oleg_butenko (oleg_butenko) wrote in drugoe_kino,
oleg_butenko
oleg_butenko
drugoe_kino

Category:

Карлик Нос/ Zwerg Nase (1978)

Оригинал взят у oleg_butenko в Карлик Нос/ Zwerg Nase (1978)
Фильм производства ГДР по мотивам одноименной сказки Вильгельма Гауфа.

Один из самых загадочных фильмов, показанных советским телевидением.

На разных форумах можно обнаружить целую теорию заговора вокруг этого фильма. Вот один из отголосков: "Снятая в готическом стиле экранизация сказки произвела такое гнетущее впечатление на советских детей, что спустя двадцатилетие породила ряд конспирологических теорий — вроде той, что этот «фильм ужасов» был специально снят с показа и засекречен КГБ. В настоящее время зрителям не удается найти эту экранизацию." (На сайте была ссылка на Википедию, но в самой Википедии этой цитаты я не нашел).

Вопросы к фильму действительно остаются. Попробуем в них разобраться.

Могу рассказать о своих впечатлениях: в детстве я дважды посмотрел этот фильм, и очень хорошо его запомнил. Первый раз я смотрел его, когда мне было лет 6-8, второй – в более старшем возрасте, наверное, когда мне было лет 12. (Я родился в 1974г.) Следовательно, этот фильм никто не прятал: его дважды с большим перерывом показали по советскому телевидению. А почему же я его запомнил? Да именно потому, что фильм действительно оставил тяжелое гнетущее впечатление.

(Следует заметить, что в СССР 70-х – первой полвины 80-х годов по телевидению редко, возможно, никогда не показывали технически более совершенные и зрелищные детские фильмы производства США. Советский ребенок мог довольствоваться в основном кинопродукцией стран «социалистического лагеря». Особой популярностью пользовались фильмы производства ГДР и Чехословакии).

Но нет дыма без огня. Если спустя почти 40 лет этот фильм вспоминают и обсуждают, значит, он подействовал на многих.

Разумеется, в фильме нет 25 кадра или каких-то примочек, способных вызвать депрессию, просто авторы фильма достигли своей цели – сняли малобюджетный фильм ужасов, рассчитанный на детскую аудиторию. Вероятно, его можно назвать «готическим». В похожем жанре работал Александр Роу, но его фильмы не были готическими. Скорее, его жанр – это иронический фолковый хоррор. В «Карлике Носе» нет никакой иронии, как впрочем, и фолка.

Как это удалось авторам фильма? За счет чего?

1. Отличный грим. Успех фильма на 50% был обеспечен действительно страшным гримом колдуньи Кретервейс.



2. Фильм играет на архетипических детских страхах: согласитесь, страшно, когда тебя в лес заманивает уродливая старуха и там тебя околдовывает, превращает в уродца и заставляет прислуживать.

3. Мотив «отказ родителей». Карлик Нос возвращается в город, но ни мать, ни отец не признают в нем своего сына, а отец даже избивает. (В финале фильма родители раскаиваются, во-первых, за то, что отпустили сына с колдуньей, во-вторых, за то, что не признали в уродце сына).

4. Страх перед уродством и социальной депривацией. Карлика Носа не принимает общество, потому что он урод. Ему приходится доказывать свою состоятельность за счет профессионального мастерства: фея научила его поварскому искусству, поэтому он смог устроиться на кухню герцога.

5. Неосознаваемый страх перед сексуальной перверсией и сексуальной эксплуатацией. Очевидно, что отношения между колдуньей и Карликом выходят за рамки отношений госпожи и поваренка. Тем более что колдунья умеет превращаться в женщину-вампа.



6. Зритель не просто смотрит фильм, он поневоле воспринимает тактильные, обонятельные и вкусовые ощущения. Вспомним эпизод, когда колдунья своими костлявыми, морщинистыми руками перебирает зелень на ярмарке. Или эпизод с приготовлением «датского пряного супа с красными гамбургскими клецками». Зрителю не просто показали этот суп, но и рассказали, как суп готовить и из каких ингредиентов: четыре сорта мяса, немножко пива, гусиный жир, имбирь и трава, которая называется “утешение желудка”.

7. Общая атмосфера таинственности и колдовства. Мы словно попадаем в средневековье. В фильме нет каких-то готических соборов или средневековых замков. (Хотя съемочная группа из ГДР могла бы снять фильм, скажем, в Магдебурге или Эрфурте). Но даже в павильоне 40 лет назад умели создать декорации таинственного заколдованного леса.

На немецких форумах мне не удалось найти следы обсуждения фильма или каких-то рецензий. На родине фильм забылся. Зато на русскоязычных форумах таких обсуждений хоть отбавляй.
Но все же. Посмотрев фильм «Карлик Нос» во взрослой жизни, многие зрители отказываются верить, что это именно тот самый страшный «Карлик Нос» из детства. И сюжет не тот, и актеры другие и титры на чешском (чешские титры были самыми забавными, поэтому они и запомнились, но не в связи с фильмом). Что на это можно ответить?

А что еще можно ожидать от зрителя, пресытившегося 3D и другими прибамбасами? Теперь недостаточно взять классику, экранизировать ее, пригласив театральных актеров и хорошо их загримировав.

Прошло 40 лет без малого. Фильм тот же, зрители стали другими. Можно ли вернуться в детство и посмотреть его заново теми же детскими глазами?




Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →