Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote in drugoe_kino,
Жить своей жизнью
beauty_spirit
drugoe_kino

Categories:

Нибелунги /Die Nibelungen/: "Зигфрид", "Месть Кримхильды" ("Siegfried", "Kriemhilds Rache"), 1924

Однажды все самые отвратительные и кровавые истории прошлого застынут, как муха в янтаре, красивым мифом. То, что когда-то жгло, мучило и истирало кости в прах обратится гербарием полустертых, обрамленных золотом воспоминаний. Теперь мифом может пользоваться кто угодно, как мечом Зигфрида, но все-таки он живет по собственным законам, не соприкасающимся с нашей обыденной повседневностью. В 1933 дипломированный германист доктор Геббельс в своем выступлении перед немецкими кинематографистами, назвал «Нибелунгов» фильмом, оказавшим на него наиболее мощное воздействие. Фрица Ланга, который в том же году навсегда уехал из Германии, в аккурат после прихода к власти «мелких лавочников»(тм), возомнивших себя нибелунгами под управлением одного ефрейтора, такое признание вряд ли могло порадовать. В реальности то сверхчеловеское при общем дефиците человеческого все же как-то крайне погано смотрится. Если разобраться, то кино тоже именно об этом, уж непонятно, чего там так пробрало психопата Йозю. Хотя нет, понятно..

Зигфрид Кракауэр, который в своей известной книге «От Калигари до Гитлера», убедительно описывает, как культура еще Веймарской республики была проекцией общественных настроений Германии (побежденной, сломленной и одержимой жаждой мести за свое унижение), разумеется, не мог пройти мимо темы:

«Призрачные томления немецкой души, для которой свобода была роковым потрясением, а незрелая юность — вечным соблазном, облекшись в человеческую плоть и кровь, вышли на арену нацистской Германии»
«Перед нами полное торжество орнаментального над человеческим. Неограниченная власть выражается и в тех привлекательных орнаментальных композициях, в которых расположены люди. То же самое наблюдалось при нацистском режиме, который проявлял склонность к строгой орнаментальности в организованном построении человеческих масс. Всякий раз, когда Гитлер разглагольствовал перед народом, он видел перед собой не сотни тысяч слушателей, а гигантскую мозаику, сложенную из сотен тысяч человеческих частиц. "Триумф воли", этот официальный гитлеровский фильм о нюрнбергском съезде нацистской партии 1934 года, свидетельствует о том, что, создавая свои массовые орнаментальные композиции, нацистские декораторы вдохновлялись "Нибелунгами" Фрица Ланга»
Дальше в книге про царство Аттилы. Только вот настоящими сверхчеловеками выглядит даже не Аттила, не Хаген, и даже не Зигфрид, а Брунхильда и Кримхильда (у Вагнера они фактически слиты в одну) – женщины из стали и воли, жестоко наказавшие своих обидчиков (а заодно еще кучу народа и себя). Броня, в которую одели свои души и сердца эти героини, оказалась столь крепка, что расплющила их самих. Обе истории закручиваются кольцом в очередную победу зла.
Но разве «Нибелунги» только о том, что каждая эпоха - молотильня жизней? Нет. Как это ни странно, каждый персонаж вызывает не только ужас, но и сочувствие вперемешку с уважением. Жалко Зигфрида (ну это понятно).«Заржавело твое золото. И повсюду на нем пятна». Кримхильду жалко с самого начала второй части, даже когда из обычной женщины она превращается в чудовище, одержимое местью. Жалко короля Гюнтера, который предав одного друга, мучается и не может пойти на повторное предательство. Жалко Аттилу, который, всего лишь любил жену и сына, хотел «нормальную семью», а потом понял на какую лютую психопатологию подписался. В конце концов, даже конченный ублюдок Хаген начинает вызывать какую-то симпатию и уважение своей несгибаемостью.
Не стоит забывать, что это экранизация средневекового эпоса, а каждый эпос, даже если он далек от привычных христианских понятий о добре и зле, полон не только темного, но и светлого начала. То, какими мы не должны быть и какими мы быть не должны. Обаяние окончательности времен, когда деревья были большими и люди большими, которые больше не повторятся. Хотя вряд ли они были когда-то такими на самом деле, но это же миф! Песнь по утраченному, поднимающая над ужасами настоящего. Гимн величию человеческого духа, цельным героям, которые даже будучи, мягко говоря, неположительными, остаются все-таки великими. Отражение той особенной германской ментальности, которая уходит корнями и к саге о Зигфриде, и к легенде о Фаусте, и к Ницше немецкому романтизму, Фихте, развивавшихся в пику идеологии Просвещения.
Эта одна из ветвей немецкой мысли, основанная на стихийности, и отбрасывающая этический и сознательный подходы (разум враждебен к стихии, ибо стремится к ее обузданию, об этом еще Шпенглер писал). Идея ее в том, что немцы – великий духовный народ. Но у них всегда было мало земли (после потери колоний и Первой мировой это стало особенно острым), поэтому проживая на маленьком европейском пяточке, немецкий дух тянется ввысь и вширь, стремясь объять Космос. Начиналось красиво. Во что это все эволюционировало (деградировало) тоже известно – «Курки, млеко, яйки. Фюрер даст нам на Востоке землицу с крестьянами после войны». Императрица степей Кримхильда в чрезмерно огромном пространстве растет, раздувается, становясь ломкой и хрупкой. Ее тело привезут в Вормс и похоронят в родной земле – такой же, какую она хранила при себе, отправляясь в царство Аттилы. «Возьмите мое царство / И возьмите мою корону /Нам не нужно твое царство / Нам не нужно твое царство / Твое царство - яма в земле сырой / И корона твоя - из клена».
Tags: 1924, Фриц Ланг, старое кино
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments