На этот фильм я вышел случайно, после просмотра фильма «Трамбо» о знаменитом сценаристе Далтоне Трамбо, которому в 1947г. запретили работать в Голливуде за т.н. антиамериканскую деятельность. Оказалось, что он написал несколько десятков сценариев к очень хорошим и известным фильмам, но режиссером был только одного фильма, и не очень известного – «Джонни взял ружье».
Фабула фильма такова:
Первая мировая война. Джонни, сын бедных родителей, отправляется на войну, где ему взрывом отрывает все конечности и часть лица вместе со ртом и глазами. Врачи почему-то решили, что с конечностями он утратил способность мыслить, и решили сохранить ему жизнь, что называется, для опыта.
Однако Джонни не утратил способность мыслить. Постепенно осознав, что с ним произошло, он начинает общаться сам с собой, с Христом, с отцом, со своими убитыми товарищами, его посещают разные видения, реальность постепенно растворяется во сне. Наконец, он находит способ общения с окружающими, отбивая головой по подушке азбуку Морзе. Разумеется, первым делом он просит, чтобы его убили. И одна медицинская сестра уж было отключила его дыхательную трубку… и зритель, затаив дыхание ждет, ну когда же он умрет…, но нет, злые люди запрещают убивать Джонни, обрекая его на длительные мучения.
Фильм носит ярко выраженный антивоенный и антирелигиозный характер. Поскольку Джонни был воспитан в обычной американской семье, он с детства усвоил некоторые христианские представления о жизни и смерти, поэтому, попав в свое «зазеркалье», он встречается с Христом (его играет Дональд Сазерленд). И между ними происходит забавный диалог:
- Попробуй покричать, - говорит ему Христос.
- Но я не могу кричать, не могу даже шептать, - отвечает Джонни.
- Тогда попробуй другой способ. Скажи себе – это кошмар, надо проснуться и открой глаза.
- Но я не могу открыть глаза, у меня их нет.
- Это усложняет дело. Но попробуй представить, что ты засыпаешь. Днем мы управляем своими кошмарами, а ночью кошмары управляют нами. Когда тебе снится крыса, ты понимаешь, что это сон, потому что, если бы это был не сон, ты бы смог отшвырнуть крысу?!
- Да! Я… Не пойдет. Я не смогу отшвырнуть крысу, потому что у меня нет рук. Я просто живой кусок мяса.
- Пожалуй, тебе лучше уйти. Ты очень несчастен, а это заразно.
Такой вот ответ Христа, достойный среднестатистического европейского бюргера. А эпизод с крысой, ползущей по телу парализованного, искалеченного человека, и обнюхивающей его лицо – это самый страшный клаустрофобический эпизод в истории кино.
Далтон Трамбо был не единственным автором, рассказавшем миру о человеке с оторванными конечностями или человеке, который попал в капкан своего парализованного тела. Можно вспомнить рассказ Генриха Бёлля «Путник, когда ты придёшь в Спа…» и книгу Жана-Доминика Боби «Скафандр и бабочка». (По мотивам этой книги снят известный фильм с тем же названием). В рассказе Бёлля немецкий солдат Второй мировой войны, мобилизованный со школьной парты, уже в виде человеческого обрубка возвращается с фронта в свою школу, превращенную в госпиталь, и на свою парту, превращенную в медицинскую койку, и узнает на школьной доске, им же написанную фразу: «Путник, когда ты придёшь в Спа…». В «Скафандре и бабочке» журналист, после тяжелого инсульта остается немым и полностью парализованным, но способным общаться с окружающими, моргая одним глазом.
Сопоставив эти произведения, легко понять различия между ними: рассказ Бёлля написан с большим пафосом, но без любви к герою и к человечеству; «Скафандр и бабочка» написан с огромной любовью к герою, к себе любимому, но без любви человечеству и без всякого пафоса, а фильм «Джонни берет ружье» снят без любви к герою, с ненавистью к человечеству и с огромным пафосом.
Удивительно вот что: Далтон Трамбо, автор сценария одного из самых весёлых фильмов, «Римских каникул», и одного из самых жизнеутверждающих – «Мотылька», оказался режиссером и автором сценария самого мрачного и пессимистического фильма, вероятно, за всю историю кинематографа. Название этого фильма - «Джонни взял ружье».
Community Info