ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Юрьев день 2008
pasha_popolam wrote in drugoe_kino



«Самое страшное - это если у тебя получится плохой фильм или спектакль, похожий на хороший. Страшно даже не то, что ты этого не поймешь, страшно, что другим этого не видно».

Кирилл Серебренников

Страх и ненависть Кирилла.
Экзистенциальная притча с элементами димедрола.

Надо сразу оговориться, что лично мне творчество Серебренникова доставляет, «Изображая жертву» вот, вполне годный фильм и «Юрьев день» тоже фильм хороший… серьезно, мне очень понравилось, не смотря даже на то, что лента на мой вкус могла бы минут на тридцать быть покороче, а так пришлось ее в два захода смотреть. Чувствуется режиссура, драматургия присутствует, операторская работа качественная и местами просто впечатляет, работа актеров на хорошем уровне, даже если не брать в расчет высокопрофессиональную игру Ксении Раппопорт. Да что там говорить, сделано все очень хорошо. Но почему то, по ходу действия, и чем дальше, тем сильнее кадры, сцены и даже целые эпизоды фильма, начинают вызывать, сначала, легкое недоверие, а потом и вовсе «страх и ненависть»?. Крепко призадумавшись, пришел к некоторым выводам (исключительно субъективно), о фильме и режиссере.
Критикой изъезжен вопрос изображения провинции (практически малой родины режиссера) в картине, почему такой вот мрачный сюр (хоть целиком на клюква ру)? Были предположения, что «блудный сын» очень уж давно не был за МКАДом, были версии что автор «махровый русофоб», а некоторые удивлялись, «что не так?» «все в точности так и есть!». И ведь с каждым из этих утверждений можно согласиться, но лишь отчасти, мне кажется Серебрянников вовсе не русофоб, просто как большой художник, он вот так своеобразно видит народ, к тому, же он наверняка достаточно образованный, информированный человек, он знал, что снимал и добился превосходной реализации задуманного. И, кажется, задумывал режиссер снимать фильм о реалиях российской глубинки, через призму Линчевского сюрреализма с Триеровским надрывом, а на выходе, чтоб получился Достоевский (не меньше) на худой конец Чехов. Он старался… и действительно, все это жутчайше напоминает Берроуза или Томпсона, севших на стакан и перешедших на мощнейший стиль алкогольного делирия.
Что делает крутой американский журналист, углубляясь в пустынные просторы Невады? Правильно! Вдыхает несколько миллиграмм «волшебного порошка» и направляется в бар, переполненный ящерообразными монстрами, а русская певица, вдыхает морозный воздух, заснеженных полей, и идет в столовку набитую людьми в ватниках и резиновых сапогах. Но давайте по порядку:

Знаменитая русская певица Раппопорт, собирается на ПМЖ в Евросоюз, и едет на свою малую родину в городок Юрьев-Покровский, «с ностальгическими целями» , берет она с собой сынишку двадцати лет, этакого субтильного «юношу».

Видно, что парень очень скептически относится к мероприятию, автомобили он не любит, водить не хочет, свою историческую родину не ценит. И действительно, как ее ценить, если сразу же на встречу… вот такое…

Зато Раппопорт накрыло воспоминаниями, вот где стоял их дом она как бы помнит, а как речка называется,… забыла…

- Девочки, милые, а как река называется?...
Народ не то что безмолвствует, но как то даже косо смотрит,… вот тут знаете, если бы я с утра, к примеру, взял бутылочку пива, собравшись поправить здоровье, а меня какая-то «шуба залетная», отвлекла бы тупым вопросом,… думаю, я бы тоже косо посмотрел…
Так или иначе «туристы» решают посетить в музей.

Выясняется правда, что парень начудил с одеждой и надо поменять. Семья направляется в магазин.

Сельпо, надо сказать, сделали знатно, кроме «китайских кроссовок», которые «должен носить каждый русский» и резиновых сапог, тут есть еще истеричная продавщица и игровые автоматы, примерно тридцатилетней давности.

Увидав такие раритеты, парнишка как то даже ожил, прям азарт реконструктора в глазах появился, он решил, что должен выглядеть как настоящий русский, естественно в ватнике и резиновых сапогах, видимо китайские кроссовки или скажем кирзачи, не совсем соответствовали эпохе.

Вот, так нормально…

- Нам бы два билета, есть кто-нибудь?

- Купите эту майку, а билеты можете не покупать.

- Господи! Ужас какой…
В общем, отказались наши герои от классной майки, на Бетховена говорят, похож?... А ведь такого эксклюзива больше может и не быть, «будет какой-нибудь Микки Маус»…

И вот экскурсанты на колокольне, пока сынок прикидывает сверху, как бы ни плохо здесь кемпингов понаставить, мамаша, напитавшись свежего воздуха, принимается вокалировать оперу, надо сказать очень натуралистично…

Нагорланившись от души, Раппопорт… заснула на скамейке… Этот прием, назовем его условно «Алиса под деревом», используется давно и повсеместно, прием универсальный, под него можно наснимать все что угодно, а если еще добавить веществ или спиртного… то за произошедшее не поручится не сценарист, не режиссер. Вот и в этот раз произошло много увлекательных событий, во-первых, пропал сынок… и поиски повсеместно по музею, результатов не дали.

Раппопорт ищет на улице…

Рапоппорт ищет в таком вот аутентичном кафетерии…

- Вы тут мальчика в резиновых сапогах не видели?
- У нас все мальчики, в резиновых сапогах…

Вот же, и точно…

- Ваши документики.
- А вы кто, милиция?
- Милиции сейчас нет, я за нее….

- Тут одна артистка из Москвы, с ностальгическими целями, мальчик у нее пропал… сколько лет мальчику?
- Двадцать первый пошел.
- Третий десяток.

В общем, по закону трое суток ждать, хорошо кассирша приютила, простая такая русская женщина, лук вот проращивает… брат у нее, как водится алкоголик, всю ночь ломился… «спокойной ночи» хотел пожелать… а утром…

- Я вам сказать хотела, вы только не волнуйтесь.
- Говорите.
- Люба, не волнуйтесь говорю… там… на берегу реки…

Нет не он, татуировка «Валек» и состояние трупа указывают на совершенно другого человека… хотя похож. Пытливый оперативник, настоящий профессионал… как то на Жеглова похож из известного фильма.


А дома тем временем, побывал брат кассирши Тани, пожелал доброго утра, рассыпал лук, как то дотянулся до Таниной «репы» и обещал скоро вернуться, но добрая женщина не держит зла, «как же можно живого человека в тюрьму?».

- Ну что за человек был на речке?
- Да не человек… «Валек»… (у певицы свои взгляды на живое и неживое).
- Слушай, нам двоим, поправится нужно… там в буфете, где «серый волк»… капли…
А вот на это дело, наши взгляды совершенно совпадают…

После лечения, Люба идет в музей, подменить Таню…

И слышит звон с запертой колокольни, взобравшись наверх… никого не находит…правда тут уже надо учитывать, что подруги усугубили самогоном, как выяснилось позже, еще и с димедролом… чтоб голова не болела…


Возвращаясь с колокольни, с Рапоппорт произошел странный случай, она потеряла телефон…


Оказалось, он просто выпал, а дорожники закатали его в асфальт… но связь с прошлым еще не утеряна, надо только «изолентой замотать»… к сожалению изоленты не нашлось, не удалось ни замотать, ни «завязать»…

Так или иначе, три дня прошли, следователь-философ «Серый», это для людей, Сергеев – это для себя, принимает заявление и дико троллит заявительницу. Дело в том, что Серый убежден, что столичная прима Люба, это местная уборщица Люся, пропавшая два года назад… а Рапаппорт ответить не может, потому что голос сорвала, когда оперу горланила по пьяни (в смысле оперную партию)…

Тут выясняется, что в монастырь, поступил новый послушник, Андрей, причем пришел он в разных ботинках,… но оказывается, что это не тот Андрей и фамилия его не Васильев, а Васильчиков…

- Кызыр балырмыр ярусын. (Кажется так изволил выразится незваный Танин брат).
В общем так, брат кассирши, снишься ты или приглючился, но лучше с русскими певицами не связывайся… сейчас не 1238 год.

Тут еще автомобиль «разули», хоть и стоял возле «опорного», (все сотрудники были на совещании), это совсем расстроило Рапоппорт, и Серый ничего не может сделать, хоть и знает злоумышленника, это местный бизнесмен, челнок и авторитет Надир, он торгует туфлями и тырит колеса…


Можно правда… отомстить… все-таки хороший человек следователь Сергеев, ведь хороший следователь и должен жить в общаге…

Переобуваться за углом…


Носить такие вот наколки, и пя... иметь заезжих оперных певиц, или все же… уборщиц…
Вообще, галерея персонажей фильма «Юрьев день», заслуживает отдельного внимания. Кроме вышеозначенных, «расписного» следователя «Серого»…

и продавца туфель и колес Надира…

У нас еще есть очень добрый, но суетливый настоятель…

Капитан с авоськой…

Хирург завязавший с операциями из за тремора…

Конвойный у спец-палаты…

И еще много подобных «простых людей»…


- Андрей Дмитрич Васильков двадцать три года, по кличке Мелкий, осужден за разбойное с отягчающими.
Находится в туберкулезной палате, коя хуже тюрьмы, ибо гадюшник…

- Жрать давай!
- Сидеть суки! Перестреляю всех нахер!

- А ты усынови меня тетя, я хороший.
Ну надо же, и этот машину водить не любит… В певице начинает просыпаться материнское чувство… причем ко всему живому…

Кроме того что под угрозой группового насилия, она носит передачи, еще и уборщицей устраивается… уборщицей Люсей…

- А ты смелая, даром что москвичка.
- Москвичка – в жопе спичка. Где ты видел таких москвичек, плевки за тобой подтирать?


Апофегозом, рыжая краска и пение в церковном хоре.

Да, как бы долго не тянулся фильм (если честно, я его в три захода смотрел), все равно героиня не очнулась. В самом деле, как бы много не везли с собой «дури» друзья американцы, из известного фильма, она закончится по любому. Что нельзя сказать о чистом самогоне кислороде с русской равнины. И если ты скажем столичный житель, то наглотавшись с колокольни, можешь и не проснуться.
Да, и что касается «описания русской провинции», которое так не понравилось реальным местным жителям, кажется они не поняли что режиссер снял просто замечательный психодел. Да и куда понять этим несчастным, передового искусства, главное его высоко ценят в европейских столицах, готовы даже поддержать финансово, гениального но бедного «русский художник», (в пределах разумного). Но остальное, как-то даже ДОЛЖНО дать государство…

«С ЛЮБОЙ ВЛАСТЬЮ НУЖНО ИДТИ И РАЗГОВАРИВАТЬ. Ты говоришь: «Власть, я знаю, что ты лживая, корыстная, но по закону ты должна помогать театру, искусству, так что будь добра — выполни свои обязательства». Ради театра мне не стыдно это делать.» К. Серебренников.

И власть соглашается, (дать на шедевр немного бюджетных), не все же немцам да голландцам бедных «русский художник» финансировать.
Единственное что не понравилось в фильме, японо-моряцкий рассказ, почти идентичный подобному в «Изображая жертву», видно у автора пунктик относительно данной темы. Если бы был ресурс условно «японская клюква», то почти все творения наших "пейсателей" и "рыжессеров", прямым курсом туда. Хотя конечно японцы до фонаря. А вот «Юрьев день» нет, (хоть и пришлось, если совсем честно на четвертый день досматривать), и любой добросовестный читатель, (хоть за несколько дней) дочитавший данный опус, сможет убедится что есть у нас свой «русский самогонныйпальный фон Линч».
А если серьезно, то фильмы Серебренникова действительно сделаны очень профессионально, кроме того они полны отсылок и цитат, без ложной скромности демонстрируя широкий кругозор режиссера, да кругозор то есть, а вот стиля не наблюдается, хоть и наснимал «самый востребованный» не мало. И еще, был бы я даже очень добросовестный зритель, вряд ли досмотрел фильм, если бы не хотел этот обзор написать.
P.S. Обзор писал долго, исключительно из упрямства.

promo drugoe_kino april 20, 13:31 2
Buy for 150 tokens
Рекомендации в телеграм-формате. Добавляйте пост в избранное, если хотите каждый день читать новые рекомендации по фестивалю. Пост будет обновляться. Честно говоря, не блещет, на мой вкус, юбилейный ММКФ шедеврами, но что-то посмотреть безусловно стоит. 26.04 Последний день кинофестиваля -…

  • 1
даа... вот у меня упрямства не хватило.
когда видишь вот эту чернушность, хочется понимать, во имя чего. у Сигарева, например, я понимаю.
а тут даже прекрасная Рапопорт не спасла. не досмотрела.

Я тоже задумывался о том, чем фильмы Сигарева отличаются от фильмов Серебренникова, мне кажется Сигарев снимает то, во что он сам погружен, с большой долей компетентности, его герои живые и вызывают сопереживание, герои Серебренникова искусственны, умозрительны что ли, к тому же каждый последующий фильм все более эстетский и претенциозный.

у Сигарева однозначно из жизни, там одна Яна столько привнесла - на десяток фильмов хватает.
а эстетства у него нет. хотя картинке уделено очень много внимания, это не эстетство, это попытка увидеть неравнодушными глазами. а потом, чтоб не хватануть пафоса, он включает сарказм и человечность.

Серебренников упивается, заостряет, усугубляет - мне уже хочется простоты, а он вон куда.

так что - сын нашелся?

Ну так я как раз об эстетстве у Серебренникова.
А с сыном... все сложно... их нашлось несколько, правда один уже в виде несвежего трупа и с нехарактерной наколкой, второй уже лучше, но не достаточно несчастный, а вот третий, хоть и не похож, зато как раз то что надо, больной туберкулезом, подрезанный сокамерниками, несчастный уголовник... в общем сложно там все...)

мда :(
лелеяла надежду досмотреть когда-нибудь. теперь вот думаю, что не соберусь.
Рапопорт люблю, но лучше в других фильмах на нее посмотрю.

Вот насчёт психодела может и верно, но Серебренников и фильмами и спектаклями четко претендует на рассказ о современной России. Это и сбивает с толку. Отсюда и клюквенное восприятие показанной в Юрьевом дне реальности. И боюсь, именно этот фильм является тем, о чём КирилСемёныч говорит в первой цитате данного псто.

Отлично, спасибо :)

видел этот фильм в передаче "Закрытый показ" с Гордоном (была такая передача). и в передаче приглашённые гости этот фильм обсуждали аж целый час.

Столько написали - сразу видно фильм понравился.

Так ведь я и не скрывал "«Юрьев день» тоже фильм хороший…"

Ксения, бесспорно, держит весь фильм, но недоверие возникает уже в самом начале от искусственной пустоты и попыткой наполнить её знаковыми формами — звуком, прекрасными или ужасными картинами, изображающими, именно изображающими беспредельность российской реальности.. Именно изображение, отточенный видеозвукоряд, потом становится не интересно и скучно, искусственность усиливается диким контрастом сюжета, но почему-то ощущение неправды подачи (не содержания) остаётся, наверное потому, что Ксения слишком убедительна...

(Deleted comment)
Вспоминаю свой пост пятилетней давности -

Жуткий, страшный до прекрасного фильм. Ожесточенный до милосердия. Русский фильм.

Мне фильм понравился. Очень. Не шедевр, не "надежда мирового кинематографа", но - хороший, интересный художественный фильм–притча.

Притчевость многослойная. От античной традиции, через евангельские аллюзии к Мифу, к хтоническим приключениям героев, опустившихся в Ад (Аид, Хельм, etc.), к их высокому подвигу и жертве. Это самое настоящее хтоническое приключение, но без флёра "высокого подвига" и "жертвы", без спасения, несмотря на многозначительную, но замёрзшую концовку фильм. Это — обрыв, отчаяние, блуждание вечное. Это — Уход.

И мелькнувший в конце просвет — никакой, по выражению Гордона, не "призыв в храм", а просто прощальный взгляд на то место, откуда героиня пришла в этот Аид.

Об отвратительности и грязи. Своей элитной оперной жизни.

Кажется " Об отвратительности и грязи. Своей элитной оперной жизни." вы немножко перегнули.)

написано сложно.. да еще между фоток.. потому в рецензию не вникла..
к тому же вы не написали главного: куда же делся на ваш взгляд, сын?
Меня этот момен в фильме больше всего раздражает..
На то видимо и рассчитывал серебренников, на раздражение зрителя.
сейчас многие используют эту фишку: состряпают нереальное, не логическое - а дольше пусть зритель разбирается.

Ну вот же, двумя каментами выше, человек все объяснил прекрасно...)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account