ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
О Вьетнаме медленно и поэтично: "Аромат зеленой папайи" (1993)
na_shpilke wrote in drugoe_kino
После понравившегося многим костюмного анализа фильма "Индокитай", сегодня хочу посмотреть на еще один живописный фильм, посвященный Вьетнаму.  В свое время обласканный критиками, но собравший смешанные отзывы среди зрителей "Аромат зеленой папайи" (1993) похож на воплощение поэму на экране - романтичной и немного наивной. Диалоги героев поместятся, пожалуй, на один лист, и вместе с тем каждая сцена подобна стихотворной строфе, где вместо слов - звуки, цвета, детали интерьера и, конечно же, костюмы героев...



"Аромат зеленой папайи" -  история Муи, девочки из бедной семьи, служанки в доме состоятельной семьи в Сайгоне 50х. А западный зритель, досмотревший фильм до конца, может весьма справедливо назвать его вьетнамской версией "Золушки" (*на это даже есть несколько довольно прямых костюмных аллюзий на протяжении фильма, если будете смотреть - попробуйте найти их).

Жизнь Муи - круги на воде, циклична как восхищающая её живая тропическая природа, и её наряды-костюмы отражение этому: мотив повторяются, замыкая очередной круг, после чего появляется новый мотив, отмечая начало нового цикла. В темно-зеленой рабочей одежде маленькая Муи приходит в дом своих новых хозяев, в темно-зеленой рабочей одежде покидает его через десять лет, завершая этот круг, один жизненный этап и готовая к новому.





Жизнь девочки Муи в её первой семье - калейдоскоп картинок вьетнамского быта живописных и вместе с тем простых своей повседневностью. Здесь мало слов, фокус - на повторяющихся действиях героев, атрибутах интерьера и костюмах, которые на примере одной семьи раскрывают зрителю традиции, особенности социальных и гендерных ролей вьетнамского общества.

Здесь четкое разделение на господ - мужчин, одетых с светлые отутюженные сорочки, и слуг - женщин в традиционной темной одежде.



При этом хозяйка дома и мать этой состоятельной семьи тоже одета в темные "рабочие" тона, что визуально объединяет её со служанками, а не с мужчинами в доме, которых она сама также обслуживает и обеспечивает, как предписывает традиционная "женская доля":





Возможно, поэтому ей так просто увидеть в главной героине замену своей умершей дочери (ни у кого из мальчиков/мужчин в доме не возникает даже мысли, что служанку можно видеть как часть семьи). Эту связь между хозяйкой и служанкой художники по костюмам подчеркивают похожестью цветов их костюмов:


Так завершается первый круг (и первая часть фильма)  - главная героиня покидает свою хозяйку и её дом и, превратившаяся из девочки в девушку, отправляется в новый дом к новому хозяину. Взросление и начало нового этапа знаменует и новый мотив в её одежде. Будучи неопытной девочкой, она носила зеленый цвет и подчинялась старшей и более опытной служанке. А теперь она сама имеет достаточно опыта и сменила зеленый на "зрелый" фиолетовый:

1) Муи - в зеленом костюме, симолизирующем неопытность,
а её наставница - в фиолетовом, символизирующем опыт и зрелость:


2) повзрослевшая героиня, сменившая зеленый на "опытный" фиолетовый:



И вместе с этим, есть в жизни героини есть и другой незамкнутый круг - её влюбленность. Детская влюбленность, когда Муи впервые увидела своего нового хозяина в качестве гостя, прислуживая ему за столом, теперь она оказалась в его доме и её любовь снова горит, находя отражение и в нарядах. Смотрите, как детский наряд повторяется через десять лет:






У влюбленной героини, правда, оказывается соперница - девушка из состоятельной семьи, образованная, раскрепощенная, что отражено в её нарядах ярких живых цветов, из дорогих материалов, чаще европейского кроя, нежели традиционно вьетнамского:






В традиционном вьетнамском наряде мы видим её один раз. Очевидно, попытка девушки показать своему жениху, что она - идеальная пара для него, сочетающая традиции и современность в роскошном традиционном Ao Dai из голубого шелка:


*не забудьте обратить внимание и на обручальное кольцо -
найдете там и символизм, и то, что тренд цветных камней в обручальных кольцах мог бы начаться задолго до Кейт Миддлтон


Однако богатой и либеральной невесте все-такие придется уступить место молчаливой и кроткой Муи. Для которой в этот момент начинается новый жизненный круг. Она, как цветок, распускается и расцветает, получив заветную любовь:


И вместе с этим влюбленный без пяти минут жених учит героиню грамоте, отмечая,  смену личного и социального статуса, что находит отражение в костюмах обоих героев - их костюмы сначало "обратное отражение" друг друга, а позже зритель видит героиню в белой блузке - она [хотя бы отчасти] поравнялась со своим возлюбленным:




И наконец кульминацией "Аромата зеленой папайи" становится следующий кадр и костюм, закрывающий для героини еще один жизненный круг:


Зеленая папайя созрела и пожелтела. Девочка превратилась в женщину. Служанка стала хозяйкой, Золушка - королевой. На этой ароматной ноте сегодня откланиваюсь, оставляя вам поиск дополнительных символов и костюмных "ключей" этого фильма, если найдете - поделитесь в комментариях!


promo drugoe_kino april 20, 13:31 2
Buy for 150 tokens
Рекомендации в телеграм-формате. Добавляйте пост в избранное, если хотите каждый день читать новые рекомендации по фестивалю. Пост будет обновляться. Честно говоря, не блещет, на мой вкус, юбилейный ММКФ шедеврами, но что-то посмотреть безусловно стоит. 26.04 Последний день кинофестиваля -…

  • 1
Спасибо! Очень интересно.
Какие красивые кадры - с удовольствием посмотрю фильм.

рада, что пост понравился! надеюсь, что фильм вам понравится еще больше ;)

"Сок у недозревшего плода папайи крайне вреден для здоровья и даже ядовитый, поэтому не рекомендуется потреблять зеленые плоды." аромат не отражает содержания. вот!
наверное, такое название не случайно, и наш еуропейский глаз не всё заметил?

тоже может быть... хотя производство фильма совместное с Францией и европейский взгляд там на протяжении всего процесса присутствовал ;)

Спасибо, очень красивая рецензия.

Это очень красивое кино. Я правда именно этого ещё не видел:) но вот другие этого режиссёра – рекомендую (если рецензия понравилась:)

рада, что вам понравилось ))

Во Вьетнаме я прожил 3 месяца, и под впечатлением от страны\людей\быта\женщин начал смотреть и читать всё подряд. Этот фильм великолепен, настоящий артхаус.

Кстати, снимался полностью во Франции, в павильоне.

вот да - "уличные" сцены за оградой дома так и выглядят павильонно, хотя для меня это фильм не испортило.
п.с. а поделитесь, что интересного о Вьетнаме вы нашли посмотреть и особенно почитать, т.к. помимо "Тихого американца" я не нашла книг на тему. спасибо!

У меня эти закладки на другом компе, сейчас без доступа туда.
Для современного человека *Вьетнам* = *вьетнамская война*, так что всё в основном об этом. Но есть и немного вне этого ряда.
Фильм Дьенбьенфу (Долина глиняных кувшинов) - о решающем сражении Сев.Вьетнама с французами, фильм отличный и нетипичный, там много именно бытовой стороны, хотя и военное кино. Я его особенно выделяю, т.е. всё прочее подобное - американское, с избыточным размахом, часто снятое по шаблонам.


Ну и чего именно вы хотите от Вьетнама. Если культура, то это Хюэ, экс-императорская столица. Природа меня больше всего удивила на Севере (Са Па, Ха Дзианг особенно и вообще эти горные районы). Образцовый мегаполис - Сайгон. Пляж + старина тогда Хойань (входит в список ЮНЕСКО).
Несколько впечатляющих hill stations, особенно Да Лат.
Короче, много всего разного.

Вообще от страны ощущение как от взлетающего самолёта, очень много энергии, это ни с чем не спутать.


Я тоже жила во Вьетнаме. И в Хюэ, и в Саппе, и в Хой-Ане была ;) Меня больше литература интересует - отражение и впечатления других, видевших и проживших.

Это не то, чтобы "о Вьетнаме", это Чан Ань Хунг, вот его фильмы каждый участник "другого кино" уж точно "должен посмотреть". Или не должен... – это как пойдёт, насиловать себя не надо.
Начать можно с «Вечности».

Интересная интерпретация. А вот в бане все бабы голы. А тут эвона как всё закрутили...

...ибо сообщество здесь все-таки не о бане.

Одну женщину беру,
На другую — смотрю,
Третью — примечаю,
А четвёртая — ме-ре-щит-ся!

Не?..

Я ж, вроде как, похвалил, написателя-то )

Edited at 2017-06-23 09:25 pm (UTC)

за что писателю очень приятно, спасибо ;)

поэтично написано, с такой теплотой)) очень захотелось посмотреть этот фильм.

Edited at 2017-06-22 08:10 am (UTC)

спасибо )) будет интересно узнать ваше впечатление после просмотра - поделитесь!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account