Дарья Митина (kolobok1973) wrote in drugoe_kino,
Дарья Митина
kolobok1973
drugoe_kino

Categories:

Проклятие красоты

--

В нынешнем году женские кинообразы вообще занимали исключительное место в документальном конкурсе ММКФ,    -   разножанровые портреты как наших современниц, так и героинь, уже принадлежащих истории, заслуживают внимание именно как документы эпохи.   Чешские режиссёры Гелена Тржештикова иЯкуб Гейна привезли на суд зрителей итог своей более чем 15-летней работы:  классический байопик  «Роковая красота» (другой, более точный вариант перевода «Проклятие красоты»)  рассказывает драматическую историю Лиды Бааровой,  чешской актрисы, известной прежде всего своими романтическими отношениями с Третьим Рейхом, и уже во вторую очередь киноработами.   Зернистые кадры кинохроники и фрагменты из старых кинофильмов перемежаются ностальгическими рассказами самой престарелой Бааровой, умершей в 2000 году вскоре после завершения съемок     -   таким образом, Тржештикова успела  запечатлеть героиню и после этого 15 лет  собирала документальный материал, воссоздавая  её биографию буквально по дням,    -  такая скрупулёзность и добросовестное отношение к предмету изучения, безусловно, заслуживают самого серьёзного поощрения.

       

Про послевоенную жизнь Бааровой мало кто знает, многие думают, что она либо сгинула в пламени войны, либо позже поплатилась за шуры-муры с Гитлером и Геббельсом, тем более, что все шансы погибнуть у неё были    -  следствие по её делу длилось очень долго, но в итоге обвинение в коллаборационизме рассыпалось за отсутствием доказательств. Тем не менее, пятно коллаборантки Баарова носила на себе всю жизнь, и дальнейшая кинематографическая карьера не сложилась   -  в Европе сниматься не давали  (исключение для актрисы сделал Феллини, всегда плевавший на общественные устои), а до Голливуда она так и не доехала, и это, пожалуй, как признается сама героиня, было единственным, о чем она жалела в жизни.

Фильм Тржештиковой и Гейны  -  это ценнейший исторический материал как по истории европейского нацизма, так и по истории европейского киноискусства   -   авторам удается, не забывая о главной героине, по касательной пройтись и по истории создания киностудии «Баррандов», и по судьбе многих политиков и кинематографистов середины  - второй половины 20-го века, и попутно рассказать про вкусы, нравы и общественное мнение тогдашней Европы. Но, пожалуй, самое интересное  -  это монологи самой актрисы, снятые на крупных планах:  сморщенная, но по-прежнему уверенная в своей неотразимости старушенция со следами былой красоты,  старательно завитая и накрашенная,  закатив глаза, дымя сигаретой и прихлёбывая виски прямо из бутылки, рассказывает о своих романах, мужьях и романтических приключениях.  Особых угрызений совести по поводу отношений с нацистскими преступниками  она не испытывает,  вся рефлексия осталась в прошлом   -   для Лиды люди делятся исключительно на мужчин и женщин, остальное  её  особо никогда не интересовало.  




Совершенно в иной художественной манере снята мистически-этнографическая кинофантазия  бразильца Марко дель Фьоля «На перепутье:  Марина Абрамович и Бразилия»   -  сплав документалистики и сюрреалистического кино.  Вечномолодая экспериментаторша и перформансистка Абрамович отправляется в Бразилию к шаманам-целителям, познавать непознанное и узнавать неузнанное.  Тому, кто ничего не понимает в перформансах и кому неинтересен акционизм художницы, будет любопытно погрузиться в мир ритуалов и игр подсознания, побывать на спиритических сеансах,  увидеть красоту бразильской природы во всей её девственной нетронутости и аборигенов во всей их первобытной простоте.   Эзотерический поиск героини, её руссоистский побег к природе, медитации и попытки прикоснуться к потустороннему в естественной  среде, свободной от наслоений цивилизации, выглядят куда интереснее и органичнее, чем, например, в Европе, где её высмеивает Соррентино, помещая ехидную пародию на экзальтированную Абрамович в свою «Великую красоту».

Сюрреалистический фильм дель Фьоля   -  бесценный материал для этнографов и исследователей коллективного и индивидуального бессознательного.  Бразилии на Московских кинофестивалях вообще везёт   -  два года назад  Вим Вендерс присылал свою великолепную «Соль Земли»,  творческую кинобиографию Себастьяна Сальгаду, социального фотографа, подвижника и гуманиста, чья жизнь вся как одно послание человечеству и служение ему,  конечно, сильно отличается от индивидуалистических экзерсисов Абрамович.
Tags: 2016, ММКФ, Марина Абрамович, документальное кино
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments