ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
«Ностальгия» Андрея Тарковского, 1983
macroud wrote in drugoe_kino
01_resize_resize

- Господи, ты видишь, как она молится. Почему ты ей ничего не скажешь?
- Ты только вообрази, что случится, если она услышит мой голос.
- Ну, хотя бы дай ей понять, что ты есть.
- Я все время даю ей это понять, но только она этого не замечает.

Это диалог из фильма. Анекдот? Да как посмотреть… Это содержание фильма, если совсем коротко.
Русский крепостной композитор Павел Сосновский [странная фамилия для крепостного, но оставим это на совести Андрея Арсеньевича] в свое время был отправлен барином в Италию, учиться. Имея возможность остаться, Сосновский вернулся обратно в рабство, где запил и покончил с собой. Потому что как же не увидеть больше березок, не вдохнуть родного воздуха? Ностальгия… Или загадочная русская душа?

Советский писатель Андрей Горчаков собирает в Италии о Сосновском материал. С сопровождающей от итальянской стороны, Эйдженией (Евгенией), он приезжает в провинциальный городишко, известный храмом святой Екатерины, популярным у бесплодных женщин, и лечебными серными источниками аккурат перед ратушей. Собственно, цель приезда именно храм. И это идея Горчакова. Однако он туда даже не заходит.

02_resize_resize

Третья достопримечательность городка – сумасшедший, Доминико. Подвинулся он на религиозной почве – пытался спасти от мира семью, заперевшись с нею на семь лет в своем доме. Сейчас тих и безобиден.

03_resize_resize

В городке скучно, пусто, холодно и сыро; делать совершенно нечего. Писатель наш сам не понимает, зачем его сюда принесло. Сосновский? Да Бог с ним, с Сосновским! Писателя терзают воспоминания детства, какая-то неясная тоска… Горечь безотцовщины? Пожалуй, и это.

04_resize_resize

Дурачок привлекает внимание нашего героя. И тот пытается выяснить мотивы семилетнего затворничества.

Доминико заявляет, что тогда все делал неверно, а сейчас исправиться ему мешают сердобольные горожане, не дающие перейти со свечой через серный бассейн – думают, хочет утопиться. Он предлагает писателю сделать это вместо него. Тот обещает, но… Сумасшедший же!

05_resize_resize

А потом писателя накрывает волна воспоминаний. Ностальгия?

06_resize_resize

Ностальгия, говорите?.. Нет. Во всяком случае, не та ностальгия, что обычно понимается под этим термином. Писатель наш каждый день говорит по телефону с оставшейся в Москве женой, вот уже почти одной ногой в самолете, но… откладывает возвращение. Значит, тяготит  его не расставание с родиной. Или – расставание, но не с родиной…

07_resize_resize

Мука потери чего-то важного, что было в детстве, но так и не получило развития, мука поврежденности корней, неправильно сложившейся жизни и… неслышания Бога – вот, что терзает Горчакова.

08_resize_resize

09_resize_resize

Доминико альтер эго Горчакова, но не альтернатива, а просто иная грань. И сын «дурачка», которого тот хотел спрятать от мира, это тоже Горчаков! И все эти ипостаси нашего героя тяготятся своим бытием. И ищут решение. Но не находят…

10_resize_resize

- Сперва я был эгоистом. Хотел спасти свою семью… А спасать надо всех! Весь мир. – говорит Доминико.

Почему нужно спасаться, толком не объясняется. Ну, да, мы знаем об ухудшении экологии, угрозе ядерной войны, падении нравов и т.п. И что? Как это все угрожает конкретному человеку здесь и сейчас и, главное, как конкретный человек может от всего этого спрятаться? Нет, опасность не в этом. Опасность в отсутствии цельности, в утере осмысленности, в разобщенности. Мир фрагментарен и потому безумен. Разорвана связь времен. И разорван внутри себя человек. И вот это страшно!

Но в одиночку-то не спастись. Может быть, именно в этом причина первоначальной неудачи «дурачка», а не в тактике исполнения?

- Одна капля, потом еще одна образуют одну большую каплю. Не две! – поясняет Доминико нашему писателю.

Спасти мир – спасти себя, свое будущее, еще не рожденных детей и… свое прошлое, а, стало быть, восстановить нарушенную связь с Богом, с самим собой, вернуться к корням. Тоска по Богу – вот сущность той ностальгии!

11_resize_resize

Человечество мучается, но уже давно сжилось с этой мукой. Его устраивает. Страшно, что-то менять. Вот, если бы кто-то… Но нет, все равно страшно! Но кто-то же должен.

12_resize_resize

Можно ли обладать святостью, не будучи воцерковленным? Может ли быть святым атеист? Посмертно – да. А при жизни? Вопрос…

Доминико решается. И писатель наш тоже. Только платой оказывается жизнь…

13_resize_resize

14_resize_resize

Но, может быть, восстановление полноты бытия требует выпадения из этого плана мироздания, эфемерного, где жизнь человеческая – только игра теней на стене?

15_resize_resize

«Ностальгия» завершает осмысление мироздания, разворачивающееся в «Солярисе» и «Сталкере». Именно поэтому здесь много перифраз из этих двух картин, перифраз до штампованности.

В «Солярисе» человек вышел в космос, чтобы встретиться со Вселенной и включить ее в себя, в «Сталкере» Вселенная сама пришла к человеку, на Землю. И там, и там Вселенная в итоге кооптирует в себя человека. В «Ностальгии» человек кооптирован исходно, но связь его со Вселенной нарушена. И нормально себя чувствовать человек будет, только когда в полном объеме восстановит единое бытие с целым – со Вселенной. А имя Вселенной – Бог.

16_resize_resize

17_resize_resize

18_resize_resize


promo drugoe_kino april 20, 13:31 2
Buy for 150 tokens
Рекомендации в телеграм-формате. Добавляйте пост в избранное, если хотите каждый день читать новые рекомендации по фестивалю. Пост будет обновляться. Честно говоря, не блещет, на мой вкус, юбилейный ММКФ шедеврами, но что-то посмотреть безусловно стоит. 26.04 Последний день кинофестиваля -…

  • 1

Спасибо за прекрасный анализ! Смотрела этот фильм на фестивале кино Тарковского в Тулузе (Франция), в оригинале - то есть на итальянском и русском с французскими субтитрами. Фильм сложен для восприятия, и даже своими смешанными русско-итальянскими диалогами. Я владею французским, но когда диалог внезапно переходит на итальянский с русскими вставками, не успеваешь сообразить читать субтитры)

Поэтому я многого не поняла; и ваш анализ здорово помог мне, спасибо!


«Ностальгия» Андрея Тарковского, 1983

User jidogolonoga referenced to your post from «Ностальгия» Андрея Тарковского, 1983 saying: [...] Оригинал взят у в «Ностальгия» Андрея Тарковского, 1983 [...]

Мой любимый фильм у Тарковского. Спасибо за отзыв.
Сразу пришли на ум строчки у Цветаевой
"Цельному морю- нужно все небо,
Цельному сердцу- нужен весь Бог"

Когда я слышу от человека умствования "про Тарковского" — я понимаю, что имею дело с дебилом, у которого проблемы в личной жизни, отчего у него избыток свободного времени.

В заголовке прямо указано: Тарковский. Чего зашёл-то, много свободного времени?

Зашёл, чтобы тот, кто зашёл после меня, прочитал моё предупреждение и задумался. Может, кого и уберегу от псевдоумствования по "творчеству" Тарковского.

Пнуть безответного героя (или не героя) может каждый. Вот напишите развернутый пост, отчего Тарковский не стоит внимания. Аргументированно. А?

И этим его пиарить?! Как можно критиковать бомжа, бездарность, пустое место?! КАК?!

Таки бомж-то не безымянный, а уже очень хорошо распиаренный. И без вашего возможного опуса граждане и далее будут им интересоваться и повышать его рейтинг.

Фильм «Ностальгия» — ахинея. Любой отзыв о нём — это отзыв об ахинее. Другого не скажешь.

Тоска по Богу – вот сущность той ностальгии!

Чушь собачья! Такого вообще не бывает.
Тому, кто верит в Бога — это понятно и без лишних слов.
Кто не верит — тому о Боге лучше вообще не заикаться.

И зачем было тратить время на чтение ахинеи? Шел бы себе лесом дальше - и ладно.

…Не только на чтение, но ещё и на комментирование. Таки да, эта запись — чушь собачья.
Зачем? — А кто мне запретит? :о)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account