасно взорвалось столько жизней, земля войны и земля смерти, превращена в надгробие – с открытым сердцем в центре, в котором сворачивается эмбрион новой жизни. Видимо, жизни после смерти.

Смотреть его я бы не советовала – Кустурицу и в лучшем виде мало кто воспринимает. А тем более знакомиться с творчеством режиссёра с этого фильма: весь его смысл в «жизни после Жизни...». К тому же смотреть в нём решительно нечего. От считывания бесконечных аллегорий и отсылок уже после первого получаса становится тошно и скушно. И внешне он не вызывает симпатии. Много в нём фиглярства, пародийности, гротеска. Даже стареющая Моника Белуччи не спасает, да и сам Кустурица в главной роли не слишком хорош. Они как-то непрофессионально... даже не играют – наигрывают... кто на чём. Неубедительна их любовь, неубедительна война, даже жуть войны – гуси, купающиеся в ванне крови, а затем летящие с огненными крыльями, сожжённые трупы вверх ногами – всё это сновидно, выглядит как бутафория; и ещё более неубедительно перемирие и объявление о конце войны; неубедительна боль - ни во время пришивания на живую отрезанного уха (снова сюр в квадрате), ни в момент потери возлюбленной; неубедительна даже святость Косты.

Но дело в том, что неубедительность здесь главный герой. Других героев здесь нет. Жизнь после жизни неубедительна, как бы сюрреалистична и страшна (или, наоборот, как бы привлекательна) она ни была. Кустурица превзошёл самого себя – он зазвучал по-другому, не сыграв ни одной новой ноты. Вот то, что я хотела, пожалуй, увидеть сейчас в «другом» кино.
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments