?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Чешские фильмы глазами советских киноклубов
Toto_sad
alexander_pavl wrote in drugoe_kino
poster 04 adela 03 poster 06

В далёкие, почти баснословные, тёплые, ламповые времена советских киноклубов самой интересной кинематографией социалистического соцлагеря считалось польское кино. Польской кинематографии посвящались интересные монографии и киноведческие сборники со множеством картинок и даже фильмографиями, в прокате были неординарные польские фильмы, в общем, у любителя кино при слове «Польша» сразу возникал четкий ассоциативный ряд. Польское кино – это интересно!

На втором месте была Венгрия, ибо советские эстетствующие интеллектуалы были раз и навсегда ударены в мозг фильмом Золтана Фабри «Пятая печать» и никакие похождения майора Кардоша, никакие экранизации Мора Йокаи не могли стереть этой печати.

Третьего места, по сути, не было, потому что кинематограф остальных соцстран был.... как бы это сказать... неартикулирован. Для него не было каких-то внятных концепций. Можно сказать, что третье место делили Болгария (гениальный «Козий рог» Методи Андонова был в прокате) и Югославия, славу которой составили рассказы шопотом про Душана Макавеева. Следы этого легендарного Макавеева пытались углядеть во всех югославских фильмах чуть выше среднего уровня.

poster 02 poster 07 The_Lanfier_Colony

Но вот что никогда и никого из советских синефилов не интересовало, так это кино Румынии, ГДР и Чехословакии. И если в случае с ГДР и Румынией это как-то объяснимо (достойных фильмов в прокате не было, а такие ленты, как «Мне было девятнадцать» и «Дом с тяжёлыми воротами» были попросту непонятны), то ситуация с Чехословакией удивительна. Это в буквальном смысле слова lost in translation.

joe adela poster

Чешские фильмы имели огромный успех в советском прокате, многие из них стали культовыми. Но «умный советский зритель» высокомерно воротил нос от «Лимонадного Джо», «Тайны замка Моррисвилль» и «Конца агента», принимая их, как банальные хохмы. В принципе, эти утончённые интеллектуальные ленты разделили судьбу фильмов великого абсурдиста Леонида Гайдая, они оказались слишком изысканными яствами для восприятия советского зрителя, привыкшего к грубо пропечёному хлебу с докторской колбасой Тарковского и Панфилова.

Такая ситуация неприятна, хотя объяснима. Намного страннее, что никакого интереса не вызвали такие мрачные каллиграфически выверенные кинопараболы, как «Смерть зовётся Энгельхен" и «Магазин на площади» Клоса и Кадара. Более того, пронзительное киностихотворение «И передайте привет ласточкам» не пробудило интереса к чехословацкой кинематографии, хотя явно торкнуло таких советских кинематографистов, как Лариса Шепитько и Виктор Аристов.

poster 01 Engelchen 02 poster 03

Я обожал чехословацкие фильмы задолго до того как пришёл в киноклуб. Десятки раз я смотрел по телевизору блистательную «Тайну острова Бэк-Кап» великого Карела Земана и «Секрет великого рассказчика» Карела Кахини, несколько раз захватил «Колонию Ланфиер» Яна Шмидта (это он поставил годом раньше «Конец августа в отеле «Озон» по сценарию Павла Юрачека) и ни разу не пропустил в кино ни «Адела ещё не ужинала» ни «Тайна карпатского замка». Каково же было моё удивление, когда я обнаружил, что все эти названия ничего не говорят моим друзъям из очень продвинутого киноклуба.

poster 10 poster 11 poster 09 poster 13

Никакой внятной информации по чехословацкому кино в среде советских интеллектуалов не было. Известие о присуждении наград «Тысячелетней пчеле» Юрая Якубиско было встречено, скажем так, с недоумением. Когда, уже в перестройку, мне вручили прокатную коробку с фильмами Яна Шванкмайера, я ни у кого не мог добиться хоть каких-то сведений о великом сюрреалисте. Когда в 1989 году я рассказывал о Иржи Менцеле и его фильме, вошедшем в 1977 году в легендарный список ста лучших фильмов всех времён и народов, на меня смотрели оловянными глазами: это неинтересно.

Jesi karel_zeman 01 poster 08

В общем, как чешский так и словацкий кинематограф прошли мимо советских интеллигентов. По какой-то, непонятной мне, причине одно из самых ярких явлений культуры ХХ века было категорически не востребовано в СССР. Но кино Чехословакии - прекрасно. До сих пор помню эйфорический каскад мелодии Зденека Лишки, сопровождающей смерть Александра Дюма в «Секрете великого рассказчика», до сих пор не забыл улыбку Либуше Шафранковой в "Три орешка для Золушки", до сих пор восхищён пластикой Вальдемара Матушки в "Призраке замка Моррисвилль". Это кино, кино в чистом виде, абсолютное кино.

adela 01 ghost 02

promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Ситуация мало изменилась и чешского кино смотрят совсем мало. Зря. У чехов есть свой собственный стиль. Лучшие их фильмы очень хороши, там есть и печаль и юмор и замечательные актёры. Можно вспомнить Герца(Сжигатель трупов и Керосиновые лампы), раннего Гржебейка(Уютные норки и Пупендо), очень интересны Шванкмайер(имхо) и Менцель. Необычные, ни на что не похожие фильмы у Моравека(Скука в Брно),Штайндлера(Спасибо за каждое новое утро),Сламы(Дикие пчёлы),Смоляка(Растворившийся,рассеившийся),Райфа(Постель),Павласковой(Время слуг),Липского(Хэппи-энд),Кахини(Любовь между каплями дождя) и тд.Эстетства в том, что люди любят лучшее чешское кино(ведь есть много проходного, как и везде)нет никакого.Есть лишь отсутствие желания увидеть нечто другое, что и происходит в этом мире вообще.

О чешской "новой волне" и о том, что было позже мне хотелось порассуждать отдельно. Здесь же я затронул странную, на мой взгляд, лакуну в восприятии.
Перечисленные вами фильмы Херца, Кахини и Менцеля не были в советском прокате, но было много другого, достойного - часть я перечислил в своей заметке, но на деле было больше. Тем не менее, это достойное кино никто не смотрел и никто не анализировал. Оно как в песок ушло (в советском и постсоветском дискурсе).

Из современных стоит ещё отметить Давида Ондричека (Одиночки), Петра Зеленку (Пуговичники).

  • 1