Чем дальше в прерии, тем категоричней звучит вопрос о свободе выбора. Джонатан Нолан наслаивает сюжетные линии на каркас дискуссии пятивековой давности между Эразмом Роттердамским и Мартином Лютером. Вопрос о возможности спасения своими силами и божьего предопределения заменяется вопросом о способности андроидов действовать за рамками программного кода. Сюда же присовокупляется ницшеанская «смерть Бога» в лице одного из создателей парка развлечений. «Сумерки богов» и торжество андроида-Сверхчеловека. На десерт идея Славоя Жижека о том, что в виртуальной реальности проявляется наше настоящее «Я». В парке развлечений люди показывают, кто они на самом деле. Именно на этой идее построена главная сюжетная линия.
В первый раз я бросил смотреть сериал не только от переизбытка сцен насилия на экране. Мне стало скучно после того, как в кадре появился актер, знакомый мне по другой роли. Вдруг сразу стала видна интрига, вокруг которой будет закручен сюжет. Четыре года назад я опубликовал пост «House MD. The Best» с кадрами понравившихся мне эпизодов. Среди них был такой.

Вы ищете не доказательство своей правоты, а доказательство того, что вы не правы, чтобы обрести надежду. Ведь вы хотите уверовать.
Он мне также напомнил героя еще одного сериала.

[Тем, кто еще не смотрел сериал, дальше лучше не читать.]Приглядимся к метаморфозам одного из главных героев и культурно-психологическому коду, использованному при его создании. В финале самым страшным злодеем оказывается самый добрый персонаж. Парк открыл его истинную сущность. Его вежливость, честность, благородство оказались маской, за которой скрывался настоящий маньяк. Какие выводы напрашиваются в связи с этим? Чем больше положительных качеств у человека, тем выше вероятность, что на самом деле он конченый мерзавец. Поэтому к таким людям нужно относиться с подозрением, предпочитая им тех, кто не заморочен на принципах. Телезрителей перепрограммируют на большую толерантность к аморальному поведению, вызывавшему раньше реакцию отторжения. Стирается граница между добром и злом.
А теперь посмотрим на культурно-психологический код тех, кто создавал этот персонаж. Каким образом им удалось совместить несовместимое? Эта операция возможна в среде, где все юзеры поделены на овец и волков. Ты добр и честен – добро пожаловать в стадо овец. Коварен и безжалостен – твое место среди волков. А что происходит с этой программой, когда добрый и честный персонаж оказывается в состоянии противостоять «волкам»? Программа идентифицирует его как волка в овечьей шкуре. Не кажется ли вам, что код этой программы довольно примитивен и устарел как минимум на 2000 лет?
Community Info