ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Елена. 2011 год. Режиссер А. Звягинцев, сценарий: Олег Негин, оператор Михаил Кричман, композитор Фи
rassudkin wrote in drugoe_kino
После просмотра сразу вспоминается фраза Юлии Латыниной: сегодня не богатые грабят бедных, сегодня бедные грабят богатых.
Журналистка сказала это о Европе (имелись в виду большие пособия, высокие налоги и психология "передо мной все виноваты"), но с предупреждением в подтексте, что в России тоже намечается такая тенденция.

Именно Европа первоначально должна была стать местом действия картины. В отличие от "Левиафана", где история Марвина Химейера явилась лишь "сором", из которого "растут стихи", и замысел автора перешагнул из американского сюжета в абсолютно русский - Елена так и осталась полуевропейской притчей. Фильм "Елена" - импровизация на латынинскую тему "бедные грабят богатых".
Для России это не типично. В России иждивенческая психология бедных и активность, ответственность и даже более высокая мораль богатых - так показано в фильме - имеют резко отличительную местную специфику.
Россия - страна раздачи рыбы, а не удочек. Поэтому иждивенчество неизбежно.
Удочки выдаются очень неслучайно. Вместе с удочкой выдается защита от конкурентов. Поэтому богатый такой же иждивенец, что подтверждает другая мысль Латыниной: в России за все платит бедный, богатый получает все бесплатно. А также ее ранние статьи, где говорится о сращивании олигархов с властью и замене капиталистической конкуренции на феодальную. Позднее это названо неизбежной детской болезнью капитализма, но это все равно наполовину отменяет вопрос богатого "почему я должен кому-то". (болезнь, возможно, перешла в хроническую форму).

Герой фильма Владимир, конечно, не должен содержать семью обнаглевших тунеядцев - именно ими представлены в картине бедные слои населения. Но вот возвести это в общее правило не получается: учитывая, что удочку Владимир получил в результате феодальной конкуренции (не факт, но вероятно), тем самым еще и помогая сформироваться экономике феодального типа - богатый Владимир отчасти должен содержать абстрактного бедного: если ты феодал - будь любезен содержать своих вассалов.
Но объевшиеся орехами с пивом тунеядцы-нахлебники - это не типичные представители бедной прослойки в России. И сам Владимир тоже нетипичен: он слишком по-европейски независим для российского олигарха (прекрасно сыгран Андреем Смирновым). Трудно поверить, что он вращался в кругу тех черных пальто и шляп, которые пришли на его похороны из финальных кадров "Левиафана". Лично на Владимире не прочитывается принадлежность к этой черно-шляпной мафии. Если Владимир из их круга, то он - не Николай из "Левиафана", а тот, кто получил заказ на строительство церкви.

Актеры одели нетипичную историю в психологическую правду. Нетипичная не значит не жизненная.
Союз главных героев сразу вызывает любопытство и подталкивает к раскрытию изнанки: они слишком из разных слоев общества. Абсолютно диссонансная пара. В реальности такой союз - фантастика. Но видна психологическая основа их отношений, поэтому, думается, Станиславский бы поверил.
Со стороны Владимира это, видимо, изначально была любовь, но он тут же, по своему обыкновению, подвел любовь под расчет, извлек из нее пользу. Его тайная мысль в том, что Елена, женщина без запросов и интересов, посвятит себя его комфорту и будет счастлива. То, что сын и внуки Елены - это ее жизнь и она сама - хитро осталось у него за скобками, он этой величиной, якобы за малостью , пренебрег. Расчет с дисбалансом всегда неверен.
Елена, скорее всего, убедила себя в том, что любит его. При этом для нее естественно, что он будет помогать ее семье, т.к. взгляд на брак у нее традиционен - это объединение семей. Есть ощущение, что брак какой-то недоделанный - без соединения душ, интересов, семей. Слишком Елена похожа на домоработницу. Владимир настолько безразличен к ее душе, что не понимает: не дать денег внуку - убить Елену. Владимир рассказывает сказки про армейскую "хорошую школу" - Елена думает про "прямиком в Осетию".
Бестактной лживой ханжой Елена выглядит во время встречи с Катериной, фактически обвинив "блудную дочь" в болезни отца. Вообще , клан Елены и она сама все время притворяются - вместо мыслей и чувств у них постулаты. А вот лагерь богатых - грубоваты, циничны, жестоки и недальновидны в своем эгоизме, но говорят ровно то, что думают.

Елена Лядова очень хороша в роли Катерины, которая винит отца за любовь к деньгам, Елену за ханжество и вранье, а все человечество за то, что оно "гнилое семя". Этот черный реализм и эгоизм отчаяния соседствуют в ней со скрытой любовью к отцу и желанием жить. Елена живет с Владимиром десять лет и , вероятно, еще с Катькиного детства могла предложить падчерице только ханжеское категорическое непонимание.

Начатая в "Елене" религиозная тема получила продолжение в "Левиафане". На мой взгляд, авторы хотели раздеть религию, показать, что за внешними ритуалами и текстовыми догмами ничего нет. Это удается. Но в этих фильмах сама манера съемки религиозна: события вычленены из реальности -мир фильмов обезлюдевший, обеззвученный (все звуки с легким эффектом эха), очищенный от предметов - как будто в тишене некто из вечности наблюдает за событиями. В "Левиафане" в этой тишине видно кто есть кто, как ни подводи под бандитизм религиозную основу, там неживая природа - живая.

Елена в пылу отвечает Владимиру: "Какое вы имеете право думать, что вы особенные...все ведь может измениться...и последние станут первыми...2
"И последние станут первыми" - речь в этой фразе идет об иной, высшей шкале оценок, другой системе координат. Еще о том, что лицом к лицу лица не увидать, и уже здесь, на земле, завтра оценки могут измениться, переместив первых на последние места - "все тайное станет явным".
Но по циничной иронии авторов в картине эта фраза означает лишь заселение в шикарную квартиру трудяги Владимира объевшихся чипсами наглых голодранцев. Это насмешка над теми, кто понимает религию буквально.
В "Левиафане" - такое же ироническое обесценивание истории Иова, когда беды на Иова посылает некий высокопоставленный земной бог, тот самый, которому "угодно" правление героя Романа Мадянова. И этот же земной "бог", заменивший небесного, строит церковь на крови Иова-Николая.

Владимир отвечает Елене: "Сказки для бедных и глупых...библейские истории...равенство и братство , Лена, бывает только там у вас, в Царстве Небесном." Тем самым он показывает, что для него другой шкалы оценок, кроме земной, сегодняшней и его личной не существует.
Это особенность сегодняшней жизни: для либертарианцев( Смирнов играет именно либертарианца-западника) характерно безверие. Консерваторы и левые часто называют себя верующими, при этом выдавая за веру заказные идеологические стереотипы и отмену мыслительного процесса. Без веры Владимир теряет берега - он слишком технически относится к Елене, ставя ее в почти безвыходное положение. А поскольку вера Елены - чистый суррогат - Елена убивает Владимира.
Поначалу авторы задумали картину об Апокалипсисе. В результате был снят камерный фильм с простым сюжетом, шестью героями, но красивый, с броскими изобразительными символами, лаконичным видеорядом и многогранным содержанием.
Возможно, Апокалипсис - в приходе левых популистов на несколько поколений вперед - ребенок в заключительном кадре. В фильме четко прослеживается идеология левых и правых, фильм так и остался европейским. Но аналогия с приходом большевиков тоже усматривается. Хотя, по моему мнению, цели большевиков были честные, это потом они вылились в сталинщину.

Ирина Степанова.

promo drugoe_kino april 20, 13:31 3
Buy for 150 tokens
Рекомендации в телеграм-формате. Добавляйте пост в избранное, если хотите каждый день читать новые рекомендации по фестивалю. Пост будет обновляться. Честно говоря, не блещет, на мой вкус, юбилейный ММКФ шедеврами, но что-то посмотреть безусловно стоит. 26.04 Последний день кинофестиваля -…

  • 1
Забавно, А я его увидела как "экспортный" фильм со штампами и ходульными героями, клюква типа. Но знаю еще человека с исступленными "правыми" взглядами (по семейным причинам) - он тоже в этом фильме что-то увидел/
Мораль "богатых" героев более высока? Гм:-)

Как "богатые герои" представлены в фильме - более высока, да, они не совершают убийств.

Поучительный фильм, с позиции социальных слоев- каждому свое место и не надо мешать эти слои, тем боле в своей семье.

Скупой платит дважды... иногда платит жизнью. Вместо того, что бы нанять за адекватные деньги обслуживающий персонал, Владимир заводит себе "жену", исключительно для обслуживания себя любимого.

Техническая ошибка в названии - композитор Филипп Гласс. Он же написал музыку в "Левиафане".

Вы можете редактировать пост.

рецензия хорошая, но "в Европе бедные грабят богатых" - это лол.

Меня хозяин чата "временно" забанил, да так и забыл разбанить. Я особо не переживаю, но в некоторых случаях надо расставить точки над i с т. зрения человека, владеющего вопросом.

в Европе, конечно, никто никого не грабит, там довольно разумный баланс. А вот слова "в России за все платит бедный, богатый получает все бесплатно" относятся на все 120% к современной Америке.

5х6

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
рецензия неплохая, но вывод в конце, эээ.. непонятен

У меня выводы в рецензиях не получаются. Всегда в конце просто происходит обрыв текста.

Раз уж речь зашла о либертарианцах, Латыниной и неофеодализме, то стоит отметить, что либертарианцы и являются главными апологетами современного неофеодализма. Призывами к ничем не ограниченному предпринимательству они прикрывают фактическую власть крупных корпораций, которая не имеет никакого отношения к свободным рыночным отношениям. Господство современных монополий глубоко связано с их политическим влиянием. А это и есть неофеодализм, когда материальное благополучие зависит от близости к власть предержащим.

Edited at 2016-09-08 05:40 pm (UTC)

Хотела написать "либералов", но это слишком политическое слово. Честно скажу, что считала либералов и либертарианцев почти синонимами, в последнем смысл больше экономический. Государство на деле поддерживает именно крупные монополии и поэтому ограничивает предпринимательство как-то не в ту сторону, поэтому те, кто называет себя либертарианцами не хотят вмешательства государства.

Владимир относился к Елене как к прислуге, которую можно еще и трахать бесплатно.
наличие у нее каких-то собственных мнений, взглядов, а также бедных родственников им отвергалось как несущественное.
ну вот он и заплатил за такое свое презрение к "простым" людям)
и какая разница, с чего он разбогател, откуда у него деньги..

Это да, Владимир тоже не торт.

Печальный фильм, печальные комменты. Апокалипсис наизнанку.


Почему наизнанку?

Елена. 2011 год. Режиссер А. Звягинцев, сценарий: Олег Нег

User bono60 referenced to your post from Елена. 2011 год. Режиссер А. Звягинцев, сценарий: Олег Негин, оператор Михаил Кричман, композитор Фи saying: [...] Елена. 2011 год. Режиссер А. Звягинцев, сценарий: Олег Негин, оператор Михаил Кричман, композитор Фи [...]

"Их испортил квартирный вопрос". История стара, как совок с московской лимитой и москвичами-дворянами.

С "Американской историей" тоже ассоциации возникают.

"Вместе с удочкой выдается защита от конкурентов. Поэтому богатый такой же иждивенец ". Не могли бы вы пояснить что имеется тут в виду?

Сращивание с властью - это и есть защита от конкурентов, в этом ее цель. Иждивенец в том смысле, что богатство зарабатывается им под данной ему чиновничьей крышей.

вот совершенно напрасно он перенёс действие этого фильма в Россию (как и следующего)
разменял глубину (почитайте например что он сам говорит об этом фильме) на (относительный) зрительский успех
конкретные социальные привязки замутняют, делают плоской идею фильма
ну и пошло-поехало ... благородный "либертарианец-западник", "объевшиеся орехами с пивом тунеядцы-нахлебники" — это в России то?
за изумительной игрой трёх актёров переднего плана, тщательно продуманными и прописанными сюжетными ходами — совершенно картонный задний план, плоские персонажи, взятые напрокат из плохого "мыла"...

На мой взгляд "Левиафан" - фильм чисто российский, действие не перенесено, а с самого начала должно было происходить в России, просто идея родилась из американского сюжета. А вот, посмотрев "Елену", сразу вспоминается ситуация в Европе - так как описывает ее Латынина. В России положение бедных слоев населения гораздо хуже и , как правило, крутятся они как могут, тунеядцев среди них нет. Если это алкоголическая прослойка - те сидят не на пособии, а на шее своей жены. Но, тем не менее, институт или "прямиком в Осетию" - это российская ситуация.
Фильм мне понравился.

Фильм увиделся несколько шире. Помимо классовой возни на переднем плане, там много темы времени, цивиллизационых волн, мыслей о том - кто мы, дети выживших. Про полное непонимание вопросов веры. Про будущее.

Выживших - после чего?

когда поговорить не о чем — "запускаем" Звягинцева (или Тарковского)
две вечные темы у киноинтеллектуалов
... а поговорить реально не о чем?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account