Режиссер намеренно раздувает этот индивидуальный случай восхождения и достоинства до планетарных масштабов, превращая историю Наполеона практически в апокриф о мессии, призванном спасти и привести к вершинам человеческого духа Францию, и весь мир заодно. Упоминание острова Святой Елены только однажды кольнет предчувствием маленького Наполеона в исполнении юного актера Владимира Руденко. Но до Святой Елены не дойдет – все закончится массами оборванных солдат, самозабвенно шагающих за своим будущим Императором (тогда еще генералом Директории) во время Итальянской компании. В остальном, это история человека, которого отвергают, высмеивают и гонят, чтобы впоследствии принять его величие и правоту вопреки всему. «И в небе неизвестный дирижер отбивал такт армейского ритма» (прямой текст, серьезно). За такую апологетику сверхчеловека Ганса обвиняли в милитаризме, правизне, чуть ли не в фашизме. Впрочем, в фашизме и обвиняли открыто - прочитайте рецензию Муссинака, которую часто цитируют, полностью. Он там просто жжОт глаголом, есть и справедливые аргументы (и политическая обстановка в 1927, которой обусловлена резкость Муссинака и его слова о фильме, как об «опасном», хорошо понятны), тем не менее, в целом – это бред. Во-первых, стоит учесть, что режиссер воспринимал эту историю во многом, как личную (изначальное название честно предупреждало «Наполеон, каким его увидел Абель Ганс) и с точки зрения такой трактовки Наполеон – ребенок по сравнению с большим художником со сверхидеей. Во-вторых, стоит учесть, какую роль исполняет сам Ганс. Вы таки удивитесь, но не главного героя (ну а че – он бы мог, я в него верю)). Играет он там «архангела смерти» Сен-Жюста и это показательно.
Маргерит Ганс
Антонен Арто
Community Info