?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Карлик Нос/ Zwerg Nase (1978)
McD
oleg_butenko wrote in drugoe_kino
Оригинал взят у oleg_butenko в Карлик Нос/ Zwerg Nase (1978)
Фильм производства ГДР по мотивам одноименной сказки Вильгельма Гауфа.

Один из самых загадочных фильмов, показанных советским телевидением.

На разных форумах можно обнаружить целую теорию заговора вокруг этого фильма. Вот один из отголосков: "Снятая в готическом стиле экранизация сказки произвела такое гнетущее впечатление на советских детей, что спустя двадцатилетие породила ряд конспирологических теорий — вроде той, что этот «фильм ужасов» был специально снят с показа и засекречен КГБ. В настоящее время зрителям не удается найти эту экранизацию." (На сайте была ссылка на Википедию, но в самой Википедии этой цитаты я не нашел).

Вопросы к фильму действительно остаются. Попробуем в них разобраться.

Могу рассказать о своих впечатлениях: в детстве я дважды посмотрел этот фильм, и очень хорошо его запомнил. Первый раз я смотрел его, когда мне было лет 6-8, второй – в более старшем возрасте, наверное, когда мне было лет 12. (Я родился в 1974г.) Следовательно, этот фильм никто не прятал: его дважды с большим перерывом показали по советскому телевидению. А почему же я его запомнил? Да именно потому, что фильм действительно оставил тяжелое гнетущее впечатление.

(Следует заметить, что в СССР 70-х – первой полвины 80-х годов по телевидению редко, возможно, никогда не показывали технически более совершенные и зрелищные детские фильмы производства США. Советский ребенок мог довольствоваться в основном кинопродукцией стран «социалистического лагеря». Особой популярностью пользовались фильмы производства ГДР и Чехословакии).

Но нет дыма без огня. Если спустя почти 40 лет этот фильм вспоминают и обсуждают, значит, он подействовал на многих.

Разумеется, в фильме нет 25 кадра или каких-то примочек, способных вызвать депрессию, просто авторы фильма достигли своей цели – сняли малобюджетный фильм ужасов, рассчитанный на детскую аудиторию. Вероятно, его можно назвать «готическим». В похожем жанре работал Александр Роу, но его фильмы не были готическими. Скорее, его жанр – это иронический фолковый хоррор. В «Карлике Носе» нет никакой иронии, как впрочем, и фолка.

Как это удалось авторам фильма? За счет чего?

1. Отличный грим. Успех фильма на 50% был обеспечен действительно страшным гримом колдуньи Кретервейс.



2. Фильм играет на архетипических детских страхах: согласитесь, страшно, когда тебя в лес заманивает уродливая старуха и там тебя околдовывает, превращает в уродца и заставляет прислуживать.

3. Мотив «отказ родителей». Карлик Нос возвращается в город, но ни мать, ни отец не признают в нем своего сына, а отец даже избивает. (В финале фильма родители раскаиваются, во-первых, за то, что отпустили сына с колдуньей, во-вторых, за то, что не признали в уродце сына).

4. Страх перед уродством и социальной депривацией. Карлика Носа не принимает общество, потому что он урод. Ему приходится доказывать свою состоятельность за счет профессионального мастерства: фея научила его поварскому искусству, поэтому он смог устроиться на кухню герцога.

5. Неосознаваемый страх перед сексуальной перверсией и сексуальной эксплуатацией. Очевидно, что отношения между колдуньей и Карликом выходят за рамки отношений госпожи и поваренка. Тем более что колдунья умеет превращаться в женщину-вампа.



6. Зритель не просто смотрит фильм, он поневоле воспринимает тактильные, обонятельные и вкусовые ощущения. Вспомним эпизод, когда колдунья своими костлявыми, морщинистыми руками перебирает зелень на ярмарке. Или эпизод с приготовлением «датского пряного супа с красными гамбургскими клецками». Зрителю не просто показали этот суп, но и рассказали, как суп готовить и из каких ингредиентов: четыре сорта мяса, немножко пива, гусиный жир, имбирь и трава, которая называется “утешение желудка”.

7. Общая атмосфера таинственности и колдовства. Мы словно попадаем в средневековье. В фильме нет каких-то готических соборов или средневековых замков. (Хотя съемочная группа из ГДР могла бы снять фильм, скажем, в Магдебурге или Эрфурте). Но даже в павильоне 40 лет назад умели создать декорации таинственного заколдованного леса.

На немецких форумах мне не удалось найти следы обсуждения фильма или каких-то рецензий. На родине фильм забылся. Зато на русскоязычных форумах таких обсуждений хоть отбавляй.
Но все же. Посмотрев фильм «Карлик Нос» во взрослой жизни, многие зрители отказываются верить, что это именно тот самый страшный «Карлик Нос» из детства. И сюжет не тот, и актеры другие и титры на чешском (чешские титры были самыми забавными, поэтому они и запомнились, но не в связи с фильмом). Что на это можно ответить?

А что еще можно ожидать от зрителя, пресытившегося 3D и другими прибамбасами? Теперь недостаточно взять классику, экранизировать ее, пригласив театральных актеров и хорошо их загримировав.

Прошло 40 лет без малого. Фильм тот же, зрители стали другими. Можно ли вернуться в детство и посмотреть его заново теми же детскими глазами?





promo drugoe_kino сентябрь 26, 03:11 4
Buy for 100 tokens
Несколько лет назад на международном кинофестивале документального кино "Послание к человеку" появился замысел программы игрового кино. Идея была проста - через популярность игрового кино привлечь внимание зрителя к документальным картинам. Составить программу, получившую название…

Тут надо объяснить диспозицию. Была огромная тема на рутрэкере (сейчас удалённая), где люди пытались найти "жуткий фильм детства". Нашли все экранизации сказки (12 или 13 фильмов) -- всё не то. Тот фильм пугал, а эти не пугают! Пришли к выводу, что была какая-то секретная экранизация, снятая специально для опытов на детях. Окончилось тем, что нашли старую телепрограмму, где фильм указан точно, на этом тема заглохла. Подробности сохранились здесь
https://mrakopedia.org/wiki/Карлик_Нос_(фильм)

смотрите лучше аниме!

Если так рассуждать, то для специальных опытов ну если не детях, то подростках - у нас аниме. Посмотрите Конец Евангелиона - там можно почувствовать такой экзистенциальный ужас, что ужастики и фильмы-катастрофы начинают смотреться бледно



Аниме снято по реальным событиям мотивам романа "Конец детства" известного писателя Артура Кларка. Не буду спойлерить книгу, но там для Земли всё закончилось еще страшнее.

А тем кто младше - доставит всеми любимый Миядзаки: у него в аниме тоже много отвратительного и ужасного. Причем, отчего я не в восторге - ужасное там неэстетично, в отличии от мейнстримового аниме, где все няши )

По упоротости Миядзаки догоняет и перегоняет Макото Синкай с полнометражкой "Ловцы забытых голосов":

А еще по эстетической составляющей...

Edited at 2017-04-15 11:12 am (UTC)

Помню страшноватый еще фильм "Турбаза "Волчья"" был

Помню этот страшный фильм, но смотреть его было невозможно из-за отвратного дубляжа. Хотела показать ребенку - фильм есть в сети, но так как он с тем же самым дубляжом, то смотреть его по-прежнему невозможно.

Кинцо как кинцо.
Из немецких фильмов больше запомнился фильм Регентруда с заклинанием:"Где текла вода, нынче пыль и прах, фойербарт сжег траву на лугах..." Вот от этих слов реальне было не по себе. Как настоящее колдовство.

Edited at 2017-04-15 05:28 am (UTC)

и не говорите! Этот Фоейрбарт меня часто преследовал в детстве. Помню, ночью просыпаюсь, и кажется мне, что он в углу комнаты притаился и даже вроде шевелится. Вот где ужас для ребенка! Будучи взрослой, прочитала в интернете, что многие такой же страх перед ним испытывали.
А от "Карлика Носа" воспоминания самые приятные. Я просто обожала этот фильм, и все фильмы ГДР по братьям Гримм и другим сказкам.

Ну да! Есть такое! Я еще в детстве понял, что эта колдунья карлика сексуально эксплуатировала. А не просто так он ей прислуживал.
Или это я в каком-то другом фильме видел. Но что-то такое было.

надо же..а этот фильм не помню,как то пропустила.Надо пересмотреть,и ваш рассказ и комменты вдохновляют)))

а ссылы здесь запрещены что ли

редко, возможно, никогда не показывали

Редко но показывали -например "Синяя птица" с Джейн Фонда

это было совместное производство: Century Fox и Ленфильм. Там еще снимались Вицин с Поповым

да, я тоже много читал на форумах о загадочном "Карлике Носе" и отчасти даже сам был уверен, что смотрел его. Помню, что в моем детстве был фильм про Карлика Носа и он был невероятно кошмарен и тоже отказывался долгое время признавать, что на самом деле все было куда проще и свою роль сыграло наивное детское восприятие, а фильм был, но не таким, каким запомнился.
Эту экранизацию пересмотрел пару лет назад и склоняюсь к тому, что ее и видел.

Вряд ли сейчас серьезно воспримете этот фильм. Он устарел.

Сама сказка страшная. Этаки детский Рип Ван Винкль. В ней есть все, что нужно для фильма ужасов. НО почему-то все экранизации (кино и мультфильмы) содержат отсебятины больше, чем нужно даже для недостаточно интересной истории. Жаль!

мой сын проходил эту сказку в немецкой гимназии, когда им всем было лет 15! вот это я удивилась, я всегда думала, что она для младшешкольников. а у него еще и гимназия оч крутая была, с древнегреческим и тд. одна из стариннейших в стране. и такая программа.

Спасибо, что напомнили.
Совсем позабыл, а прочитал и вспомнил, что видел этот фильм, и не раз, и было ощущение большого страха.

Отлично помню этот фильм "В гостях у сказки", мне лет 5 наверное было. Смотрели со старшей сестрой, но, когда появилась колдунья, я сразу сказала, что мне хочется в другой комнате поиграть в игрушки. Сестра потом меня звала, когда колдунья становилась красивой, но я все равно убегала в другую комнату. Лет 5 назад посмотрела с сыном спектакль "Карлик нос" и решила пересмотреть фильм. Ощущения все равно сильные вызывает до сих пор.

Для меня самым страшным "детским" фильмом советских времен был французский мультик "Властелины времени".

как-то прочла, что дети воспринимают сказки не так, как взрослые. Менее травматично. Принимают вроде бы все за чистую монету, но их не травмирует жестокость в сказке. Надо, так надо.Хотя сказки их тоже пугают.
Но когда задумаешься во взрослом возрасте, находишь гораздо больше ужасного в таких сюжетах.
Гауфа я обожаю. его сказки вполне детские. Очень интересные сюжеты, да и заканчиваются они вполне счастливо.
Эти его превращения (Карлик Нос и Залиф Аист) затрагивают очень глубинные страхи, и осознаешь это только в сознательном возрасте. Это темы, которые впоследствии станут одними из ключевых в фантастике. Все что касается трансформации тела или личности - это страшно.
Так что запишите слово МУТАБОР на бумажке (или в сотовый) и держите при себе. Мало ли что...

Мне в детстве дедушка взял во взрослой библиотеке сказки Гауфа (во взрослой, так сказать, редакции), так это было, пожалуй, самое страшное моё чтиво в жизни.
Истории про врача, отрезавшего спящей красавице голову, или моряка, завернувшегося в шкуру свежеубитой коровы... - на их фоне "Карлик-Нос" почти комедия.