alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in drugoe_kino,
alexander pavlenko
alexander_pavl
drugoe_kino

Category:

Riaru onigokko (TAG), 2015

Riaru onigokko (TAG) – отличное кино. Очень японское. Интересно, что этот фильм Сиона Соно вышел после «Страшной воли богов» Такешии Миике, которая, в свою очередь, отсылает к ставшей уже современной классикой «Королевской битве» Киндзи Фукасаку. Во всех этих фильмах идёт игра на выживание, причём именно и подчёркнуто игра, ритуализированный танец насилия, а не просто гонка ради спасения любой ценой, столь характерная для, например, американского кино.

TAG-01 TAG-11

Ещё важная деталь – в этих фильмах (и во многих других, близких по эстетике) речь идёт о подростках. Это связано с японскими представлениями о целостности человеческой психики: чем могущественнее персонаж, связанный с мифологией, тем он моложе.

Вы помните, с возрастом персонажей любил играть Хаяо Миядзаки, причём именно в этом аспекте – достижение духовной целостности у него постоянно связано с юностью, в том числе, банально физиологической.

Ну, а в упомянутых фильмах, воистину игровых фильмах, гибнут десятки и сотни подростков, оказавшихся недостойными своего возраста.

Riaru onigokko во многом последовательнее фильма Миике, в том числе, тем, что в центр композиции помещена девочка. Девочки вообще занимают важное место в культуре современной Японии, всё дальше уходящей от общемирового культурного майнстрима. Возник и развивается культ «идол-групп» (это и мой культ, хоть я не фанат), где юные богини в возрасте до восемнадцати лет сосредоточены на том, чтобы презентировать чистоту и ясность в форме танцев и пения. Это очень жестокий, строго регламентированный мир – девочкам запрещено встречаться с мальчиками и мужчинами, они не имеют права влюбляться, курить, пить алкогольные напитки и вообще употреблять стимуляторы, они сосредоточены на учёбе и эстрадной деятельности. Они – идолы, кумиры для миллионов. Живые фетиши чистоты и целеустремлённости.

TAG-02 TAG-05

Фильм Сиона Соно воспроизводит именно этот аспект современной японской культуры. Героиня Riaru onigokko, Изуми, оказывается заложницей своей невинности. Она, как на гребне волны, пролетает сквозь кровавый шквал насилия – ироническая вариация «Жюстины» божественного маркиза де Сада, весьма ценимого японцами – но вот с целеустремлённостью у неё поначалу не очень. Сначала она придерживается одной тактики, просто бежит, бежит, стремясь выскочить с территории с «режущим ветром» в какой-нибудь безопасный закуток. Но постепенно Изуми сознаёт, что бег по педантично сменяемым декорациями, это именно то, что от неё требуют неведомые манипуляторы. Ну, вы, наверно, помните, как это всё сделано – с каллиграфическим шиком уже на пятой минуте фильме нам дают понять, что лабиринт, в который загнана девочка, не предусматривает выхода: слева от лесной дороги зима, справа – осень, а на дороге – смерть.

TAG-03 TAG-04

Вокруг Изуми возникают всё новые, новые локации, ей даже меняют внешность и возраст, подгоняя их под сменяющиеся правила игры. Изуми, мягкая, пассивная, поддающаяся любым влияниям девочка-подросток, почти незаметно для себя начинает укрепляться в решении идти против навязываемой ей траектории, уклоняться от маршрута – и в результате заглядывает за ширму своей судьбы.

Фильм оказывается учебником экзистенциализма, каталогом визуальных и сюжетных мотивов японской поп-культуры, памфлетом, направленным против гротескной патриархальности современной Японии и много чем ещё, в чём можно копаться до бесконечности.

TAG-07 TAG-10

Мне нравится японский кинематограф. Где-то в конце 90-х японцы оставили идею выйти со своими фильмами на широкий международный рынок и занялись обслуживанием внутренней аудитории. В результате японские фильмы последних десятилетий стали закрыты и эзотеричны, как романы Дэна Симмонса – полностью разобраться в хитросплетениях японского кинематографа может только инсайдер. Мне самому, не инсайдеру, понятна только часть этого фильма, но, думаю, основную мысль я уловил.

TAG-08 TAG-09

PS. Специфический юмор японского кино заключается в том, что оно не аппелирует к подсознанию, а впрямую демонстрирует работу подсознания. Оно наглядно до плакатности включает в себя все возмоöные (в том числе психоаналитические) интепретации. В этом японский кинематограф, как ни парадоксально, близок искусству барокко, которое продуцировало полностью контролируемые и полностью осознанные произведения искусства, ничего не оставлявшие для фантазии.
Если фильму западного кинематографа можно - при желании - вменить какую-нибудь произвольную интерпретацию, которая ловко уляжется в действие и эстетику, то с современным японским фильмом это невозможно. Авторы даже таких, казалось бы, грубых и примитивных картин, как Gothic Lolita Psycho включают в комплекс своего фильма любые мыслимые и немыслимые трактовки.
Tags: 2015, Японское кино
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments