na_shpilke (na_shpilke) wrote in drugoe_kino,
na_shpilke
na_shpilke
drugoe_kino

Categories:

О Вьетнаме медленно и поэтично: "Аромат зеленой папайи" (1993)

После понравившегося многим костюмного анализа фильма "Индокитай", сегодня хочу посмотреть на еще один живописный фильм, посвященный Вьетнаму.  В свое время обласканный критиками, но собравший смешанные отзывы среди зрителей "Аромат зеленой папайи" (1993) похож на воплощение поэму на экране - романтичной и немного наивной. Диалоги героев поместятся, пожалуй, на один лист, и вместе с тем каждая сцена подобна стихотворной строфе, где вместо слов - звуки, цвета, детали интерьера и, конечно же, костюмы героев...



"Аромат зеленой папайи" -  история Муи, девочки из бедной семьи, служанки в доме состоятельной семьи в Сайгоне 50х. А западный зритель, досмотревший фильм до конца, может весьма справедливо назвать его вьетнамской версией "Золушки" (*на это даже есть несколько довольно прямых костюмных аллюзий на протяжении фильма, если будете смотреть - попробуйте найти их).

Жизнь Муи - круги на воде, циклична как восхищающая её живая тропическая природа, и её наряды-костюмы отражение этому: мотив повторяются, замыкая очередной круг, после чего появляется новый мотив, отмечая начало нового цикла. В темно-зеленой рабочей одежде маленькая Муи приходит в дом своих новых хозяев, в темно-зеленой рабочей одежде покидает его через десять лет, завершая этот круг, один жизненный этап и готовая к новому.





Жизнь девочки Муи в её первой семье - калейдоскоп картинок вьетнамского быта живописных и вместе с тем простых своей повседневностью. Здесь мало слов, фокус - на повторяющихся действиях героев, атрибутах интерьера и костюмах, которые на примере одной семьи раскрывают зрителю традиции, особенности социальных и гендерных ролей вьетнамского общества.

Здесь четкое разделение на господ - мужчин, одетых с светлые отутюженные сорочки, и слуг - женщин в традиционной темной одежде.



При этом хозяйка дома и мать этой состоятельной семьи тоже одета в темные "рабочие" тона, что визуально объединяет её со служанками, а не с мужчинами в доме, которых она сама также обслуживает и обеспечивает, как предписывает традиционная "женская доля":





Возможно, поэтому ей так просто увидеть в главной героине замену своей умершей дочери (ни у кого из мальчиков/мужчин в доме не возникает даже мысли, что служанку можно видеть как часть семьи). Эту связь между хозяйкой и служанкой художники по костюмам подчеркивают похожестью цветов их костюмов:


Так завершается первый круг (и первая часть фильма)  - главная героиня покидает свою хозяйку и её дом и, превратившаяся из девочки в девушку, отправляется в новый дом к новому хозяину. Взросление и начало нового этапа знаменует и новый мотив в её одежде. Будучи неопытной девочкой, она носила зеленый цвет и подчинялась старшей и более опытной служанке. А теперь она сама имеет достаточно опыта и сменила зеленый на "зрелый" фиолетовый:

1) Муи - в зеленом костюме, симолизирующем неопытность,
а её наставница - в фиолетовом, символизирующем опыт и зрелость:


2) повзрослевшая героиня, сменившая зеленый на "опытный" фиолетовый:



И вместе с этим, есть в жизни героини есть и другой незамкнутый круг - её влюбленность. Детская влюбленность, когда Муи впервые увидела своего нового хозяина в качестве гостя, прислуживая ему за столом, теперь она оказалась в его доме и её любовь снова горит, находя отражение и в нарядах. Смотрите, как детский наряд повторяется через десять лет:






У влюбленной героини, правда, оказывается соперница - девушка из состоятельной семьи, образованная, раскрепощенная, что отражено в её нарядах ярких живых цветов, из дорогих материалов, чаще европейского кроя, нежели традиционно вьетнамского:






В традиционном вьетнамском наряде мы видим её один раз. Очевидно, попытка девушки показать своему жениху, что она - идеальная пара для него, сочетающая традиции и современность в роскошном традиционном Ao Dai из голубого шелка:


*не забудьте обратить внимание и на обручальное кольцо -
найдете там и символизм, и то, что тренд цветных камней в обручальных кольцах мог бы начаться задолго до Кейт Миддлтон


Однако богатой и либеральной невесте все-такие придется уступить место молчаливой и кроткой Муи. Для которой в этот момент начинается новый жизненный круг. Она, как цветок, распускается и расцветает, получив заветную любовь:


И вместе с этим влюбленный без пяти минут жених учит героиню грамоте, отмечая,  смену личного и социального статуса, что находит отражение в костюмах обоих героев - их костюмы сначало "обратное отражение" друг друга, а позже зритель видит героиню в белой блузке - она [хотя бы отчасти] поравнялась со своим возлюбленным:




И наконец кульминацией "Аромата зеленой папайи" становится следующий кадр и костюм, закрывающий для героини еще один жизненный круг:


Зеленая папайя созрела и пожелтела. Девочка превратилась в женщину. Служанка стала хозяйкой, Золушка - королевой. На этой ароматной ноте сегодня откланиваюсь, оставляя вам поиск дополнительных символов и костюмных "ключей" этого фильма, если найдете - поделитесь в комментариях!

Tags: 1993, 90-ые, Вьетнам, Франция, Французское кино, современное кино, французское кино
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments