?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Стыд/ Skammen (1968)
McD
oleg_butenko wrote in drugoe_kino
Оригинал взят у oleg_butenko в Стыд/ Skammen (1968)
Режиссер: Ингмар Бергман; в ролях: Макс фон Сюдов, Лив Ульман, Гуннар Бьёрнстранд.

Война – это стыдно.

Поэтому «Стыд» Бергмана – самый правдивый фильм о войне в истории мирового кинематографа.

Согласно одному исследованию, во время реального боя четверть солдат теряют контроль над мочевым пузырем, каждый восьмой – над кишечником. Но вы можете представить себе орденоносного дедушку, который расскажет своему внуку: «Да, внучок, во время атаки полегло много наших, но я остался в окопе и запачкал штаны»? Разумеется, он об этом никогда не расскажет, рассказывать об этом стыдно, поэтому история войн – это 7 тысячелетий вранья.

Эстетика Бергмана в фильме «Стыд» - это отсутствие стыда при показе запачканных штанов.

К какой войне на экране привык советский и постсоветский зритель? Это либо «Подвиг разведчика», где герой обводит вокруг пальца немцев-простофиль, самоотверженно выполняя важное задание Родины, либо «Солдаты» (экранизация «В окопах Сталинграда» 1956г.), где бойцы героически сражаются с врагами, ценой своих жизней защищая Родину, либо «Иди и смотри» - фильм о военных преступлениях, вызывающий праведный гнев у зрителя. Героизм, самоотверженность и жестокость – вот важнейшие темы фильмов на военную тематику. Однако этими темами война не исчерпывается.

Следует отметить в скобках, что, скажем, американский или французский зритель привык примерно к такому же изображению войны в героических раскрасках. Только некоторым режиссерам удавалось быть честными. Например, Стэнли Кубрику в «Тропах славы»: по ходу фильма выясняется, что эти тропы славы вымощены дерьмом.

Когда впервые, лет, наверное, пятнадцать назад, я смотрел «Стыд», я понял, что война показана в нем очень необычно, непривычно и поэтому возникало ощущение, что фильм лжив. «Разве это война?»

Но представим, например, повседневную жизнь рядового человека в республике Локоть. (Т.н. Локотское окружное самоуправление – фашистская республика, возникшая на территории Брянской, Орловской и Курской областей и существовавшая с ноября 1941 по август 1943 года). В СССР о республике Локоть знали почти все, но говорить об этом вслух было стыдно. Такой себе кусочек территории размером с Бельгию. Говорят, в этой республике функционировало около 350 общеобразовательных школ. С историей этой т.н. республики связано много постыдных эпизодов, например, дело Тоньки-пулеметчицы, собственноручно расстрелявшей 1500 человек. После войны она жила обычной жизнью в каком-то захолустье, ее нашли в 70-е годы, судили и расстреляли.

Так вот: повседневная жизнь в республике Локоть была точь-в-точь такой же, как жизнь этих двух несчастных из фильма «Стыд». Никакого героизма, подлость, ложь, а люди вокруг – это Тоньки-пулеметчицы. Поэтому фильм Бергмана «Стыд» не просто реалистичный, но и в высшей степени правдивый.

Почти все рецензенты пишут, что фильм «антивоенный». Это правда. Но чем достигается этот антивоенный пафос? Скажем, картина Гойи «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» тоже антивоенная. Но вглядимся в главного персонажа: вот он в белой рубашке широко расставил руки, и словно говорит: «Стреляйте!» Его глаза безумны, но он героически готов принять смерть. В фильме «Стыд» есть эпизод, эмитирующий шедевр Гойи: к расстрельному столбу подводят какого-то несчастного в белой рубашке, он, вскрикивает, широко расставляет руки, словно приглашая солдат стрелять, но тут Якоби, отвратительный персонаж, «менеджер войны», сообщает, что смертельный приговор заменен ему пожизненным заключением.



Вот она, пощечина Гойе! Нет никакого героизма. Героизм привлекателен, поведение повстанца привлекательно. Гойя изобразил красивую смерть. У Бергмана в эпизоде с несостоявшимся расстрелом мало героического, и совсем нет ничего привлекательного.

В финале фильма герои Бергмана оказываются в лодке, плывущей неведомо куда. В какой-то момент их лодка увязает в трупах солдат. Трупы не тонут, потому что на них надеты спасательные жилеты. Героические фильмы о войне стеснялись «показывать запах» войны. Запах войны – это трупный запах. Бергман не стесняется показывать трупный запах: женщины, сидящие в лодке, зажимают носы и прижимаются к днищу, чтобы не видеть трупы и не слышать их запах, а мужчинам приходится веслами расталкивать трупы. Но становится понятно, что трупный поток нескончаемый, выбраться из него невозможно, и вся разница между окоченевшими солдатами и людьми, сидящими в лодке, только в том, что солдаты уже мертвы, а люди в лодке пока еще живы.

Любопытно, что этот фильм снят в Швеции – стране, виртуозно уклонившейся от участия в двух мировых войнах. Вероятно, мир начинаешь ценить, когда долго живешь в мире.

А еще надо ценить правду – и тогда войн не будет совсем.

P.S. Я понял эпизод с лодкой, когда побывал в музее оккупации Эстонии в Таллинне.



Оказывается, в 50-60 годы из Эстонии люди массово бежали, переплывая Балтийское море на рыбацких лодках. Обычно плыли в Швецию. Подсчитано, что из одной Эстонии бежали 65 тыс. чел. В музее хранится одна такая лодка. Другими словами, война была от Бергмана не так далеко.





promo drugoe_kino сентябрь 26, 03:11 4
Buy for 100 tokens
Несколько лет назад на международном кинофестивале документального кино "Послание к человеку" появился замысел программы игрового кино. Идея была проста - через популярность игрового кино привлечь внимание зрителя к документальным картинам. Составить программу, получившую название…

  • 1
!!!
(вместо лайка, значка которого не нашёл, давно не был в ЖЖ)

Имитирующий.

В войне много всего. Есть и стыд, и подлость, но есть и героизм, самопожертвование, товарищество, любовь. И абстрактных войн не бывает, они всегда за что-то и против чего-то, а стало быть - есть правые и есть виноватые.
Может быть фильм и хороший, но вы статью наполнили глупой идеологией, не имеющей отношения к реальности.

Совершенно верно.

"Вот она, пощечина Гойе" простите ,по всей видимости вы знакомы с творчеством художника более чем поверхностно. У художника есть серия гравюр «Бедствия войны». Собственноручно сделанная подпись на альбоме, данном другу, гласила «Фатальные последствия кровавой войны Испании с Бонапартом и другие выразительные капричос»

Серия стала отходом от традиций. Если раньше было принято окружать войну героическим ореолом- художники изображали войну метафорически, делая акцент на героизме, романтике и военной славе - Ф.Гойя же показал катастрофическое действие войны на отдельного человека

я же писал не о творчестве Гойи, а о конкретной картине, которую Бергман имитировал в фильме. У режиссера были свои виды на Гойю

ну да, свое ведь не воняет, только чужое

Спасибо, очень хорошо написано!

Участники военных действий никогда не признаются в испачканных штанах...Они всегда герои и всегда правы. Особая категория людей, которые тащатся от войны на фоне своей пустой жизни...Но самые мерзкие людишки, это те, кто затевает войны ради денег и развлечений. Например, кто начал войну в Сирии?

У Стругацких во "Втором наществии марсиан" фронтовик-инвалид, вспоминая войну. каждый мемуар заканчивает "Р-раз! И полные штаны!" В ответ на что его кроткий друг, сидевший в тех окопах, замечает, что, наверно, так и было, но он не хочет об этом помнить.

Хорошая у вас статья (фильм-то вообще практически гениальный).
Я сразу вспомнил другую неканоническую войну в кино - "Карабинеры" Жан-Люка Годара.

Покойный друг моего отца, пропахавший в пехоте четыре года с октября 1941, рассказывал, чио страх притупляется после нескольких месяцев. Например, он рассказывал, однажды он потерял ложку, а на войне без ложки как без рук. И вот он попал в бомбежку в лесу, это самое страшное, что может быть - и бомбы падают, и огромные стволы вокруг тебя рушатся. Он рванул к землянке, и видит - ложка валяется! Он забыл про бомбы и побежал за ложкой.

любой кадр - произведение искусства. Режиссерскую работу не могу пока оценить, т.к. фильм еще не посмотрела, но кадры - работа художника постановщика, оператора - выше всяких похвал.

Вместо того, чтобы обсуждать фильм, или статью, или режиссера, они бросились обсуждать Сирию и Путина. Это показывает, что Бергман прав: война - это стыд, потому что читать без стыда эти комментарии о войне в Сирии невозможно.
С другой стороны, понятно, что такое кипение умов рано или поздно закончится каким-нибудь хренакесом, когда будет не до Путина, и тем более не до Сирии.

тема просто актуальная, злободневная. Сегодня, как никогда, после ВОВ. Тема войны.

Для Бергмана стыд был самым интересным чувством. Бросил первую жену с грудным ребёнком, ушёл к другой. Эту другую тоже бросил с грудным, ушёл у третьей. В общей сложности бросил шесть или семь жён и человек десять детей. И ему стыдно было постоянно, что он сублимировал в кино и делал новые гадости.

личная жизнь многих гениев - не предмет для восхищения или подражания. тем не менее, гении - как правило они, а не те, кто жил по предписаниям морали, зачастую, кст, ханжеским.
се ля ви...

  • 1