alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in drugoe_kino,
alexander pavlenko
alexander_pavl
drugoe_kino

Category:

Сто дней после детства

Это очень красивый фильм. Каждый кадр его прекрасен. Такое кино учит видеть. Видеть и понимать. Туман над лугом, остаток стены посреди пустыря, нежное движение занавески под летним ветром, лицо девочки, медленное оседание сумерек. Увидев это в кино, ты учишься видеть это в реальности, научившись видеть, получаешь возможность понять, а поняв – становишься богаче.

dru 01 dro 08

Дидактический фильм, да. Есть в нём дидактика, стремление разъяснить сложное простыми словами, и это очень хорошо. У подростков, как правило, огромное число вопросов, но далеко не всегда подростки умеют задать правильный вопрос – даже если есть, кого спрашивать. И тогда, если вопрос не задан, каждый день что-то умирает.

dro 06 dru 14

Но разъяснительная часть в «Ста днях после детства» не главная. Гораздо важнее мелодия, ритм этого фильма, который можно назвать элегией. Элегий в кинематографе очень мало. Вот, в советском кино было немножко в «Солярисе» Тарковского, хотя даже там меланхоличность, свойственная элегии, то и дело срывалась в истерику... Ладно, тогда другой пример – «Зеркало». Тоже Андрей Тарковский, он закончил свой фильм как раз перед тем, как Соловьёв и Александров взялись за работу.

dru 03 dru 13

У Соловьёва и Александрова получилось нечто странное, неосознанно тревожащее. Современные подростки подавались сквозь дымку воспоминаний. Из какого времени был тот, кто рассказывал о ста днях короткого лета 1974 года, как о давно прошедшем и даже отчасти позабытом?

Критиков, присутствовавших на премьере, фильм Соловьёва раздражал. Забавно читать критические статьи того времени. Соловьёву и его сценаристу Александрову ставили в упрёк идеализацию подростков. Мол, это какие-то отроки и отроковицы, а не пионеры наших дней. Почему они не дерутся, не грубят, где подростковое насилие, зачем они интересуются искусством и как это так – вокруг пионерлагеря нет забора, дежурных, сторожей и всего прочего! В самом деле, эти претензии очень смешны, если сравнивать «Сто дней после детства» с тогдашним репертуаром пионерского кино. Ни в одном фильме про советских детей не было ни драк, ни гадостей. До «Пацанов» и «Чучела» оставалась ещё целая эпоха. Критиков раздражало совсем другое, не «идеализация» (которой, кстати, в фильме Соловьёва нет вовсе), а то, что фильм целиком и полностью необыкновеенно чувственный. Это было неприлично, но вслух сказать о таком неприличии было нельзя.

dro 07 dru 10

Дело в том, что даже самые лучшие советские фильмы о первой любви были подчёркнуто целомудренны и как бы бесполы. Даже в «Я вас любил» и «Точка, точка, запятая» между мальчиком и девочкой оставалась дистация. А «Сто дней после детства» был эротичен. Герои обнимались, тискались и, надо полагать, целовались где-то прямо за кадром. Сергей Соловьёв станцевал на опасной грани, не перейдя эту грань, но указав на неё.

Что касается «идеализации подростков», то тут всё просто. В советском кино принципиально не показывали детей элиты. Это было очень жёсткое табу, поскольку тот факт, что с середины 60-х советская элита наконец-то начала самовоспроизводиться, и для того, чтобы попасть в номенклатуру, стало достаточно родиться в правильной семье, так вот, этот факт был советской «военной тайной». Неразглашаемым секретом. А Соловьёв табу нарушил и показал детей тех, кто в 1957 году танцевал твист, в 1960-м бегал на Вечера Поэзии в Политехнический, в 1967-м прочитал «Письма из Русского Музея», а в 1970-м, наконец, получил отдельный кабинет, секретаршу и личного шофёра. Ну, это не самая элитарная элита, Соловьёв не настаивает, но всё же Митя Лопухин (с дворянским ударением на «и»), Глеб Лунёв и Лена Ерголина отнюдь не на рабочей окраине выросли.

dru 02 dru 12

И суть фильма в том, что более продвинутый мальчик (модное очень русское имя «Глеб» говорит о том, что его родители просекли фишку русского национализма ещё в начале 60-х) из более успешной семьи имеет больше прав на красивую умную девочку, свободно читающую по-французски, чем тонко чувствующий и нервный потомок русских дворян. Может быть, это обидно, но это так.

«Сто дней после детсва» остался лучшим фильмом Сергея Соловьёва. И лучшим фильмом Александра Александрова (который, между прочим, учился писать сценарии не у кого-нибудь, а у Михаила Львовского, автора «Я вас любил», «Это мы не проходили» и «В моей смерти прошу винить Клаву К.»), попытавшимся повторить успех в «Голубом портрете» с Дашей Михайловой.

dru 04 dru 11

«Сто дней после детства» - культовый для меня фильм. В дни одного из Московских кинофестивалей я упустил возможность посмотреть что-то совершенно замечательное, дефицитное («Тёмный кристалл» Джима Хенсона), потому что не смог удержаться от искушения увидеть «Сто дней» на большом экране. И знаете? Я не жалею.

dru 05
Tags: 1975, советское кино
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Community