Дарья Митина (kolobok1973) wrote in drugoe_kino,
Дарья Митина
kolobok1973
drugoe_kino

Categories:

"Мухаммед - посланник Всевышнего" реж. Маджид Маджиди

--------------



О главном, несомненно, блокбастере года    - "Мухаммед  -  посланник Всевышнего"  иранского режиссера Маджида Маджиди,  снимавшего  это эпическое полотно 7 лет,   -  много пишут,  но в основном воздают должное масштабу зрелища:   50 миллионов долларов   -   не жук чихнул, как-никак, самое дорогое зрелище в истории иранского кинематографа.   В то же время, главная интрига и главный парадокс зачастую остается за кадром   -   кинополотно, созданное с целью прославления основ ислама и главного из его пророков,  было воспринято в штыки в доброй половине мировой мусульманской уммы.

Трехчасовая лента, созданная Маджиди, рисует масштабную картину ближневосточной жизни в 6 веке, когда зарождавшийся ислам  находился в диалоге, полемике и противостоянии как с процветавшим  на аравийских просторах язычеством,   так и с монотеистическими иудаизмом и христианством.   Отношения между авраамическими религиями никогда не были безоблачными, а уж на заре становления ислама и подавно.  В картине Маджиди основными противниками мусульман и юного пророка выступают коварные иудеи,  терпящие, правда, в финале полное фиаско.  Половину экранного времени занимает погоня задумавших убийство пророка  иудеев за Мухаммедом и их хитрые козни.  С христианами всё складывается куда дружественней  -   воспроизведена легенда о  предсказании Мухаммеду его пророческой миссии христианским монахом Бахиром в Босре,  венчает сюжет сцена общей молитвы в христианском храме.


Несмотря на жёсткое, казалось бы, соблюдение исламского канона  (лица пророка мы ни разу не увидим,  сначала младенец, затем ребёнок и потом юноша показаны исключительно со спины),  фильм Маджиди натолкнулся не только на жёсткое противостояние со стороны богословов Аль-Азхар и саудовских такфиристов и вахаббитских клерикалов,  категорически запретивших демонстрацию фильма и объявивших его "харамом"  (сам Маджиди признается, что длительная переписка с саудовскими клерикальными кругами и попытка объяснить свою позицию закончилась ничем), но и на чрезвычайно, например, холодный прием в регионах традиционного ислама.  Например, московский муфтий  Ильдар Аляутдинов рекомендует воздерживаться от показа и просмотра фильма, по его мнению, "допускающего весьма вольные исторические трактовки".

На самом деле, "вольные исторические трактовки"  возникают не из-за прихоти автора или пренебрежения им историческим материалом, а из-за отсутствия полной источниковой базы по изображаемому периоду.  Сомнительными представляются некоторые детали неудачного похода на Мекку  йеменского правителя, эфиопа Абрахи аль-Ашрам  (там, где автору не хватает исторических источников, обильно используются легенды и апокрифы, например, о гибели Войска Слона от  птичьих стай),  некоторые эпизоды истории тогдашней Мекки,  подробности управления городом дяди пророка, Абд-аль-Мутталибом,  истории освобождения Абу-ль-Ляхабом кормилицы Сувейбы и многие другие эпизоды.   О какой исторической точности можно говорить, применительно к 6 веку???

"Мухаммад...."   -  потрясающее по визуальной силе зрелище, настоящий праздник для глаз.   Масштаб съемок,  размер массовки,  батальные сцены с армией слонов,   ближневосточные ландшафты, священная Кааба, ритуалы и массовые богослужения,    -   всё это поражает воображение.    С другой стороны,  те, кто упрекает Маджиди в излишней "голливудщине", тоже по-своему правы,  -   режиссер не скрывает, что главным адресатом фильма выступает не умма, а как раз западный зритель,  воспитанный на клише, стереотипах и вредной мифологии об одной из главных религий мира, её пророках и  подвижниках.  Голливудские стандарты помогают приблизить  кинополотно к привычным запросам рядового кинолюбителя  в любой точке земного шара.
Tags: иранское кино
Subscribe

  • ПЕНА (2019)

    Российский фильм, полнометражный дебют Ильи Поволоцкого, получивший специальный приз IDFA-2019 (главный международный фестиваль для документалистов)…

  • НЕРКА. РЫБА КРАСНАЯ (2020)

    Друзья! Кто ещё не сходил на фестиваль #Докер, сегодня последний день - и едва ли не самая шикарная картина всей программы. Что приятно - наша,…

  • ЛЕЙТЕНАНТ

    Кто знает, не зависит ли великая судьба будущих поколений народа от того, как умирают в бессмысленных противостояниях простые солдаты Василь Быков…

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • ПЕНА (2019)

    Российский фильм, полнометражный дебют Ильи Поволоцкого, получивший специальный приз IDFA-2019 (главный международный фестиваль для документалистов)…

  • НЕРКА. РЫБА КРАСНАЯ (2020)

    Друзья! Кто ещё не сходил на фестиваль #Докер, сегодня последний день - и едва ли не самая шикарная картина всей программы. Что приятно - наша,…

  • ЛЕЙТЕНАНТ

    Кто знает, не зависит ли великая судьба будущих поколений народа от того, как умирают в бессмысленных противостояниях простые солдаты Василь Быков…