oleg_butenko (oleg_butenko) wrote in drugoe_kino,
oleg_butenko
oleg_butenko
drugoe_kino

Category:

Комиссар (1967)

Оригинал взят у oleg_butenko в Комиссар (1967)
Режиссер и автор сценария: Александр Аскольдов; оператор: Валерий Гинзбург; в ролях: Нонна Мордюкова, Ролан Быков, Василий Шукшин, Раиса Недашковская. По мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве».

Фильм «Комиссар» вполне можно назвать лучшим фильмом в истории советского кино и одним из лучших фильмов в истории мирового кино. И совсем неудивительно, что лучший советский фильм оказался самым антисоветским фильмом. Цензоры постановили его уничтожить, смыв негативы. Но единственный негатив спас, по разным версиям, или сам режиссер, или Сергей Герасимов.

Фильм интересно посмотреть 2 раза, и во второй раз с выключенным звуком: тогда становятся понятными многие визуальные подтексты, пропущенные при первичном просмотре.

Вот мы видим благодатный украинский пейзаж и маленький городок на горизонте (фильм снят по мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве»),вот какой-то красноармеец, совсем еще подросток, верхом на коне осторожно вступает в местечко, снимая ружье и в кого-то целясь. Но целиться не в кого – жители покинули город. Видно, что здесь прошла какая-то страшная беда, что-то вроде чумы. Городок окружают старинные крепостные стены и башни, но защищать их некому. Окна заколочены, на стенах домов следы от пуль, на улицах следы разрухи и заброшенности. Вот красноармеец въезжает на центральную площадь, окруженную заколоченными церквями и синагогами. Посреди площади он находит кучу подков, поднимает одну из них (подкова – символ счастья) и отбрасывает за ненадобностью. На ратуше он видит белый флаг – город сдался большевистской революции.

Разумеется, это антисоветский фильм, и его антисоветскость очень убедительна и по-человечески понятна. Ни одному из героев фильма большевистская революция и советская власть не приносят счастья, наоборот, они делают их глубоко несчастными, методично вытравливая из них человеческое и медленно убивая.

Герои фильма проходят незаметную для себя эволюцию, к финалу становясь совсем другими людьми. Эту эволюцию проходят даже дети – в одном из первых эпизодов из игрушечных пистолетиков они расстреливают куклу, но ближе к финалу, подражая играм взрослых, погромам и убийствам, они принимаются за сестренку, начинают ее мучить, почти убивают. Этот эпизод с расправой над сестренкой – один из самых жестоких в истории кино, его физически больно смотреть.

Где-то в финале фильма комиссарша во сне видит отца своего ребенка, комиссара, которого больше нет в живых. Хотя его история не рассказана, нетрудно понять, что это настоящий большевик, революционер, убитый где-то в боях за «власть интернационала». (Сон комиссарши Вавиловой – это пародия на «Чапаева»). Революция, как бог Сатурн, пожирает своих детей, это понятно. И, если подумать, убитый где-то большевик – главный герой фильма. Поэтому фильм и называется «Комиссар», а не «Комиссарша» в честь комиссарши Вавиловой.



В начале фильма ей приходится приказать расстрелять дезертира Емелина, «красного героя». Его вина в том, что он променял большевистскую революцию на «бабий паек». В руках расстреливаемый Емелин держит кадку со сметаной – символ семейной жизни в достатке. Однако в финале фильма сама комиссарша становится перед той же дилеммой: большевистская революция или дитя, недавно ею рожденное. Нетрудно догадаться, что большевистская революция побеждает.

Родив ребенка, она отправляется с ним в одиссею по многочисленным храмам, церквям и синагогам Бердичева, очевидно, крестя его в каждом храме (в фильме обряды крещения не показаны, но о них можно догадаться), символически отрекаясь за себя и за дитя от безбожного интернационала. Синагогу она находит полностью разрушенной, а раввину ей сказать нечего. В этом паломничестве по храмам она встречает своих друзей-красноармейцев, которые начинают ее преследовать.

Поразительно, как органично Нонна Мордюкова, Ролан Быков и Василий Шукшин смотрятся в своих ролях комиссарши, бедного еврея и красного командира.

На примере таких шедевров как «Комиссар» понимаешь, через какую дегенерацию прошел кинематограф с конца 60-х годов. Где актеры, способные сказать простую фразу «красная кавалерия нашла время и место рожать»? Где режиссеры, способные снять эпизод расстрела без китча? Наконец, где эти глубокие темы про вечное страдание и вечный ужас?



Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments