ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Джонни взял ружьё (1971)
McD
oleg_butenko wrote in drugoe_kino
Режиссер и автор сценария: Далтон Трамбо, в ролях: Тимоти Боттомс, Джейсон Робардс, Дональд Сазерленд.

На этот фильм я вышел случайно, после просмотра фильма «Трамбо» о знаменитом сценаристе Далтоне Трамбо, которому в 1947г. запретили работать в Голливуде за т.н. антиамериканскую деятельность. Оказалось, что он написал несколько десятков сценариев к очень хорошим и известным фильмам, но режиссером был только одного фильма, и не очень известного – «Джонни взял ружье».

Фабула фильма такова:

Первая мировая война. Джонни, сын бедных родителей, отправляется на войну, где ему взрывом отрывает все конечности и часть лица вместе со ртом и глазами. Врачи почему-то решили, что с конечностями он утратил способность мыслить, и решили сохранить ему жизнь, что называется, для опыта.

Однако Джонни не утратил способность мыслить. Постепенно осознав, что с ним произошло, он начинает общаться сам с собой, с Христом, с отцом, со своими убитыми товарищами, его посещают разные видения, реальность постепенно растворяется во сне. Наконец, он находит способ общения с окружающими, отбивая головой по подушке азбуку Морзе. Разумеется, первым делом он просит, чтобы его убили. И одна медицинская сестра уж было отключила его дыхательную трубку… и зритель, затаив дыхание ждет, ну когда же он умрет…, но нет, злые люди запрещают убивать Джонни, обрекая его на длительные мучения.



Фильм носит ярко выраженный антивоенный и антирелигиозный характер. Поскольку Джонни был воспитан в обычной американской семье, он с детства усвоил некоторые христианские представления о жизни и смерти, поэтому, попав в свое «зазеркалье», он встречается с Христом (его играет Дональд Сазерленд). И между ними происходит забавный диалог:

- Попробуй покричать, - говорит ему Христос.
- Но я не могу кричать, не могу даже шептать, - отвечает Джонни.
- Тогда попробуй другой способ. Скажи себе – это кошмар, надо проснуться и открой глаза.
- Но я не могу открыть глаза, у меня их нет.
- Это усложняет дело. Но попробуй представить, что ты засыпаешь. Днем мы управляем своими кошмарами, а ночью кошмары управляют нами. Когда тебе снится крыса, ты понимаешь, что это сон, потому что, если бы это был не сон, ты бы смог отшвырнуть крысу?!
- Да! Я… Не пойдет. Я не смогу отшвырнуть крысу, потому что у меня нет рук. Я просто живой кусок мяса.
- Пожалуй, тебе лучше уйти. Ты очень несчастен, а это заразно.

Такой вот ответ Христа, достойный среднестатистического европейского бюргера. А эпизод с крысой, ползущей по телу парализованного, искалеченного человека, и обнюхивающей его лицо – это самый страшный клаустрофобический эпизод в истории кино.

Далтон Трамбо был не единственным автором, рассказавшем миру о человеке с оторванными конечностями или человеке, который попал в капкан своего парализованного тела. Можно вспомнить рассказ Генриха Бёлля «Путник, когда ты придёшь в Спа…» и книгу Жана-Доминика Боби «Скафандр и бабочка». (По мотивам этой книги снят известный фильм с тем же названием). В рассказе Бёлля немецкий солдат Второй мировой войны, мобилизованный со школьной парты, уже в виде человеческого обрубка возвращается с фронта в свою школу, превращенную в госпиталь, и на свою парту, превращенную в медицинскую койку, и узнает на школьной доске, им же написанную фразу: «Путник, когда ты придёшь в Спа…». В «Скафандре и бабочке» журналист, после тяжелого инсульта остается немым и полностью парализованным, но способным общаться с окружающими, моргая одним глазом.

Сопоставив эти произведения, легко понять различия между ними: рассказ Бёлля написан с большим пафосом, но без любви к герою и к человечеству; «Скафандр и бабочка» написан с огромной любовью к герою, к себе любимому, но без любви человечеству и без всякого пафоса, а фильм «Джонни берет ружье» снят без любви к герою, с ненавистью к человечеству и с огромным пафосом.

Удивительно вот что: Далтон Трамбо, автор сценария одного из самых весёлых фильмов, «Римских каникул», и одного из самых жизнеутверждающих – «Мотылька», оказался режиссером и автором сценария самого мрачного и пессимистического фильма, вероятно, за всю историю кинематографа. Название этого фильма - «Джонни взял ружье».




promo drugoe_kino april 20, 13:31 3
Buy for 150 tokens
Рекомендации в телеграм-формате. Добавляйте пост в избранное, если хотите каждый день читать новые рекомендации по фестивалю. Пост будет обновляться. Честно говоря, не блещет, на мой вкус, юбилейный ММКФ шедеврами, но что-то посмотреть безусловно стоит. 26.04 Последний день кинофестиваля -…

  • 1
По описа ю напоминает некоторые эпизоды "Черного зеркала"

В 1989 году права на фильм приобрела Metallica. Из него сделали клип на песню One. Сегодня, он более известен чем сам фильм.



Не помню ничего и вопрос в том,
Реальность это или сон
Хоть криком полнится душа
Кругом лишь тишина

Насквозь пропитан я войной
Весь мир мой превратился в боль
Я не могу увидеть, просыпаясь
Того немногого, что от меня осталось

Я не дышу, пытаюсь задохнуться
О, Боже, я хочу проснуться

Я в чреве матери, ведь это же не сон?
Пульс жизни чувствую я всем нутром
Но не смогу дождаться тех времен
Когда я буду заново рожден

Во мне торчат из аппаратов трубки
Я — сувенир военной мясорубки
Где смысл моего существования?
Окончите мои страдания

Я не дышу, пытаюсь задохнуться
О, Боже, я хочу проснуться

Меня покинул мир и я совсем один
Пожалуйста, Господь мой, помоги
Зажав дыхание в груди
Молю о смерти, Боже, не томи

Меня пленила тьма в гробнице тела
Так жить я не могу и умереть мне не дают
Лишь страх, достигший жуткого предела
Нашел в сознании моем приют

Фугас отнял мои глаза, язык и уши
А также руки, ноги в клочья изорвал
В конце-концов забрал он мою душу
И мне живым в аду остаться приказал

Сазерленд снимался во многих неожиданных фильмах. Как-то раз его обнаружил в итальянском фильме ужасов, забыл название (но не "Теперь не смотри").

Сазерленд вообще очень хороший актер

Жаль, что как и многие старые актеры сейчас скатился до трешака типа ГИ

Всё же лучше наверное будет "Джонни получил винтовку".

потому что ружьём называют гражданское гладкоствольное оружие, а так как речь идёт о Первой Мировой, то там были нарезные ружья - винтовки. Ну и так как Джонни солдат-доброволец, винтовку ему выдали, сбылась мечта идиота. Получил то, чего хотел. "Джонни взял ружьё" звучит так, будто бы он на охоту собрался.

1971- вообще знаковый год. Апельсин, Соломенные псы,знаковые роли Иствуда и Хэкмана, дебют Спилберга.

Данную вещь тоже обязательно глянем.

Спасибо за рецензию. Прочитал - захотел посмотреть.

Когда начал разбираться с упомянутым диалогом, то оказалось, что есть две версии субтитров для этого фильма. Одна, как вы и описали, в другой же текст существенно отличается. Похоже, что фильм был выпущен с двумя разными озвучками.

Не могу полностью согласиться насчет мрачности и пессимистичности фильма. У зрителя возникает ощущение невозможности приятия того, что происходит с Джонни. Путь Джонни - путь мученика войны. Сцена с Христом - ни что иное как библейская тема оставленности Богом в интерпретации Трамбо. Фильм является антивоенной картиной и, похоже, что идея его была призван вызвать у зрителя ужас к последствиям войны, в жесткой предельной форме показать ее изнанку, где нет геройства, а лишь непрекращающиеся мучения. Частично автору это удалось.

А почему частично? Фильм рассчитан на массовую аудиторию, на домохозяек, на закончивших школу подростков, на папаш, которые отправляют на войну своих сыновей, на дураков, которые массово идут куда-то воевать добровольцами. Он, извините, не рассчитан на рафинированную аудиторию, которая сличает разные версии субтитров

Я подозреваю, что в массовую аудиторию фильм пошел как-раз с альтернативной озвучкой, а не той, что видели мы с вами. В гораздо более мягком варианте.

Частично - потому что фильм оставляет невысказанную надежду на возможность чего-то светлого впереди. Нахождение способа коммуникации, любовь к медсестре и неопределенность конца вызывает мысль, что не все еще потеряно и есть надежда, надежда на то, что Джонни найдет себя в будущем. А также понимание того, что что таких как Джонни нельзя забывать и изолировать. И само это понимание вносит определенную разрядку в ужас ситуации.

"невысказанную надежду на возможность чего-то светлого впереди"

"И само это понимание вносит определенную разрядку в ужас ситуации"

Учительниц русской литературы взять бы и выпороть розгами по заднице. Ничего там нет впереди. Лучший выход - смерть. Но и умереть не дали. Ужас без конца.


Пороть стоит, кто воспитывал и не научил быть воспитанным. Это проблема русского, не языка впрочем.

Ужас без конца - это была идея сценария. Но я говорю о том, как лично я воспринял. И мое восприятие весьма далеко от уникальности. Да, в ближайшие месяцы скорее всего ничего не изменится, даже станет хуже. Но стена проломлена, есть возможность передать весточку во внешний мир. Поэтому, надежда все же есть, появилась к концу фильма.

и в чем же надежда? у него отрастут конечности? он научится говорить? к нему начнет проявлять интерес публика? к нему вернется его невеста? проповедники начнут приходить к нему и петь вокруг него христианские песни?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account