rassudkin (rassudkin) wrote in drugoe_kino,
rassudkin
rassudkin
drugoe_kino

Category:

Долгая счастливая жизнь. Постановщик Геннадий Шпаликов. 1966 год.

Один блогер как-то написал: контроль над основным инстинктом государство из рук никогда не выпустит(cyaness). И правда, государство, в котором люди не доросли еще до демократии и цивилизации, обязательно выдает рецепт отношений между мужчиной и женщиной.
Один из рецептов, например – домострой, в той или иной мере просуществовавший до Октябрьской революции и в виде остатков – после.
В СССР были другие предписания для личных отношений – утопически-идеальные, т.е., ровно такие же , как и сама советская идеология. Предписывались: любовь на всю жизнь, счастливая семья, по выходным – театр, цирк и повышение культурного уровня.

В жизни, при точном соблюдении этой рецептуры, получалась потонувшая в воскресной стирке замудоханная баба и нетрезвый мужик на диване, укрытый свежей газетой – все, конечно, как доктор прописал. В социалистический идеал никак не помещались пять человек в одной комнате, кухонные битвы за освободившуюся площадь в коммунальной квартире, запойные мужья, склочные жены и свирепая теща.
По вопросу собственно основного инстинкта рецепт прописывал, во-первых , строжайший заговор молчания – все делали вид, что секса не существует. В этом была логика: любое мелкое отклонение, тем более крупное, любая особенность в этой сфере, тем более патология, воспринимались человеком , как если бы он вдруг обнаружил, что является марсианином – и из-за этого скелета в шкафу чувствовал себя виноватым перед народом.
Постель в неженатом состоянии (слова «секс» тогда еще не было в русском языке) – считалось, что это подло. Если человек удивленно задавался вопросом «неужели я должен жениться сразу после того, как произошло впервые» - значит, это подлый человек.

Но в какой-то момент в диссидентской тусовке появилось радикальное мнение , что секс без любви, хоть и в семье – это аморально. А по любви, даже на стороне – нравственно и хорошо, вне зависимости от семейного статуса.

Сюжетная часть фильма Шпаликова – как раз о сексе. Анна Русских писала о «скрытой», «бьющей по нервам» эротике советских фильмов (вообще-то она писала об одном «Журналисте») . Т.е., когда ничего такого на экране не видно, но все есть в закрытом виде.
В «Долгой счастливой жизни» как раз ничего не бьет по нервам, любовь похожа на дружбу , а состав электрической искры – не плечи , туфли и повороты головы, а лес, природа, театр и «Вишневый сад». Но сюжетная часть – о нем, об основном инстинкте.
В картине Шпаликова резко бросается в глаза почти глобальное противоречие между желанием короткого романа среднестатистического мужчины и желанием долгой счастливой жизни среднестатистической женщины. Игра Инны Гулая и Кирилла Лаврова обнажает этот типический конфликт – их желания, самообман и разочарования как на ладони.

Картина Шпаликова – просто течение жизни, и вот, в этой жизни обнаруживается это тотальное несоответствие, врецептах не прописанное.
Положительный – безусловно – герой , наобещав с три короба в обтекаемой словесной форме, делает ноги. Хотел он, вероятно, только секс-онли (и пролетел) , признавался в этом себе или нет – а дальше как сложится. Но в дальнейшее не верил.
И это прекрасный романтический герой Кирилла Лаврова – впервые в советском кино поступает не по потулату «постель только в семье», не по экстремистскому лозунгу диссидентов «секс только по любви», а просто в соответствии с издержками своей мужской природы. (Герой «Еще раз про любовь» хотел того же, но кончилось-то там большой любовью и горячим раскаянием. А здесь кончилось откровенным бегством.) Герой размышляет и , видимо, корит себя за это. Но что ему делать?

Однако жизнь в картине так хороша, так задумчива и спокойна, что глобальные несоответствия мало ее портят. Прекрасна обыденность, пароходные пейзажи, закатное томное небо, веселые и грустные люди.
Фильм характеризовали как начало конца, уход светлых 60-х – герои расстаются посредством бегства одного из них, счастливая жизнь не получается. Бесконечно долго плывущая вдаль баржа с печальной женщиной, играющей на аккордеоне – эмблема неопределенного и несветлого бесконечного будущего.

Но скорее (или также) картина о необходимости перехода от поверхностного идеализма к более глубоким познаниям – для чего нужен доступ к информации, дверь к которой уже стала закрываться в конце 60-х. Поэтому разочарованно смотрит за горизонт женщина на плывущей барже. Авторы как будто пытаются разглядеть будущее, показывая настоящее и пунктиром напоминая о прошлом.
В картине показаны три мира. Это мир «Вишневого сада» - мир со слабыми моральными установками, брошенной любовью, брошенным Фирсом и надеждами: «Вся Россия – наш сад!» Диалог с Фирсом на сцене точно попадает в настрой фильма: «…-перед каким несчастьем?» - «- перед волей.»

Воля пришла и в мир 60-х. Люди и природа в этом мире так счастливо дышат, что как будто ходят босиком по траве – хотя на самом деле в обуви. И с внутренней честной моралью, которая требует осмысливать противоречия, а не штамповать идеалы.
Тревожным контрастом этому спокойному счастью, свободному дыханью – отголоски дошестидесятного мира: военные на мотоциклах. Но и военные как будто уже другие – они везут собак, и животные смягчают отзвуки страшного прошлого.

И напоследок – разочарованный ( или просто вопросительный?) взгляд вдальиз конца 60-х в будущее женщины, плывущей ему навстречу.
Этот фильм с прекрасным, текучим черно-белым изображением – рассказ о том, как хороша просто жизнь, без войны, без террора, без пыток и убийств (и без цензуры, конечно). В такой жизни даже неразделенная любовь – счастье, просмотр «Вишневого сада» - счастье, жадно поглощаемое зрительным залом, изумительные речные пейзажи – праздник для глаз и шедевры киносъемки, как и лица людей, в которых больше нет страха.

Ирина Степанова.

Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments