ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Сто дней после детства
Groucho
alexander_pavl wrote in drugoe_kino
Это очень красивый фильм. Каждый кадр его прекрасен. Такое кино учит видеть. Видеть и понимать. Туман над лугом, остаток стены посреди пустыря, нежное движение занавески под летним ветром, лицо девочки, медленное оседание сумерек. Увидев это в кино, ты учишься видеть это в реальности, научившись видеть, получаешь возможность понять, а поняв – становишься богаче.

dru 01 dro 08

Дидактический фильм, да. Есть в нём дидактика, стремление разъяснить сложное простыми словами, и это очень хорошо. У подростков, как правило, огромное число вопросов, но далеко не всегда подростки умеют задать правильный вопрос – даже если есть, кого спрашивать. И тогда, если вопрос не задан, каждый день что-то умирает.

dro 06 dru 14

Но разъяснительная часть в «Ста днях после детства» не главная. Гораздо важнее мелодия, ритм этого фильма, который можно назвать элегией. Элегий в кинематографе очень мало. Вот, в советском кино было немножко в «Солярисе» Тарковского, хотя даже там меланхоличность, свойственная элегии, то и дело срывалась в истерику... Ладно, тогда другой пример – «Зеркало». Тоже Андрей Тарковский, он закончил свой фильм как раз перед тем, как Соловьёв и Александров взялись за работу.

dru 03 dru 13

У Соловьёва и Александрова получилось нечто странное, неосознанно тревожащее. Современные подростки подавались сквозь дымку воспоминаний. Из какого времени был тот, кто рассказывал о ста днях короткого лета 1974 года, как о давно прошедшем и даже отчасти позабытом?

Критиков, присутствовавших на премьере, фильм Соловьёва раздражал. Забавно читать критические статьи того времени. Соловьёву и его сценаристу Александрову ставили в упрёк идеализацию подростков. Мол, это какие-то отроки и отроковицы, а не пионеры наших дней. Почему они не дерутся, не грубят, где подростковое насилие, зачем они интересуются искусством и как это так – вокруг пионерлагеря нет забора, дежурных, сторожей и всего прочего! В самом деле, эти претензии очень смешны, если сравнивать «Сто дней после детства» с тогдашним репертуаром пионерского кино. Ни в одном фильме про советских детей не было ни драк, ни гадостей. До «Пацанов» и «Чучела» оставалась ещё целая эпоха. Критиков раздражало совсем другое, не «идеализация» (которой, кстати, в фильме Соловьёва нет вовсе), а то, что фильм целиком и полностью необыкновеенно чувственный. Это было неприлично, но вслух сказать о таком неприличии было нельзя.

dro 07 dru 10

Дело в том, что даже самые лучшие советские фильмы о первой любви были подчёркнуто целомудренны и как бы бесполы. Даже в «Я вас любил» и «Точка, точка, запятая» между мальчиком и девочкой оставалась дистация. А «Сто дней после детства» был эротичен. Герои обнимались, тискались и, надо полагать, целовались где-то прямо за кадром. Сергей Соловьёв станцевал на опасной грани, не перейдя эту грань, но указав на неё.

Что касается «идеализации подростков», то тут всё просто. В советском кино принципиально не показывали детей элиты. Это было очень жёсткое табу, поскольку тот факт, что с середины 60-х советская элита наконец-то начала самовоспроизводиться, и для того, чтобы попасть в номенклатуру, стало достаточно родиться в правильной семье, так вот, этот факт был советской «военной тайной». Неразглашаемым секретом. А Соловьёв табу нарушил и показал детей тех, кто в 1957 году танцевал твист, в 1960-м бегал на Вечера Поэзии в Политехнический, в 1967-м прочитал «Письма из Русского Музея», а в 1970-м, наконец, получил отдельный кабинет, секретаршу и личного шофёра. Ну, это не самая элитарная элита, Соловьёв не настаивает, но всё же Митя Лопухин (с дворянским ударением на «и»), Глеб Лунёв и Лена Ерголина отнюдь не на рабочей окраине выросли.

dru 02 dru 12

И суть фильма в том, что более продвинутый мальчик (модное очень русское имя «Глеб» говорит о том, что его родители просекли фишку русского национализма ещё в начале 60-х) из более успешной семьи имеет больше прав на красивую умную девочку, свободно читающую по-французски, чем тонко чувствующий и нервный потомок русских дворян. Может быть, это обидно, но это так.

«Сто дней после детсва» остался лучшим фильмом Сергея Соловьёва. И лучшим фильмом Александра Александрова (который, между прочим, учился писать сценарии не у кого-нибудь, а у Михаила Львовского, автора «Я вас любил», «Это мы не проходили» и «В моей смерти прошу винить Клаву К.»), попытавшимся повторить успех в «Голубом портрете» с Дашей Михайловой.

dru 04 dru 11

«Сто дней после детства» - культовый для меня фильм. В дни одного из Московских кинофестивалей я упустил возможность посмотреть что-то совершенно замечательное, дефицитное («Тёмный кристалл» Джима Хенсона), потому что не смог удержаться от искушения увидеть «Сто дней» на большом экране. И знаете? Я не жалею.

dru 05

promo drugoe_kino april 20, 13:31 2
Buy for 150 tokens
Рекомендации в телеграм-формате. Добавляйте пост в избранное, если хотите каждый день читать новые рекомендации по фестивалю. Пост будет обновляться. Честно говоря, не блещет, на мой вкус, юбилейный ММКФ шедеврами, но что-то посмотреть безусловно стоит. 26.04 Последний день кинофестиваля -…

То есть это фильм про детей сталинских палачей, как я понимаю. Вот почему этот фильм так меня раздражал ! Кстати сам Соловьев тоже из этой среды. Его батька матерым НКВД-шником был.

Edited at 2016-08-20 08:41 pm (UTC)

"это фильм пол детей сталинских палачей" - Ну, не совсем. Скорее, про детей выдвиженцев конца 40-х. Родители персонажей фильма прикончили "оттепель" Хрущева, а сами герои фильма сейчас вращаются в околокремлёвских кругах.
"Его батька матерым НКВД-шником был" - А сам-то Соловьёв кто был? Снимал фильмы в копродукции с Японией и колумбийской наркомафией (!). Человек без специфических связей никода бы не получил такие возможности. Кстати, его колумбийский фильм очень хорош.

поразительные вещи иногда в ЖЖ узнать можно
эх, куды нам до голубых кровей

в детстве было одно только впечатление у меня: где такие куртуазные мальчики ?
в округе верст на тыщу ничего подобного

Меня, как мальчика, в этом смысле больше интересовали девочки типа Друбич. Сам-то я был гопником, но в отношении девочек был большой сноб. Этот фильм мне многое прояснил по поводу желательных девочек. Очень практично.

Вот да,
я ещё совсем младшим школьником был, и этот фильм меня впечатлил,
ясно было что он про каких-то других, изысканных детей,
совсем не тех с которыми я учусь в школе 301 в Купчино.

Персонаж Друбич читала на трёх языках, на трёх!
"Читает на трёх языках. И ничего ей не нравится" - это я дословно запомнил.

Для меня это была фантастическая фантастика даже в 10 лет,
и даже тогда я догадывался что это какие-то очень "элитные" и "номенклатурные" дети, хотя конечно не мог так сформулировать.

Ну, у меня, обычного пролетарского подростка, была целая история с подобной девочкой, чьи друзья были именно такие, как в этом фильме, поэтому в достоверности "Ста дней" я не усомнился ни на минуту. Зато понял, какие ошибки совершил по незнанию.
"Читает на трёх языках. И ничего ей не нравится" - это я дословно запомнил. - Да, точно. И это хорошая, правильная деталь. Немецкий в школе, потому что надо, английский, потому что это язык общения с нужными людьми, и французский для удовольствия.

Культовый фильм - иначе и не сказать. Вот, почему сегодня подобное кино не снимают? Помню, когда сыну было лет 12-14, он рвался читать книги и смотреть фильмы о своих ровесниках, живущих сегодня. Но, увы!

Советское кино умерло где-то во второй половине 80-х. С 1988 года это была уже агония, сейчас российский кинематограф мёртв, и надо начинать с нуля.
Такое кино умерло, потому что всё больше детей кинематографистов и всякого рода околокультурных работников с начала 70-х годов вытесняло тех, кто реально хотел делать фильмы. Это была лёгкая, престижная, дефицитная, "жирная" профессия, и её распределяли среди своих, а хорошие фильмы делали те, кто пришёл в советское кино раньше. Когда старые поколения сошли со сцены, остались одни балабановы.

Слышал давно об этом фильме, но решился посмотреть только, прочитав этот пост))

Очень стоит посмотреть. А после него стоит посмотреть "Спасатель" того же Соловьёва.
Они соотносятся примерно как "Если" и "О, счастливчик" Линдсея Андерсона.

Культовый фильм - иначе и не сказать. Вот, почему сегодня подобное кино не снимают? Помню, когда сыну было лет 12-14, он рвался читать книги и смотреть фильмы о своих ровесниках, живущих сегодня. Но, увы!

Невероятно классный пост, во всем. Вроде бы так просто, и в то же время ритм фильма чувствуется даже во фразах.
Спасибо!

Великолепный фильм. Надо пересмотреть.

Самое интересное происходило за кадром

Именно после этого фильма Друбич стала сожительствовать с Соловьёвым.

Нет, не после этого фильма. После "Спасателя". В этом фильме Соловьёв был доволен всем, кроме работы Друбич и самой Друбич, как таковой. Потом он свою оценку задним числом сменил, но мы-то помним...

Прекрасно написали про фильм. Когда-то делала про него пост, давно и даже кадры примерно те же капсила. Это открытое окно...
Очень поэтично, как они говорят, замедленно... Всегда нравился этот фильм, а сейчас так вообще - включить и любоваться.
А Шакуров молодой как хорош!
Никак не могу привыкнуть, что есть люди не знающие классику советского кино, тем более Соловьёва, но время бежит... Для нынешней молодёжи это кино так далеко, как и "Закройщик из Торжка" наверное.

"Для нынешней молодёжи это кино так далеко, как и "Закройщик из Торжка" - Это обидно. Классику знать стоит. "Сто дней после детства", "Телеграмма", "До свидания, мальчики", "Я вас любил", "Спасатель", "Дубравка", "Мальчик и девочка"...

Один из любимейших фильмов Соловьёва для меня. Правда, "Спасателя" я люблю ещё больше.
Спасибо за пост! И спасибо за рекомендацию "Наши матери, наши отцы", понравилось неимоверно!

"Спасателя" и я люблю больше...

Надо же, почти не помню, о чём фильм - смотрела очень давно - а элегическое настроение при упоминании названия возникает сразу.

Да, именно элегия, очень точно сказано. Очень особенный по настроению.

Отличный фильм был, прямо про меня.

спасибо, даво не пересматривала, а Вы вдохновили. :)
все так, да.

а Лопухин все-таки хороший вышел, выразительный. :)
до сих пор впечатляет.
и Загремухина получилась такая живая, пронзительно-трогательная и светящаяся вся.
а вот Друбич, как и во многих других ролях, почему-то слегка (или даже не слегка) раздражает...

Малышева (Загремухина) потом стала профессиональной актрисой, очень хорошей, много снималась.
Токарев (Лопухин), тоже потом стал профессионалом, а в этом фильме он явно подражает Игорю Корытнюку, гениально сыгравшему в 1970 году в "Хуторке в степи" Петю Бачея. Это не в укор Токареву, хорошим образцам следует подражать.
Работой Друбич в этом фильм Соловьёв был недоволен, но его убедили всё же попробовать её в фильме "Спасатель", и уж тогда он пришёл в восторг, сказал "то, что надо". В этом фильме Друбич играет "немножко не то, что требуется по сюжету", но так даже интересней.

?

Log in

No account? Create an account