ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Взгляд из тени - 1
Oho
alexander_pavl wrote in drugoe_kino
Мне приснился Носферату, граф Орлок из старого фильма Фридриха Вильгельма Мурнау. Он стоял в своём дурацком сюртуке в углу комнаты, у шкафа, и молча смотрел на меня медным взглядом. От невыносимого ужаса я начал смеяться и проснулся от звуков собственного смеха. Убедившись, что граф не пожелал покинуть границы сновидения, я успокоился и задумался об эволюции вампирических мотивов в истории кино.

NosferatuShadow nosferatu nosfer01

Первые киновампиры вампирами, в сущности, не были. Банда анархистов из увлекательного сериала Луи Фейяда состояла из вполне живых авантюристов, измышляющих удивительные ограбления и принципиально нераскрываемые убийства. Одной из звёзд банды «Вампиров» была затянутая в шёлковое трико Мюзидора, любимица французских сюрреалистов и советских постфутуристов-ФЭКСов.

irma+vep+1 musidora les vampires 1916

После премьеры сериала Фейяда случилось множество событий – первая мировая война, русская и немецкая революции, расцвет джаза, инфляция и повальное увлечение кокаином. Постепенно становилось ясна необходимость обращения к теме вампиризма, и первый шаг сделал великий (может быть, величайший) кинорежиссёр немого кино – Фридрих Вильгельм Мурнау. К 1922 году он закончил и выпустил на экран неавторизированную адаптацию знаменитого романа Брема Стокера "Дракула". Фильм назывался «Носферату, симфония ужаса», а лихие советские прокатчики, плохо знакомые с немецким языком, перевели этот титул как «Симфония в сером» – гораздо красивее, чем в оригинале.

«Носферату» – абсолютный шедевр киногении, не устаревший до сего дня. Безумная смесь страшного и смешного – как в рассказах Эдгара По и Клайва Баркера –сбивает зрителя, который постепенно погружается в транс и теряет способность оценивать присходящее на экране. Иногда в зале звучит истерический смех – психика зрителя сопротивляется напору жути, но даже тот, кто смеётся весь фильм, в глубине души чувствует опасный холодок. Когда кто-нибудь из особо продвинутых современных авторов (Абель Феррара, например) желает создать особо гнетущую атмосферу или намекнуть на приближающуюся гибель героев, он заставляет их смотреть фильм Мурнау по видео или в киноклубе. Титр англоязычной версии «Носферату» «Как только он перешёл через мост, навстречу ему двинулись призраки.» входит в число «культовых» фраз знатоков кино, рядом с репликами из «Касабланки» и цитатами из «Хорошего плохого, злого». Оптика фильма повлияла на развитие всего последующего операторского искусства – кто не верит, пусть пересмотрит «Трон в крови» Куросавы, где ночной лес кажется прямо вынесённым из «Носферату».

nosfe 2 murnau

Однако главный герой фильма, сыгранный берлинским кабаретистом Максом Шреком, долгие десятилетия оставался уникальным. Вероятно, эта фигура казалась настолько пугающей, что режиссёры позднейших фильмов ужасов подсознательно сторонились её и пытались придумывать других, не таких страшных вампиров. Вампир из «Носферату» ничем не напоминает Дракулу Брема Стокера. Граф Орлок – это высокий, неправдоподобно худой труп с лысым черепом, длинным кривым носом и торчащими вперёд острыми резцами. Его движения напоминают судорожное дёрганье марионетки, а взгляд мёртв. Если бы Макс Шрек в гриме своего персонажа вздумал бы показаться в опере (как это делает герой Стокера), зрители и актёры с воплями ужаса покинули бы здание театра. Доктор Ван Хелсинг, конечно, не смог бы противостоять такому вампиру – да в фильме и нет никаких вампирологов с осиновымы колами и связками чеснока. Носферату погибает почти случайно и «счастливый конец» оставляет тягостное впечатление - никакого катарсиса.

dracula_g van helsing

Такая трактовка культового романа не могла не вызвать реакции протеста, и восемь лет спустя англичанин Тод Броунинг начинает голливудскую часть своей карьеры с повторной экранизации «Дракулы», очень далёкой от оригинала и с замечательными отличиями от «Носферату» Мурнау. Во-первых, фильм звуковой и чёрно-белый (версия Мурнау была раскрашена в мертвенно-синий и тускло-жёлтый цвета), во-вторых, граф Дракула в исполнении Белы Лугоши превращается в истого джентельмена во фраке и чертовки элегантном плаще, в-третьих и в главных – у Броунинга наконец-то появляется добрый доктор Ван Хелсинг, разгоняющий чертей и вампиров силой креста и мощью разума. С 1931 года практически все киновампиры носят фрак (в крайнем случае – "смокинг, чтобы чувствовать себя непринуждённо"), шёлковый плащ с кровавым подбоем и зачёсывают волосы от лба к затылку. Они все – за исключением еврея-корчмаря из «Бала вампиров» Романа Полянского – патологически боятся креста и отлично дерутся. Например, в англо-гонконгской постановке 1974 года «Легенда о семи золотых вампирах» семь золотых вампиров с Дракулой во главе разносят по кочкам целое стадо боевых шаолиньских монахов. Их эротическая привлекательность растёт от фильма к фильму, достигая апогея в идиотски роскошной экранизации дамского романа Анн Райс «Интервью с вампиром».

vamp 01 Vampyr1932 vampyr

Одновременно с «Дракулой» Броунинга по экранам прошёл «Вампир» гениального Карла Теодора Дрейера, в котором была предложена совершенно иная концепция вампиризма. Более интеллектуализированная и менее коммерческая. Вампир этого фильма – грузная старуха, повелительница теней, выходящая из могилы, чтобы пить кровь молодёжи. Дрейер показал вампиризм не в форме сексуализированного ритуала причастия, а как скотское стремление стариков продлить своё ничтожное существование за счёт нового поколения. Экспертной аудитории фильм не понравился, его постарались забыть и даже в многочисленных искусствоведческих монографиях, посвящённых великому Дрейеру, об этом шедевре упоминают скороговоркой и сквозь зубы.

nosferatu-1979 719

Как я уже сказал, импозантный вампир Броунига был размножен в сотнях вариаций, но, тем не менее, «линия Теда Броунинга» оказалась исчерпанной. Так что вапирически настроенные режиссёры попытались обновить некроэстетику своих картин. Во-первых, появились фильмы с робкими попытками имитировать шедевр Мурнау: в «Salem´s Lot» Тоба Хупера провинициальный американский монстр загримирован под графа Орлока, а в более позднем римейке «Nosferatu» (работа Вернера Херцога) гениальный безумный клоун Клаус Кински использует ту же маску, но переворачивает её смысл. Его вампир человечен и грустен и почти добровольно подставляется под смертельные солнечные лучи ради нескольких минут нежности. Чуть позже, в «Носферату в Венеции» режиссёра Аугусто Каминито, Кински оставляет сентиментальный тон и баллада о любви и смерти исполняется с издевательскими интонациями жестокого романса.

(продолжение следует)

promo drugoe_kino april 20, 13:31 2
Buy for 150 tokens
Рекомендации в телеграм-формате. Добавляйте пост в избранное, если хотите каждый день читать новые рекомендации по фестивалю. Пост будет обновляться. Честно говоря, не блещет, на мой вкус, юбилейный ММКФ шедеврами, но что-то посмотреть безусловно стоит. 26.04 Последний день кинофестиваля -…

  • 1
Начало захватывающее.)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account