ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
"Брат" (1997) Алексея Балабанова
ollazarev wrote in drugoe_kino
Наверняка многие петербуржцы этой весной замечали вывешенные в общественных местах объявления о лит. конкурсе "Неизвестный Петербург", посвященному Году кино. На этот конкурс, не надеясь на какой-либо успех, я отправил свои размышления о фильме Алексея Балабанова "Брат" (1997). "Упаднические" настроения имели место в связи с тем, что я решил написать свое видение режиссерского замысла этого фильма, разнящееся с мнением многих кинокритиков. При написании эссе я знакомился с интервью Балабанова о его детище - для меня было важно приблизиться к режиссерскому видению фильма, а не подвести его под свою идеологию. Надеюсь, хотя бы на чуть-чуть мне это удалось...

В ноябре мне на почту пришло сообщение: "присланная Вами работа была включена в сборник «По ту сторону экрана»". В сборник были отобраны работы 70 авторов из более чем 500 участников конкурса. Неделю назад в "Буквоеде" на презентации сборника получил его авторский экземпляр. Теперь же хочу поделиться своим эссе о фильме, вошедшем в сборник, и мне очень интересно узнать ваши мысли, которые возникнут после его прочтения. Прежде чем приведу текст, добавлю, что эпиграф к нему был убран редактором, а название заменено на "Петербургский Брат" (мое название было "Петербург. Художник. Образ" - пожалуй, действительно, менее удачное, нежели предложенное редактором).
Кадр из фильма "Брат"
"Нужно, чтобы краски помогали выразить идею. Картина, в которой зритель старается отыскать смысл - душу, понять содержание ее и краски коей не отвлекают его от вдумчивости и рассуждения, - высокая, серьезная картина".
Павел Петрович Чистяков, русский художник и педагог

Пасмурно и туманно… Город словно окутан какой-то тревожно-загадочной дымкой. Стоит он, запахнувшись в свой серый плащ, и приглашает, и зовет в прогулку. Петербург поведает сам о себе, он сам будет лучшим проводником и расскажет безмолвно о великом своем прошлом, настоящем… А о будущем уж извольте додумывать сами. Впрочем, не только о себе и своих тайнах поведает Петров град, но о тайнах всей нашей обнищавшей матушки-России.

Итак… На экране – Петербург. Такой, каким его увидел прибывший из провинции русский парень Данила Багров… Без сомнения, вы сразу догадались, о какой картине я поведу далее свою речь. Попробуем разобраться, какую роль исполнил город в этом культовом фильме девяностых, у многих, а пожалуй и у большинства людей ассоциирующемся именно с городом на Неве.

Данила Багров, молодой парень с горячим сердцем, приезжает из провинции, и перед его глазами вырастает город-образ – не просто образ Северной Венеции, но образ всей России. По улочкам, которыми проходит Данила по своем приезде, некогда ходил великий мыслитель Достоевский, а равно и герой его бессмертного романа Родион Раскольников. На берегах Невы скукам светской радости предавался повеса Евгений Онегин, здесь же трагично угасали последние часы жизни дорогого Александра Сергеевича Пушкина. Здесь, в стольном граде Российской империи, в народных волнениях конца девятнадцатого – начала двадцатого века предугадывалась будущая горькая драма русского народа.

Петербург – не просто город. Для режиссера (назовем его художником) фильма Алексея Балабанова Петербург – это палитра. Красками этого города пишется все происходящее в фильме, на холсте пленки воплощаются люди честные и порочные, люди сильные и слабые, создается образ России в нелегкие для нее годы. Съемки фильма проходили в разных уголках города, как известных во всем мире, так и неведомых даже некоторым его знатокам и коренным жителям – этим достигается широта заложенного в картине образа.

Глазами молодого парня-дембеля, своеобразного героя своего времени, видим мы подноготную нашей страны. Обманутый, он втягивается братом в криминальную историю, но сам брата он не обманет. Пытаясь поступать по чести так, как научила его суровая жизнь, он остается никем не понятым. «Совестью» и единственным верным другом во всем многомиллионном городе для Данилы становится бедняк-немец, живущий на Смоленском кладбище среди могил своих предков. Между ним и Данилой дважды завязывается разговор о силе – силе города. В начале и конце фильма. Деталь эта примечательна и, думается, вовсе не случайна. Она подчеркивает значимость того образа, который художник старательно вырисовывает в своей картине. Город – «страшная», «злая сила», − говорит бедняк-немец. – «Сильный приезжает – становится слабым. Город забирает силу».

«Вот и ты пропал», − добавляет он в самом конце. О чем эти слова?.. Да, как ни странно, но Данила становится слабым. Он уезжает из Петербурга с добытыми ценой крови деньгами, которые из всех отказывается принимать только друг-немец – человек совести, человек сильный и, быть может, потому и нищий. А Данила уезжает в Москву вслед за несбывшимися желаниями своего брата: «Петербург. Красивый город, но провинция. В Москву ехать надо. В Москве вся сила».

Думаю, каждый зритель должен задать здесь себе вопрос: действительно ли Данила есть супермен, прибывший в город на Неве, разобравшийся со всей нечистью, и уехавший наводить порядок в столицу? Так ли все просто? На это ли указывает созданный художником образ, для того ли ставятся вопросы о городе и его силе? Или здесь что-то большее? А именно – драма, драма России уже конца двадцатого века, в которой бездарно гибнут вот такие замечательные парни, как Данила Багров. Ведь судьба Данилы в конце фильма ясна до боли, приговор поставлен – спасти Данилу может лишь чудо…

Весь сюжет фильма, написанный красками Петербурга, очень поучителен. Он, несомненно, продолжает быть актуальным и в наше время, когда Россия медленно, но верно поднимается с колен, когда, к счастью, все меньше таких Данил, обманутые, гибнут в лихой круговерти. Актуален, я уверен, фильм будет всегда – как памятник, предупреждение и напоминание о лихих девяностых, о России того времени. А если с годами произведение не теряет своей насущности и продолжает быть любимо многими, значит оно – шедевр, каким и является Петербургский «Брат» Алексея Балабанова.

Надеюсь, вам захотелось вновь пересмотреть этот фильм. Иначе зачем я измарал столько бумаги? Горе тогда мне, не сумевшему донести своих чувств, мыслей и переживаний, переполняющих горящее любовью сердце. Но надеюсь, что это не так. Давайте, пересматривая этот фильм и сопереживая главному герою, не допустим, чтобы в будущем нашим детям пришлось вновь оказаться на месте Данилы. История наказывает тех, кто невнимателен к преподанным ею урокам.

А Петербург не прощается с нами. Он ждет нас, чтобы вновь и вновь провести по своим каналам и улочкам, где некогда ступали десятки и сотни Данил Багровых. Он ждет нас, чтобы мы услышали безмолвную историю о его настоящем и прошлом. А о будущем?.. Оно в наших руках. Каким оно будет?..

P.S. Ознакомиться с оригиналом поста можно по этой ссылке.
Сборник "По ту сторону экрана"
Сборник "По ту сторону экрана"

promo drugoe_kino april 20, 13:31 3
Buy for 150 tokens
Рекомендации в телеграм-формате. Добавляйте пост в избранное, если хотите каждый день читать новые рекомендации по фестивалю. Пост будет обновляться. Честно говоря, не блещет, на мой вкус, юбилейный ММКФ шедеврами, но что-то посмотреть безусловно стоит. 26.04 Последний день кинофестиваля -…

  • 1

.Филологический этюд из графомании и воды. Про "медленное вставание с колен" было забавно. Я все хотел прочитать про работу с цветом, про атмосферу, создаваемую музыкой Наутилуса, да про характерные черты 90х и личности. По 90м Балабанов тему развил в "Жмурках". Но с успехом Вас поздравляю.


Про то, о чем Вы упомянули, уже много раз было сказано. Не люблю повторяться.

По поводу филологического этюда Вы правы - конкурс был литературный.
А насчет графомании вывод ничем не обоснован, поэтому воспринял его просто как желание оскорбить автора.

"Брат" (1997) Алексея Балабанова

User linalina20 referenced to your post from "Брат" (1997) Алексея Балабанова saying: [...] я,с которой я во многом согласна. Оригинал взят у в "Брат" (1997) Алексея Балабанова [...]

не то. Написал бы еще, в духе школьных сочинений по Достоевскому, что Петербург является полноправным героем и участником произведения...

Edited at 2016-12-14 02:03 pm (UTC)

Пожалуй, действительно, не стоило марать бумагу...

Данила - обманутый? И с горячим сердцем? Ага, ветеран не то Чеченской, не то Афганской...
Данила ослаб - грязные деньги взял? Ослаб, потому что измарался? Так ведь он чистым и не был.

А по части филологических экзерсисов и графомании... "Стольный град Российской империи" не бьет по уху? А ведь весь опус такой...

Re: Пожалуй, действительно, не стоило марать бумагу...

Благодарю за мнение.

Прошу меня извинить, но приятнее всего во всем посте было читать вступление к последующему тексту. Сам этюд создает впечатление написанного на коленке, с огромным количеством избитых штампов, затянутым вступлением, практически нераскрытой основной частью и откровенно неудачным заключением. По прочтению возникли вопросы "кто на ком стоял?" и "зачем вообще это писалось?" Не хочу обижать, но похвалить тут просто нечего. К сожалению.

Писал не ради похвалы.
Стиль повествования специально такой выбрал - возможно, это была ошибка. Скажу, что писалось тяжело. Вообще, отзыв на художественный фильм писал впервые. А для лит. конкурса нужно было еще добавить изюминку.

Про Скуки Светской радости

Ваше "эссе" (уж извините за прямоту) набор школьных банальностей и глупостей.
Балабанов, на самом деле, снимал "Брата", чтобы заработать
на съемки своего шедевра " Про Уродов и Людей".
Денег у Алексея Октябриновича не было совсем, поэтому "тревожно-загадочная дымка Петербурга", а также скверный цвет там от дешевой пленки, а не чтобы выразить какую-то там художественную идею.
Фильм был задуман как проходной, но Народу понравился, в большой мере,
благодаря упрощенной формы подачи Национальной Идеи
(в отличие от тех же "Уродов") и личной харизме Сергея Бодрова.

В любом другом исполнении киллер-дебил дебилом и смотрелся бы
(встретил плохого еврея и убеждения - "евреев не очень",
морду на съемках набили и сразу "режиссеров не очень",
брат попросил кого-то там замочить - замочил, даже не вникая, и пр.)

Форма же подачи Вами Материала, уж извините еще раз, просто "втыкает" :
"скукам светской радости предавался повеса Евгений Онегин",
"трагично угасали последние часы жизни дорогого Александра Сергеевича Пушкина"
и пр., что Красной Линией по тексту, это сильно, конечно.
С чем Вас и поздравляю, совершенно искренне.


Re: Про Скуки Светской радости

>Балабанов, на самом деле, снимал "Брата", чтобы заработать на съемки своего шедевра " Про Уродов и Людей".
Даже если и так, то это не означает, что в фильме отсутствует идея.
>"тревожно-загадочная дымка Петербурга", а также скверный цвет там от дешевой пленки, а не чтобы выразить какую-то там художественную идею
Если бы в фильме светило солнышко и пели соловьи, он смотрелся бы по-другому. Нехватка денег сыграла положительную роль.
>Фильм был задуман как проходной
Сомневаюсь.
>В любом другом исполнении киллер-дебил дебилом и смотрелся бы
Не сказал бы, что Багров - дебил. Простодушный человек.

1.По каким признакам видно, что у Данилы горячее сердце ? Что вы вкладываете в это определение?
2. 2 абзаца про Петербург - просто вода для объёма изделия.
3. По каким признакам видно. что Данила обманут? Наоборот, он с первых взглядов-слов видит преступность намечаемого действия и справедливо ему противостоит. И Данила именно что не погиб в водовороте - это и показывает Балабанов. Будь умнее, здоровее, быстрее, собраннее, чем бандиты - по жадности, глупости, слабости ставшие бандитами. Ты, русский, и так добр, справедлив, имеешь в душе нравственное чувство - будь же ещё и сильным, чтоб защищать слабых и свою жизнь, свои правила, свои дела. Но противно, плохо, гадостно становится ему . Касаясь и убирая грязь - он теряет нравственную чистоту и чистоту рук - пропадает. Это его выбор и его понимание права и долга.
4. Верится, что не из конъюктурных соображений новая юная мОлодёжь) обращается к русским истокам, в частности, к фильму - почти ровеснику для вас.)))

Edited at 2016-12-14 03:37 pm (UTC)

1. Данила помогает людям в их бедах и ищет правды.
2. Не просто вода. Эти абзацы связаны по смыслу со следующим текстом.
3. Данилу обманывает брат в самом начале фильма, когда просит его разобраться с Чеченом.
4. Я тоже в это верю.

Данила Багров, молодой парень с горячим сердцем, приезжает из провинции, и перед его глазами вырастает город-образ – не просто образ Северной Венеции, но образ всей России

ключ к туфте, которую вы здесь написали. Данила - образ русского человека и образ России он несёт в своём сердце

Не вижу противоречия.
Образ России, который несет в сердце Данила, субъективен. У него свое видение России, впрочем, как и у каждого человека.

А что такое "скукам светской радости"?

Это называется оксюморон.
А вот отрывок из "Евгения Онегина", где описывается состояние главного героя:

Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
<...>
Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу

Спасибо вам что вспомнили этот замечательный фильм. А то что тут понаписали протграфоманию имхо неважно. В вашем "тумане" как раз и заключается какая - фишка. Действительно захотелось пересмотреть фильм.

в наше время, когда Россия медленно, но верно поднимается с колен

Ха-ха-ха! Смешная шутка.
Надо было про энергетическую державу ещё что-нибудь ввернуть.

Рецензию не читал но поддерживаю автора! Автор достойно отвечает на критику и не язвит в ответах, как тут привыкли это делать другие.

&quot;Брат&quot; (1997) Алексея Балабанова

User geschforpo referenced to your post from "Брат" (1997) Алексея Балабанова saying: [...] в "Брат" (1997) Алексея Балабанова [...]

Легковесно, сумбурно, туманно, напыщенно, словно набивалась конъюнктурой наволочка графоманского опуса. Искренне так не пишут. Множество советских газетных штампов, тема не раскрыта даже в первом приближении. За такое на журфаке ставят "незачёт". И да - фильм добротный, достоин хорошего разбора, а не поверхностных "ахов", как у вас. Уж извините за прямоту, коллега.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account