ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Голубой портрет, 1976
Oho
alexander_pavl wrote in drugoe_kino
В советском кинематографе очень большое место занимали фильмы для детей. Я считаю, это было очень правильно. Хорошо организованное общество просто обязано воспитывать юных граждан образами и поведенческими клише. Какие фильмы смотрят дети – такими они и станут лет пятнадцать спустя, когда вырастут и забудут о просмотренных фильмах. Это импритинг, постгипнотическое внушение, зомбирование и так далее. Короче, очень важная часть культуры.

Другое дело, что советские фильмы для детей в массе своей были вредны, не полезны в смысле воспитания подрастающего поколения. Впрочем, дело тут было не в злонамеренности советских кинодеятелей, а в элементарной глупости.

А ещё в советском кино были фильмы о детях, но не для детей.

goluboj-portret 01 goluboj-portret 02

Наиболее очевидный пример из этого ряда – сокрушительное «Иваново детство» Андрея Тарковского, киношедевр, абсолютно не предназначенный для детских киносеансов. Менее экстремальный образчик кино разряда «взрослым о детях» – «Подранки» Николая Губенко. Но были фильмы и с ещё более размытым адресом. Их целевую аудиторию даже определить трудно.

Мастером сюжетосложения этаких кинокартин был Александр Александров, да будет земля ему пухом в селе Аксиньино Одинцовского района Московской области. Он учился на курсах у самого Михаила Львовского, сценариста «В моей смерти прошу винить Клаву К.» и автора слов песенки «На Тихорецкую состав отправится». Выучился Александров хорошо и знания применил с толком – за «Сто дней после детства» был награждён премией Ленинского комсомола и Государственной премией СССР. Награды вполне заслуженные, однако Александрова они направили по сколькой тропе конформизма.

goluboj-portret 07 goluboj-portret 06

Для начала он соорудил "Деревню Утка", странноватую псевдофольклорную конструкцию, неубедительно зовущую интеллигентных горожан припасть к корням и вдохнуть полной грудью ароматы прелого навоза. Это был 1976 год, когда мода на Солоухина с его солёненькими груздочками и черными досками уже прошла, и потому «Деревня Утка» не вызвала ни малейшего энтузиазма у зрителей. Кроме того, было непонятно, к кому обращаются авторы фильма. В центре сюжета девочка, вся история дана как бы её глазами, но шутки, которыми жонглировали сценарист и режиссёр, были понятны взрослым, а у детей вызывали скуку.

Следующий сценарий Александрова оказался попыткой ещё раз войти в ту же реку, по течению которой к нему приплыли государственные премии. Тут, понимаете ли, как раз вышли «Подранки» Губенко и «Зеркало» Тарковского, в которых взрослые мужчины не без меланхолической грусти путешествовали по прожитым годам, концентрируясь на воспоминаниях детства. Оба фильма вызвали сильнейшую реакцию кинообщественности. Ну, и Александров решил сыграть в том же регисте. Он взял повествовательную схему Губенко-Тарковского и вложил в неё материал, скопипащщеный со «Ста дней после детства». А режиссёром свежеиспечённый лауреат Государственных Премий пригласил Геннадия Шумского, тоже имевшего опыт работы с Сергеем Соловьевым, так что контекст выстроился достаточно понятный.

goluboj-portret 04 goluboj-portret 09

Далёкое прошлое, обозреваемое закадровым рассказчиком, в этом случае располагалось не в сороковых годах, а в начале шестидесятых. Отличная, стильная идея, если хотите знать моё мнение.

Я вспоминаю «Голубой портрет» сейчас, в декабре, потому что начинается он с кадров заснеженного леса. Это зима, и только «внутренная история» перебрасывает нас в лето, когда герою двенадцать и он влюбляется в хорошую девочку.

Расчёт изумительно точен. Я, откровенно говоря, не вижу в нём изъяна – композиция фильма, сюжет, музыка Исаака Шварца (как в «Ста днях»), прелестная Даша Михайлова, сентиментально-отстраннённая интонация (как в «Ста днях») и аккуратно воспоизведённая эпоха в стиле «близкое ретро» - всё тщательно продумано, должно цеплять за живое, будить память и чувства, но... Фильм не то чтобы провалился, его заметили, вяло похвалили и отодвинули в сторону. Он был предназначен для интеллигентов, таких, которые где-то видели репродукцию картины Константина Сомова, но не помнят, где, и не знают имя художника. Интеллигентам этого разряда Александров и его режиссёр предлагали поддельные воспоминания о первой любви, совсем как в «Ста днях». Фальшивка была исполнена довольно тонко, и, тем не менее, не сработала.

Это странно, потому что намного более грубая и ещё более фальшивая работа Николая Губенко вызвала бурю восторгов. Возможно, восторги были связаны не столько с художественными качествами «Подранков», сколько с их идеологическим посылом или с контекстом... Впрочем, не знаю.

Мне "Голубой портрет" нравится, хотя сквозь изображение и звук я вижу умысел и рассчёт. Мальчик стилизован под протагониста «Зеркала» и чуть-чуть под девочку, игравшую мальчика в «Подранках», а Даша Михайлова вполне оригинальна. Сначала авторы фильма пытаются загнать её в рамки подражания Лине Бракните времён «Девочки и эха» и даже пару раз портретируют Дашу в соответствующих ракурсах, потом не слишком удачно подстраивают под Таню Друбич в «Ста днях», но, к счастью, эти игры им надоедают, и они оставляют холодную и нежную девочку в покое. Позволяют ей быть собой.

goluboj-portret 08 goluboj-portret 05

А Даше Михайловой тесно в сюжете. Она появляется, напевая «Девушку из харчевни» Новеллы Матвеевой. Ну, вы знаете эту стилизованную гальярду со словами «Моей любви ты боялся зря» - здесь один из немногих просчётов авторов «Голубого портрета», ибо в 1961 году эту песню не знал никто. Потом встречный мальчик (протагонист) начинает упорно бояться её любви, что, по-видимости, у юной актрисы вызывает иронию. Там, в фильме, всё так расположено, что мальчик «из кухаркиных детей», озлобленный, но с тайной, а девочка из элиты, в окружении поклонников, но высокодуховная и ищущая. По сюжету, их должно тянуть друг к другу. Но реально Даша настолько высокомерна по отношению к своему партнёру, что вырисовывается совсем другая история, только сквозящая в перепетиях.

Даша очень эротична. Она тонко играет именно пробуждение чувственности. И это является истинным, возможно, единственным осмысленным содержанием фильма. То, что мальчик мечатет построить воздушный шар и полететь, просто обозначает устремлённость ввысь, контрастирующую с его социальным положением. Это неинтересно. Его конфликты со скучающими мальчишками из дачного посёлка тоже неинтересны, как бы слишком очевидны.

Но девочка! В ней тайна. И её «высокодуховность», заявленная в сюжете, попросту избыточна. Даша Михайлова играет «генеральские дочки знать не знают, что значит «нельзя», а к интеллигентской высокодуховности относится с едва скрываемым презрением. В результате она оказывается намного более современной и убедительной, чем все её партнёры, включая хорошую опытную актрису Варвару Владимировну Розальон-Сошальскую, играющую дворянку, чудом сохранившуюся на задворках Советского Союза. Кстати, эта актриса дворянка не только по роли, но и по происхождению, и потому так интересно сравнивать «настоящий» аристократизм Розальон-Сошальской с советским аристократизмом Даши Михайловой.

goluboj-portret 03 goluboj-portret 10

В общем, в «Голубом портете» было на что поглядеть, даже не считая пёстрых трусиков Даши Михайловой. Тем не менее, фильм прошёл мимо зрителей. Не вызвал интереса. Не стал культовым.

Александр Александров продолжил попытки детского «кино взросления», но его повело куда-то не туда. Уроки Михаила Львовского были забыты. «Прилетал марсианин в осеннюю ночь» вкупе со «Серафимом Полубесом и другими жителями Земли», несмотря на неизменно прелестную Дашу Михайлову, не столько очаровывают, сколько веселят наивным коньюктурным расчётом. Впрочем, и по поводу этих фильмов всё же есть смысл порассуждать. Как-нибудь в другой раз.

Да, а всё же был человек, оценивший «Голубой портрет» Даши Михайловой по достоинству. Это Илья Авербах. Один из самых талантливых и несоветских режиссёров советского кино. Для «висконтиевского» эпизода «Объяснения в любви» в роль «девочки на пароходе», единственной настоящей – и жившей всего несколько минут – любви героя фильма Авербах пригласил Дашу Михайлову, которой было предложено просто быть. Просто сесть в шезлонг на палубе белого парохода, навсегда уплывающего по синему морю, и посмотреть в нашу сторону, куда-то мимо нас. Так, чтобы стало по-настоящему больно.

promo drugoe_kino april 20, 13:31 3
Buy for 150 tokens
Рекомендации в телеграм-формате. Добавляйте пост в избранное, если хотите каждый день читать новые рекомендации по фестивалю. Пост будет обновляться. Честно говоря, не блещет, на мой вкус, юбилейный ММКФ шедеврами, но что-то посмотреть безусловно стоит. 26.04 Последний день кинофестиваля -…

  • 1
Ну, не придумывайте, отличные были детские фильмы и отличные были детские мультфильмы.
Потрясающие снимались сказки - талантливые и чистые.
И детская литература была образцовой - в ней было понятие чести, в ней было место фантазии, которая теперь вытесняется мистикой.
А неудачных фильмов вполне могло быть - как и во все времена - но это отдельная тема.
А детские фильмы были хороши, потому что снимались по хорошим книгам и по добрым сказкам.
И фильмы для юношества были отличные. "Прощайте, голуби", "Нежность", "Дикая собака Динго", "Друг мой Колька"...
В них было главное и необходимое - чистота чувств.

"отличные были детские фильмы" - Были, конечно, отличные детские фильмы - "Внимание, черепаха", "Телеграмма", "Дубравка", "Красавица" и много чего ещё. Но и была такая вредная фигня, как "Ох уж эта Настя" и "Шла собака по роялю".
"детская литература была образцовой - Хорошая была детская литература и была плохая. Хорошей было больше, несомненно.
"неудачных фильмов вполне могло быть" - Я не про неудачи. А про хорошо сделанные вредные для детей фильмы.
"главное и необходимое - чистота чувств" - "Чистота чувств" была необходима педагогам и педофилам. Детям чистота чувств только вредила.

"Голубой портрет" не видела и даже не знала. Очень интересный разбор, спасибо, посмотрю ))
Дашу Михайлову, кстати, очень люблю.

После такой интересной рецензии захотеломь посмотреть фильм.
"Девочку и эхо" посмотрела. Кажется, даже помню рассказ, по которому снято кино

Ну! "Девочка и эхо" - шедевр. А "Голубой портрет" - проходное кино, хоть и очень милое, с приятной горчинкой.

Любит наш народ словоблудие. И духовность с трусами намешают, и эротичность ребенка упомянут, да вот только смысла в этом графоманстве нет, сто абзацев ни_ап_чем.


"Мне подружка моя Проня
Дала книгу Чосера.
Ничего я в ней не понял,
В темени почёсывал"
(с)

Даже не знаю этого фильма. Помню, что любила Не болит голова у дятла и Ключ без права передачи Асановой, Когда я стану великаном и Автомобиль, скрипка и собака Клякса. Еще Кортик с Бронзовой птицей.

Наверно, вы и "Телеграмму" Ролана Быкова и "Красавицу" Жебрюнаса не знаете? Усиленно рекомендую. Равно как и "Дубравку" Василевского, который вообще-то дурной режиссёр, но тут у него гениальная Лина Бракните!

А то в западеом кино не было фильмов для детей и фильмов о детях.

А где у автора написано, что не было?

Помню помню этот фильм. Фэйковый то фэйковый, но какие то струны в детском сознании он затрагивал, значит было что то настоящее. Как и тоже в "нереальном" Наследница по прямой, например...

Edited at 2016-12-18 03:29 pm (UTC)

смотрел "голубой портрет" в детстве, никакой такой "горчинки" и прочего не ощутил. единственно, помню, бабка с сигаретами не понравилась.
много было очень интересных детских фильмов о спорте и пионерлагерях, не только советские, но и чешские, гдр-овские, сейчас названий и не вспомню. были и фильмы советские же, из азиатских республик на те же темы: узбекские, казахские.
например, был фильм про двух пацанят, которые по степи (или пустыне) путешествуют на колёсном паруснике, ранят змею, потом приезжают в какой-то оазис, где станция по развдению змей, там знакомятся со старичком-учёным и его внучкой. видят перевязанную змею, которую они ранили. таких фильмов сейчас не хватает детям.

Это, наверно, фильм "Берегись! Змеи!" по сценарию Андрея Тарковского.

*ошарашенно*
А что, "Иваново детство* считалось детским фильмом?
А "Подранков" я люблю, как впрочем и все фильмы Губенко. И актёрски он, по-моему, тоже очень хорош.

"Иваново детство" крутили на детских сеансах в каникулы и возили по пионерлагерям. Нас всех тошнило от такого кино.
Губенко очень хороший актёр. Прекрасный! И жизнь он себе сделал хорошую, красивую. Но как режиссёр, высказывающийся от своего лица, он изумительно подл. Мне трудно найти пример мерзавца подобного уровня. Даже Говорухин на его фоне выглядит цыпочкой и рыбкой.
Но я уже писал подробно про Губенко и не хочу это обсуждать.

"Какие фильмы смотрят дети – такими они и станут..." - очень наивно. Если бы все было так просто, на Земле давно бы царил глухой тоталитаризм

Что-то не понял вашу обиду.
Там, где фильмы учат демократии, там царит демократия. Там, где фильмы учат скотсву, царит скотство. Там, где фильмы учат тоталитаризму, царит тоталитаризм.
Что касается импортного кино (привезённого из стран демократии в тоталитарные страны), то оно ничему не учит, поскольку априори смотрится апологией эскейпизма.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account