?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
«Последний и решительный» для «бунтарей».
pasha_popolam wrote in drugoe_kino
Оригинал взят у pasha_popolam в «Последний и решительный» для «бунтарей».
Из истории кино совпадений.

В 1963 году Николас Рэй на студии Бронстона поставил один из своих последних фильмов – «55 дней в Пекине», приблизительно в это же время на другой стороне Атлантики Сай Эндфилд приступал к подготовке съемок одного из своих последних фильмов - «Зулу». Оба эти фильма, при всем своем стилистическом различии,  кажутся определенным образом схожими. При относительно близком рассмотрении, судьбы обоих режиссеров представляются как эти два фильма, при том что в человеческом смысле они несомненно совершенно разные. Но начнем из далека.

Почти ровесники, оба выходцы с северо-востока, из небогатых семей. Оба получили университетское образование и попутно, увлечение театром (вкупе с левыми идеями). На Рэя оказал влияние Э. Казан, он же заметную поддержку в карьере. В карьере Эндфилда, на начальном этапе, основную роль сыграли писатель Пол Джеррико и Орсон Уэллс.

В годы Второй мировой войны Эндфилд служил в войсках связи, а Рэй в отделе военной информации на радио. После войны оба начинают карьеру режиссеров, не сговариваясь снимают несколько нуар фильмов с выраженной социальной направленностью, у Рэя самый заметный «Они живут по ночам» 1948, а у Эндфилда «Звук ярости» 1950, оба фильма, как и много лет спустя, в случае с «Зулу» и «55 дней…», похожи поднятой актуальной в то время проблематикой.
50 - е годы для США стали ключевыми в ее дальнейшей истории, и уж совершенно точно в жизни Рэя и Эндфилда. Эндфилд в 1951 году оказался в сфере интересов «Комитета по расследованию антиамериканской деятельности», попал в «черный список» и уехал в Англию. Рэй же чудесным образом избежал «охоты на ведьм», зато не смог избежать встречи со своими собственными, персональными демонами, алкоголь, наркотики и беспорядочная личная жизнь не ограниченная гендерными установками, сделали то, что не удалось сенатору Маккарти.

Оба режиссера за свою карьеру сняли двадцать один и двадцать два полнометражных фильма соответственно, Эндфилд работая в Великобритании, снял пятнадцать фильмов, стараясь не отступать от своих убеждений, в том числе и ярко социально направленные, такие как «Адские водители» 1957. Для Рэя пиком стал 1955 год когда он снял «Бунтаря без идеала» - ставший культовым в Америке фильм (на мой скромный взгляд взявший статус при спорных достоинствах и сомнительных обстоятельствах), в дальнейшем неуклонно теряя позиции и кажется собственный здоровый азарт.

Однако в 1962 году Николас Рэй приступил к съемкам своего (как окажется последнего) полнометражного фильма «55 дней в Пекине». Эпическое полотно отражает один из эпизодов «восстания боксеров» в Китае, а именно «осаду посольского квартала в Пекине» в 1900 году. При всем возможном стремлении придерживаться исторических фактов и вывести сюжет в сферу лирически окрашенного интернационал глобализма, фильм получился именно проамерикански пафосным и откровенно милитаристским, что надо полагать, было супер актуально в период подготовки к большой компании в Индокитае.

Говоря о реальной исторической подоплеке, надо признать что Цинское правительство во главе с императрицей Циси проявило чудеса раздолбайства и предприняло насколько возможно непоследовательные шаги во время кризиса, что кстати, довольно точно отражено в картине, однако кульминация поражает наглостью и цинизмом. Иностранные посольства во главе с послом Великобритании Макдоналдом отказываются покинуть страну по требованию правительства и строят баррикады в самом центре Пекина, в двух шагах от Запретного Города! Проявляя чудеса храбрости, держат оборону в самом сердце чужой страны, отбиваясь от несметных полчищ безоружных тупых китайцев, практически не считаясь… с их потерями. В финале бравый американский майор с победой возвращается домой, под одобрительные возгласы благодарных китайских диссидентов.
Сай Эндфилд ставил фильм «Зулу» как практически авторский проект, совмещая продюссирование (совместно с Бейкером), режиссуру и написание сценария. Кажется фильм задумывался как исключительно коммерческое предприятие и представляет из себя большей частью батальные сцены, снятые надо сказать, очень качественно и ярко. Концепция: героизм валлийцев, отбивающихся от несметных полчищ безоружных тупых зулусов в самом сердце южной Африки. В финале бравый британский лейтенант принимает поздравления от остатков недобитых но гордых и восхищенных зулусов, едва видных из за гор наваленных друг на друга туземных трупов.
Тут надо сказать что ни Рэй ни Эндфилд, вовсе не были убежденными пацифистами, оба имеют
в своих фильмографиях остросюжетные, в том числе и «военные» фильмы, но эти два вышедшие в начале шестидесятых, резко выделяются количеством пафоса и патетики. Вскоре Николас Рэй окончательно ушел в свой персональный трип, периодически выныривая, что бы снять какой ни будь совершенно отвязанный короткометражный психодел, или научить чему ни будь несчастных студентов (можно представить чему он их там учил). Эндфилд же снимал еще пять лет, судя по результатам окончательно запутавшись в идеологии, теории и практике. Каждый следующий фильм получался все более невнятным, а апогеем стал «Универсальный солдат» 1971 (не просто пацифистский, а дико пацифистский), подведший черту под режиссерской карьерой и бурной общественной жизнью. Впоследствии Эндфилд окончательно ушел в свой собственный не выдуманный мир, успев даже сделать кой какие изобретения в области электроники.

Хотелось бы подытожить вышеизложенное определенными выводами, но жизнь такова что многие вопросы остаются подвешенными, например: какую роль в дальнейшей карьере Рэя сыграла его служба в специальном отделе? А так же знакомство с Казаном? Почему его не задели чистки? Какова была его роль в постмаккартистском переделе, и что ему отводилось делать в по новому выстроенной культурно-пропагандистской системе? И подобные вопросы можно было задать относительно Эндфилда, только для ответов, по всей видимости, время еще не пришло.



promo drugoe_kino july 15, 14:29 4
Buy for 500 tokens
Друзья! С 19 по 29 июля в Москве пройдёт кинофестиваль Strelka Film Festival by Okko. В программе - самые крутые и ожидаемые киноленты этого года, российские и иностранные, призеры Канн, Берлинале, Санденса и Кинотавра. Кроме того, в программе открытые встречи-дискуссии с кинорежиссерами,…