?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
По Млечному Пути
iren_nb wrote in drugoe_kino
Примерно то, чего я ждала от Джармуша (но не дождалась), совершенно неожиданно для меня сделал Кустурица в фильме «По Млечному Пути» (2016).



Одним словом его можно было бы назвать "Жизнь после жизни". А конкретнее: жизнь после "Жизни как чуда". Столько отсылок к этой - одной из лучших, на мой взгляд, - работ режиссёра, что по сути вся ткань "Млечного пути" соткана из Сна о Жизни. Это прямая аллюзия на него. Зачастую вывернутая наизнанку. При этом абсолютно точно ловится главный момент: отстранённость от вовлечённости в "жизнь", незадействованность в ней. Не задействован тут не только главный герой, проявляющий даосское недеяние ко всему происходящему, - не задействована сама режиссура, представляющая собой кучу-малу - нагромождение вечных смыслов и картинок (о них ниже).



Музыка - те же интонации, что и в «Жизни как чуде», но это уже не та земная, сочная, живая музыка – это её призрак: игра с теми же мотивами, но в другом жанре, в другой аранжировке. Главный герой вступает своей партией на цимбалах – инструменте небесных сфер, «горизонтальной арфе». Массовка играет джаз.

Отсылки выходят за рамки "Жизни как чуда" - в нём есть и вертикальные безумные полёты Аризоны Дрим, и комические свадьбы Чёрной кошки, Белого кота - и даже далеко за рамки творчества Кустурицы: мелькает, например, сцена в духе немого чёрно-белого кино, придавая всему ещё большую нелепость, архаичность. Весь фильм предельно плотно нашпигован кричащими смысловыми духовными и культурными ценностями за человеческую (в основном христианскую, но не только) историю. Герой ездит на осле; сокол, постоянный спутник и хранитель, вырывает глаз врага; змея, «облажавшаяся, придя за человеком в этот гнусный мир», и вскормленная молоком Пути Любви, становится защитником от смерти; укрытие - внутри стада овец, укрытие - в дупле мифической сосны с роем пчёл, укрытие - в подводном мире на грани со смертью, в том числе в колодце... всего не перескажешь. Из-за этой концентрации в лоб поданных метафор фильм выглядит как разляпистый пэчворк – одеяло (укрытие, покров), довольно грубо и как попало сшитое из ярких цветных лоскутов-обрывков таких аллегорий. Здесь шаблон на шаблоне: где любовь – там сразу смерть, на одном берегу озера рождение – на другом жертва. А чудо, творясь беспрерывно, перестаёт быть чудом. Оно больше не работает. Всё здесь - нелепый сюр смыслов, доведённый до бессмыслицы (если сюр вообще может перейти свою грань). И всё здесь чересчур: видимо, тот самый передоз, от которого только и может подохнуть "большой брат" - прародитель войн и тирании на земле.

Сюжет постскриптума с подъёмом камней на вершину отсылает нас к буддийским фильмам. Вынимание занозы из лапы медведя - свидетельство святости, описанное во многих житиях христианства и историях буддизма. Святость покрывает землю войны. Земля, на которой напрасно взорвалось столько жизней, земля войны и земля смерти, превращена в надгробие – с открытым сердцем в центре, в котором сворачивается эмбрион новой жизни. Видимо, жизни после смерти.

Смотреть его я бы не советовала – Кустурицу и в лучшем виде мало кто воспринимает. А тем более знакомиться с творчеством режиссёра с этого фильма: весь его смысл в «жизни после Жизни...». К тому же смотреть в нём решительно нечего. От считывания бесконечных аллегорий и отсылок уже после первого получаса становится тошно и скушно. И внешне он не вызывает симпатии. Много в нём фиглярства, пародийности, гротеска. Даже стареющая Моника Белуччи не спасает, да и сам Кустурица в главной роли не слишком хорош. Они как-то непрофессионально... даже не играют – наигрывают... кто на чём. Неубедительна их любовь, неубедительна война, даже жуть войны – гуси, купающиеся в ванне крови, а затем летящие с огненными крыльями, сожжённые трупы вверх ногами – всё это сновидно, выглядит как бутафория; и ещё более неубедительно перемирие и объявление о конце войны; неубедительна боль - ни во время пришивания на живую отрезанного уха (снова сюр в квадрате), ни в момент потери возлюбленной; неубедительна даже святость Косты.

Но дело в том, что неубедительность здесь главный герой. Других героев здесь нет. Жизнь после жизни неубедительна, как бы сюрреалистична и страшна (или, наоборот, как бы привлекательна) она ни была. Кустурица превзошёл самого себя – он зазвучал по-другому, не сыграв ни одной новой ноты. Вот то, что я хотела, пожалуй, увидеть сейчас в «другом» кино.

promo drugoe_kino september 26, 03:11 4
Buy for 100 tokens
Несколько лет назад на международном кинофестивале документального кино "Послание к человеку" появился замысел программы игрового кино. Идея была проста - через популярность игрового кино привлечь внимание зрителя к документальным картинам. Составить программу, получившую название…

  • 1
А на мой вкус, очень слабый фильм. С каждым разом Кустурица снимает все бОльшую и бОльшую дрянь. А лучший режиссер Сербии был и остается Срджан Драгоевич.

Согласна. Как произведение искусства, как кинематографическая работа - никуда не годится. До тошноты. Потому и говорю: смотреть не рекомендую, нечего там смотреть.

Этот фильм нужно видеть по-другому, не в системе координат культурных ценностей. Он нарочно из неё выпал, вывалился. Для чего? Потому что Кустурица что-то хотел тем самым сказать, и это было мной услышано.

Вы только не сердитесь, но я вообще думаю: он этот фильм снимал исключительно для того, чтобы потискать Монику Белуччи )

Ну а что ж, раз такое дело... Может себе позволить человек или нет? Приятные вещи - они, знаете ли, вполне совместимы. )

А если серьёзно, потискать Монику в этом фильме можно было бы ведь и получше, коли была бы такая цель. )

Ну мы же не знаем всех сцен, которые в фильм не вошли )
А Джармуш последний классный. Просто меня очаровал.

Ну вот мы с Вами по разным дорогам ходим. )

Пусть расцветают тысячи цветов )

Замечательная статья
Ничего не понял

Самый слабый фильм Кустурицы, ИМХО. Я даже не знаю что удалось ему хуже - главная роль или режиссура. Моника, конечно, красивая женщина, но в фильме она явно играет Монику Белуччи снимающуюся в фильме Великого Режиссера.

А то что Вы увидели в нем как раз то "что я хотела, пожалуй, увидеть сейчас в «другом» кино" лишь еще раз подтверждает старую максиму o красоте в глазах смотрящего.

Только гуси в ванне и понравились. =)


Вообще то фильм основан на реальной истории

Даже если так, это никак не противоречит вышенаписанному. ) Написанное выше - более чем реальная реальность.

  • 1