Олег Лазарев (ollazarev) wrote in drugoe_kino,
Олег Лазарев
ollazarev
drugoe_kino

Category:

"Брат" (1997) Алексея Балабанова

Наверняка многие петербуржцы этой весной замечали вывешенные в общественных местах объявления о лит. конкурсе "Неизвестный Петербург", посвященному Году кино. На этот конкурс, не надеясь на какой-либо успех, я отправил свои размышления о фильме Алексея Балабанова "Брат" (1997). "Упаднические" настроения имели место в связи с тем, что я решил написать свое видение режиссерского замысла этого фильма, разнящееся с мнением многих кинокритиков. При написании эссе я знакомился с интервью Балабанова о его детище - для меня было важно приблизиться к режиссерскому видению фильма, а не подвести его под свою идеологию. Надеюсь, хотя бы на чуть-чуть мне это удалось...

В ноябре мне на почту пришло сообщение: "присланная Вами работа была включена в сборник «По ту сторону экрана»". В сборник были отобраны работы 70 авторов из более чем 500 участников конкурса. Неделю назад в "Буквоеде" на презентации сборника получил его авторский экземпляр. Теперь же хочу поделиться своим эссе о фильме, вошедшем в сборник, и мне очень интересно узнать ваши мысли, которые возникнут после его прочтения. Прежде чем приведу текст, добавлю, что эпиграф к нему был убран редактором, а название заменено на "Петербургский Брат" (мое название было "Петербург. Художник. Образ" - пожалуй, действительно, менее удачное, нежели предложенное редактором).
Кадр из фильма "Брат"
"Нужно, чтобы краски помогали выразить идею. Картина, в которой зритель старается отыскать смысл - душу, понять содержание ее и краски коей не отвлекают его от вдумчивости и рассуждения, - высокая, серьезная картина".
Павел Петрович Чистяков, русский художник и педагог

Пасмурно и туманно… Город словно окутан какой-то тревожно-загадочной дымкой. Стоит он, запахнувшись в свой серый плащ, и приглашает, и зовет в прогулку. Петербург поведает сам о себе, он сам будет лучшим проводником и расскажет безмолвно о великом своем прошлом, настоящем… А о будущем уж извольте додумывать сами. Впрочем, не только о себе и своих тайнах поведает Петров град, но о тайнах всей нашей обнищавшей матушки-России.

Итак… На экране – Петербург. Такой, каким его увидел прибывший из провинции русский парень Данила Багров… Без сомнения, вы сразу догадались, о какой картине я поведу далее свою речь. Попробуем разобраться, какую роль исполнил город в этом культовом фильме девяностых, у многих, а пожалуй и у большинства людей ассоциирующемся именно с городом на Неве.

Данила Багров, молодой парень с горячим сердцем, приезжает из провинции, и перед его глазами вырастает город-образ – не просто образ Северной Венеции, но образ всей России. По улочкам, которыми проходит Данила по своем приезде, некогда ходил великий мыслитель Достоевский, а равно и герой его бессмертного романа Родион Раскольников. На берегах Невы скукам светской радости предавался повеса Евгений Онегин, здесь же трагично угасали последние часы жизни дорогого Александра Сергеевича Пушкина. Здесь, в стольном граде Российской империи, в народных волнениях конца девятнадцатого – начала двадцатого века предугадывалась будущая горькая драма русского народа.

Петербург – не просто город. Для режиссера (назовем его художником) фильма Алексея Балабанова Петербург – это палитра. Красками этого города пишется все происходящее в фильме, на холсте пленки воплощаются люди честные и порочные, люди сильные и слабые, создается образ России в нелегкие для нее годы. Съемки фильма проходили в разных уголках города, как известных во всем мире, так и неведомых даже некоторым его знатокам и коренным жителям – этим достигается широта заложенного в картине образа.

Глазами молодого парня-дембеля, своеобразного героя своего времени, видим мы подноготную нашей страны. Обманутый, он втягивается братом в криминальную историю, но сам брата он не обманет. Пытаясь поступать по чести так, как научила его суровая жизнь, он остается никем не понятым. «Совестью» и единственным верным другом во всем многомиллионном городе для Данилы становится бедняк-немец, живущий на Смоленском кладбище среди могил своих предков. Между ним и Данилой дважды завязывается разговор о силе – силе города. В начале и конце фильма. Деталь эта примечательна и, думается, вовсе не случайна. Она подчеркивает значимость того образа, который художник старательно вырисовывает в своей картине. Город – «страшная», «злая сила», − говорит бедняк-немец. – «Сильный приезжает – становится слабым. Город забирает силу».

«Вот и ты пропал», − добавляет он в самом конце. О чем эти слова?.. Да, как ни странно, но Данила становится слабым. Он уезжает из Петербурга с добытыми ценой крови деньгами, которые из всех отказывается принимать только друг-немец – человек совести, человек сильный и, быть может, потому и нищий. А Данила уезжает в Москву вслед за несбывшимися желаниями своего брата: «Петербург. Красивый город, но провинция. В Москву ехать надо. В Москве вся сила».

Думаю, каждый зритель должен задать здесь себе вопрос: действительно ли Данила есть супермен, прибывший в город на Неве, разобравшийся со всей нечистью, и уехавший наводить порядок в столицу? Так ли все просто? На это ли указывает созданный художником образ, для того ли ставятся вопросы о городе и его силе? Или здесь что-то большее? А именно – драма, драма России уже конца двадцатого века, в которой бездарно гибнут вот такие замечательные парни, как Данила Багров. Ведь судьба Данилы в конце фильма ясна до боли, приговор поставлен – спасти Данилу может лишь чудо…

Весь сюжет фильма, написанный красками Петербурга, очень поучителен. Он, несомненно, продолжает быть актуальным и в наше время, когда Россия медленно, но верно поднимается с колен, когда, к счастью, все меньше таких Данил, обманутые, гибнут в лихой круговерти. Актуален, я уверен, фильм будет всегда – как памятник, предупреждение и напоминание о лихих девяностых, о России того времени. А если с годами произведение не теряет своей насущности и продолжает быть любимо многими, значит оно – шедевр, каким и является Петербургский «Брат» Алексея Балабанова.

Надеюсь, вам захотелось вновь пересмотреть этот фильм. Иначе зачем я измарал столько бумаги? Горе тогда мне, не сумевшему донести своих чувств, мыслей и переживаний, переполняющих горящее любовью сердце. Но надеюсь, что это не так. Давайте, пересматривая этот фильм и сопереживая главному герою, не допустим, чтобы в будущем нашим детям пришлось вновь оказаться на месте Данилы. История наказывает тех, кто невнимателен к преподанным ею урокам.

А Петербург не прощается с нами. Он ждет нас, чтобы вновь и вновь провести по своим каналам и улочкам, где некогда ступали десятки и сотни Данил Багровых. Он ждет нас, чтобы мы услышали безмолвную историю о его настоящем и прошлом. А о будущем?.. Оно в наших руках. Каким оно будет?..

P.S. Ознакомиться с оригиналом поста можно по этой ссылке.
Сборник "По ту сторону экрана"
Сборник "По ту сторону экрана"
Tags: 1997, 90-ые, Алексей Балабанов, Брат
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments