Алекс Турчин (aleksei_turchin) wrote in drugoe_kino,
Алекс Турчин
aleksei_turchin
drugoe_kino

Category:

О создании «Крёстного Отца» Ф. Ф. Копплы

Три штриха к портрету фильма в честь 45-летия со дня премьеры

Криминальная драма Фрэнсиса Форда Копполы не просто приобрела культовый статус, но стала одной из самых значимых вех в истории американского и мирового кинематографа, без преувеличения, обессмертив имена причастных.

За прошедшие со дня премьеры годы фильм подвергался тщательному изучению в попытках объяснить причину его феноменального и немеркнущего успеха. Ведь ещё на стадии пре-продакшена экранизация одноимённого романа Марио Пьюзо вовсе не выглядела многообещающим проектом, сулившим принести славу и прибыль.

Судите сами.

Режиссёром ленты стал независимый постановщик, до этого снимавший дешёвенькие фильмы и работавший с Роджером Корманом - знаменитым Голливудским трэшеделом. Резюме Копполы украшала, "всего лишь", премия Оскар за адаптированный сценарий фильма "Паттон". Но вовсе не это убедило студию отдать проект в его руки. В какой-то момент его едва не заменили на другого постановщика: среди возможных режиссёров "на замену" звучали очень солидные имена - например, Артура Пенна, двукратного номинанта на Оскар за режиссуру, снявшего легендарный "Бонни и Клайд". И всё же фортуна улыбнулась Фрэнсису. Вернее, его молодости. В начале '70-ых ему было чуть за 30 и продюсеры решили, что смогут с лёгкостью помыкать им.

С поиском актёров на главные роли тоже сложилось не сразу.

Например, студия наотрез отказывалась утверждать на роль Дона Корлеоне Марлона Брандо. Актёр славился тяжёлым характером, неуживчивостью и сложными отношениями с коллегами на съёмочной площадке. Казалось бы, Коппола должен был об этом знать и предпочесть кого другого. Тем более, что интерес к роли проявлял сам Орсон Уэллс. Продюсеры отыскали ещё 7 претендентов, лишь бы не работать с Брандо. Но с момента прочтения книги Коппола видел в образе Дона только его. Чтобы добиться расположения начальства, он пошёл на хитрость. Зная, что Брандо не согласится на обычные пробы, он прихватил ручную камеру и приехал к актёру домой, сказав, что хочет кое-что попробовать. Брандо встретил его в кимоно и с причёсанными назад длинными волосами. Согласно легенде, когда Коппола включил камеру, Марлон взял обувную ваксу и вымазал свои седые волосы в чёрный цвет, а за обе щёки положил по ватной салфетке. Затем он взял сигару и стал что-то бормотать. Когда Коппола показал плёнку руководству – никто (включая директора студии Стэнли Джаффе, клявшегося, что пока он руководит кинокомпанией, Брандо не видать роли) не узнал актёра.

Аль Пачино был не менее нежеланным. На тот момент в его фильмографии было всего две картины и лишь одна главная роль: студийные боссы сомневались, что он справится с задачей. Сомневался и сам Коппола: на записях с кинопроб Пачино выглядел стушёванным и растерянным, совсем не таким, каким видится сын Мафии. Копполе очень нравилось его лицо, но он всё же был вынужден параллельно заняться поиском других актёров. Так в его поле зрения попал Роберт Де Ниро и Мартин Шин. Оба ещё поработают с режиссёром в его следующих фильмах, но образ Майкла Корлеоне всё же достался Пачино. И, возможно, последнее слово в его утверждении принадлежит Марше Лукас (тогдашней супруге Джорджа Лукаса). Занимаясь монтажом плёнки с кинопроб, она обратила внимание Фрэнсиса, что Пачино «раздевает вас своими глазами». Коппола уцепился за это наблюдение и вновь убедил студию встать на его сторону.

К слову о Лукасе.

Коппола и Джордж Лукас дружат уже многие десятилетия и свои первые шаги в индустрии делали вместе. Фрэнсис, например, выступал исполнительным продюсером фантастической антиутопии «THX 1138» – дебютного фильма Джорджа. Но мало кто знает, что Лукас участвовал в создании «Крёстного Отца». В фильме есть сцены, где появляются газеты с громкими заголовками, освещающими главные события, в том числе смерть титульных героев. Эти вставки сняты именно Лукасом.

Третьим и самым ярким подтверждением жизненно важной необходимости прислушиваться к чутью, стала сцена с лошадиной головой.

Кровавая, яркая, запредельно жестокая, сцена стала хрестоматийной и обыгралась бесчисленное множество раз в других произведениях, став, наряду с апельсинами, одной из визиток «Крёстного отца». Но после просмотра фильма у зрителей возник закономерный вопрос: а была ли голова настоящая? Да, была. Студия предлагала использовать чучело, но Копполе оно показалось неубедительным. Тогда он связался с фермой в Нью-Джерси, занимающейся убоем лошадей для изготовления собачьих консервов, и попросил прислать ему голову. Какое-то время спустя ему доставили ящик со льдом, в котором лежала голова.

Отстояв своё авторское видение, Коппола сумел создать выдающееся кинополотно, без преувеличения, икону жанра. В год выхода на экраны, «Крёстный отец» стал не только самым кассовым фильмом года, но и (на тот момент) самой коммерчески успешной лентой всех времён. В 1990-ом году библиотека Конгресса США внесла фильм в список лент, имеющих культурное, историческое и эстетическое значение.

Вероятно, в Конгресс всё же поступило предложение, от которого там не смогли отказаться.


Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments