Небесный землемер (lookaround) wrote in drugoe_kino,
Небесный землемер
lookaround
drugoe_kino

Categories:

ММКФ-2017. НА КРАЮ ЖИЗНИ И СМЕРТИ

Пару последних дней кинофестиваля мне не очень везло с фильмами. Накладки, неудачный выбор, во многом собственная усталость. Но день закрытия меня порадовал не меньше, чем самое начало.

НА КРАЮ (2016, документальный киноальманах)

Под занавес дошел-таки до Дома Кино и его "Российской программы". Альманах, снятый учениками документалиста Мирошниченко и сахалинскими кинематографистами, проехавшими по всему острову на кинопоезде, казалось бы не предвещал ничего особого. И хотя мой выбор в его пользу был сделан практически мгновенно, это было скорее протестное голосование, чтобы не идти на "120 ударов в минуту" и прочие осколки основной программы. Думал просто отдохнуть, посидеть-порадоваться видам родного Дальнего Востока. Однако увиденное, задело меня куда сильнее, чем я предполагал.

[Spoiler (click to open)]

Лаконичные, но выразительные истории людских судеб, история освоения Сахалина и его ресурсов, картины ежедневного трудового подвига аборигенов и приезжих, не могли не напомнить истории моих собственных родителей, отдавших большую часть своей жизни другому уголку Дальнего Востока, Камчатке. Многие кадры и эпизоды напоминали мне родные места, вызывали щемящую ностальгию.

Альманах состоит из 5 частей. Короткие истории о людях труда - о рыбаках-нивхах ("20 хвостов"), о нефтянниках ("Нефть") и шахтёрах ("Уголь"). И две экскурсии - по природному заповеднику ("Остров Тюлений") и умирающему поселку, с которого когда-то и началось освоение Сахалина ("Дуэ").

Новелла "Дуэ" снята Юлией Бобковой, чья полнометражная картина "Последний вальс" о судьбе гениального композитора Олега Каравайчука, принимала участие в документальном конкурсе нынешнего ММКФ и была многими отмечена.

Метафорическое название "На краю" можно понимать по-разному. Земля на краю империи. Край суши, за которым бесконечное море. Жизнь, на пределе возможностей. Последние времена, за которыми забвение. Всё это видно в кадре, чувствуется, волнует.

Люди "на краю" совсем другие, нежели "на материке". Они проще и свободнее. Они деловиты и открыты. Они ближе к земле, к морю, к небу. Ближе к жизни и смерти. Но удивительнее всего, что они куда ближе к счастью.


СМЕРТЬ ЛЮДОВИКА XIV (2016, реж. А. Серра)

Вообще, смерти на этом ММКФ как-то чересчур много. Возможно, мне так везет. Последний тому пример, что программа пресс-показов заканчивалась умирающим гей-активистом на больничной койке ("120 ударов в минуту"). Как альтернатива, случайно возникла картина Альберта Серра, на которую буквально было не пробиться всего день назад и показ которой был остановлен по техническим причинам и перенесен на следующий вечер. Обе смерти показывали параллельно - в полупустых залах.

454-292-La_Mort_de_Louis_XIV

Сказать, что "Смерть Людовика" - картина гениальная, это не сказать ничего. Эпическое полотно медленного угасания величайшего из монархов, "Короля-Солнца", влюбившего в себя пол-Европы и правившего 72 года и 110 дней, более, чем кто-либо в истории Европы, если не считать мелких князьков.

[Spoiler (click to open)]

Поразительно точно, мелкими штрихами, Серра показывает общеизвестное "короля играет свита" и "король себе не принадлежит". Но что и кто есть тогда личность монарха, который в бытовом плане полностью зависит от своих придворных, но при этом повелевает всем и вся?

smert-lyudovika-xiv-scene-3


Масштаб личности передается через масштаб одиночества. Поистине вселенского. Едва ли кто ближе Королю, чем его собаки. Да и те - безмозглые гончие. Окружающее Людовика десятки лет восхищение и почтение совсем не то, что нужно уставшей душе в последние часы, но поменять правила игры, которую во многом Его Величество и придумал (о чем повествует другой великолепный байопик, "Король танцует"), не в силах никто. С королевского ложа, с которого Людовик XIV уже никогда не встанет, остается только наблюдать за суетой придворных, отдавать последние, мелкие, несущественные распоряжения и предаваться не то воспоминаниям, не то мечтам. Контраст всесильности и бессилия.

smert-lyudovika-xiv-scene-2

Феноменальная игра Жан-Пьера Лео, дебютировавшего ещё в "400 ударах" Трюффо, снимавшегося у Годара, Пазолини, Каурисмяки, Ассаяса и Минляня и получившего заслуженный бенефис у Серра. Последний же широко известен своей абсолютно независимой манерой - отсутствием каких бы то ни было инструктажей, репетиций перед съемками. Съемки проходят быстро, "по горячему". Также, до "Смерти Людовика XIV" режиссер работал по своей системе исключительно с непрофессиональными актерами.

smert-ludovika-14-kadr

Философский финал фильма вновь напоминает нам, что всё в этом мире преходяще, что жизнь - игра, а от великого до смешного - один шаг.

Пожалуй, лучшего окончания кинофестиваля для себя было бы сложно придумать.

Tags: 2017, Альберт Серра, Дальний Восток, ММКФ, Сахалин, документальное кино
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments