?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Кинематограф Чехословакии: до новой волны
Oho
alexander_pavl wrote in drugoe_kino
Кинематограф довоенной Чехословакии также неинтересен, как и прочие национальные кинематографии Восточной Европы. Польша, Венгрия, Румыния, Чехословакия создавали не более чем провинциальные версии немецкого кино - грандиозного киноконцерна UFA, господствовавшего в Европе и успешно конкурировавшего с Голливудом.

erotikon 1 Erotikon 2

Но у чехов, в отличие от их соседей, был шанс, которым им не удалось воспользоваться. Не по их вине, но, тем не менее... Я уже упоминал эту историю. Плейбой Густав Махаты, увлечённый кинематографом, в начале 20-х годов совершил паломничество в США, где получил шанс поработать сперва ассистентом, а потом и вторым режиссёром у самого талантливого и известного кинорежиссёра того времени – гениального Дэвида Уорка Гриффита. А когда первый ученик Гриффита, Эрих фон Штрохайм (тоже гений) отправился в Швейцарию снимать «Глупых жён», Густав Махаты последовал за ним и помогал при съёмках. Это лучшая из возможных школ, учиться мастерству у гения, открывающего в искусстве новые дороги.

ekstase 2 ekstase

Обретя уверенность, Махаты стал снимать совершенно замечательные фильмы в духе своего кумира. Успех у интернациональной публики, призы на международных кинофестивалях – Густав Махаты уверенно выводил чешское кино в первую лигу. Однако лучшее враг хорошего, и в своём шедевре, в холодной драме «Экстаз», Махаты снял Хэди Ламарр, самую красивую женщину тогдашней Европы, жену мультимиллионера, фабриканта оружия. Он снял её голой, купающейся в лесном озере, и муж принял все возможные меры, чтобы уничтожить фильм и разрушить карьеру режиссёра. Это был конец амбиций довоенного чешского кино. Густав Махаты бежал от разгневанного миллионера в США, а в Чехословакии продолжили снимать салонные мелодрамы, умеренно забавные комедии и патриотические костюмные драмы.

werich-voskovec werich-voskovec 2

Тем не менее, за пределами кинематографа произошло некое событие, впоследствии радикально повлиявшее на чешское и словацкое кино. В начале 30-х годов поэт Витезслав Незвал основал в Праге сюрреалистическую группу, которая принялась энергично развивать тезисы Андре Бретона и Гийома Апполинера в чешском национальном духе. Интересно, что влияние дадаизма на чехов было не менее сильное, чем сюрреализм. Если французы от дадаизма быстро ушли в сторону «несмешных шуток», то чехи остались верны лихому веселью макабра. Ясное дело, изначальная ориентация на национальную культуру не дала чешским сюрреалистам прославиться так, как они заслуживали, хотя у себя дома они были короли. Конечно, сюрреалисты сразу же повлияли на кино, вдохновив кабаретный дуэт Вериха и Восковица на анархистские комедии «Пудра и бензин», «Мир принадлежит нам» и всё такое прочее, но звёздный час пражского сюрреализма был впереди.

krakatit 2 Krakatit_poster krakatit 1

Время шло, началась и кончилась война, установился марионеточный сталинистский режим, не принёсший чехословацкому кино славы. Ну, разве что сказку «Пекарь императора» про Рудольфа Второго можно припомнить, больше, пожалуй, ничего. Ибо даже лучший чешский кинорежиссёр того периода Оттокар Вавра... Нет, вру. Вавра в 1949 году ухитрился сделать сюрреалистический «Кракатит» по роману Карела Чапека, а сразу после смерти Лучшего Друга Советских Физкультурников выстрелил совершенно замечательной пафосной трилогией «Ян Гус», «Ян Жижка» и «Против всех». Сценарии этих фильмов ужасающе схематичны, но визуальное воплощение выше всех похвал. Честное слово, это не хуже Алессандро Блазетти с его «Железной короной» 1941 года... Кстати, оператором у Блазетти был чех Вацлав Вих... Лавина всадников катится по экрану, гремят пушки, и рыцари рушатся под копыта своих разгоряченных коней! Несомненно, эти фильмы повлияли на поляка Александра Форда, чуть позже снявшего прекрасных «Крестоносцев» по Генрику Сенкевичу.

Císařův pekař 2 Jan Žižka 2

Но в полную силу кинематограф старой доброй Богемии развернулся в «оттепель». Словаки Ян Кадор и Эльмар Клосс, вдохновлённые итальянским неореализмом, начали своими «На конечной» и «Три желания» своеобразную «черную волну», аналогичную польским пессимистичным фильмам. Аниматор Карел Земан провозгласил радикальные идеи совмещения игрового кино с мультипликацией, своеобразного коллажа, чем-то напоминающего «графические романы» Макса Эрнста. И, наконец, с началом шестидесятых грянула «новая волна».

Tam na konečné poster Tam na konečné 1 Tři přání

promo drugoe_kino july 15, 14:29 4
Buy for 500 tokens
Друзья! С 19 по 29 июля в Москве пройдёт кинофестиваль Strelka Film Festival by Okko. В программе - самые крутые и ожидаемые киноленты этого года, российские и иностранные, призеры Канн, Берлинале, Санденса и Кинотавра. Кроме того, в программе открытые встречи-дискуссии с кинорежиссерами,…

  • 1
Спасибо, что хоть не Штройзман!

Спасибо за статью. После внимательного просмотра новой минисерии ČT "Bohema", Ваш текст дополняет приведенные там факты.

Смотрел я фильм с голой Хеди Ламарр (в музее кино ещё в 90-е), но убей не помню ничего. Луиза Брукс лучше!

Луиза Брукс несравненная, да. Но! Во-первых, она американка (а я говорил о европейских актрисах). Во-вторых, занимался ею сам Г.В.Пабст, у которого опыта было, мягко говоря, побольше, чем у Махаты.

  • 1