ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
КИНО ПОСЛЕ ОСВЕНЦИМА. "Европа", Ларс фон Триер
d_desyateryk wrote in drugoe_kino
АДСКАЯ МАШИНА
/глава: «Галлюцинации»/
1167865_899bae21
«Европа» — завершающая часть трилогии Ларса фон Триера «E», куда также входят картины «Элемент преступления» (1984) и «Эпидемия» (1987). Этот фильм принес датскому режиссеру сразу три приза Каннского фестиваля, однако, что более важно, «Европа» стала для Триера вершиной и одновременно завершением ученического, постмодернистского периода, обозначенного ощутимым влиянием Бергмана и Тарковского.
***
Проводник подрывает поезд, в котором работает, – приведя в действие ранее спрятанную бомбу. Вагоны падают с моста в воду, кричит пассажир с телом маленького сына на руках, погибает и сам виновник аварии, прекратив таким образом свою карьеру в железнодорожной компании “Центропа”. Взрыв должен был стать платой за освобождение Кэт, жены проводника, взятой в заложницы вооруженным подпольем, однако выяснилось, что сама Кэт – участница заговора, ее похищение инсценировали. Ни единой рациональной причины включать детонатор, тем более рискуя собой, у героя не было.

Развязка, несмотря на ее видимую немотивированность, обусловлена построением “Европы” на излюбленном приеме Ларса фон Триера – зеркальном опрокидывании политических и кинематографических иерархий. На сей раз исходным материалом служит фронтовая драма, хотя главный герой, американец немецкого происхождения Леопольд Кесслер (Жан-Марк Барр), приезжает в Германию уже через несколько месяцев по окончании Второй мировой. Послевоенное запустение показано согласно канонам упомянутого жанра, что особенно ощутимо благодаря старательной, с использованием черно-белой пленки, стилизации изображения под архивные фильмы. Сюжетно и драматургически - все наоборот. Германия выступает не оккупантом, а оккупированным. Оккупанты, в свою очередь – союзники, то есть американцы. Сопротивление захватчикам оказывают партизаны “Вервольфа”, по преимуществу несовершеннолетние. Их, как водится, вешают с соответствующими табличками на груди. Намерение сделать мир немного лучше, с которым Леопольд приехал в Европу, оборачивается бомбой. Абсурд царит даже в деталях. Герой Барра должен платить за устройство на работу. Вагон люкс-класса, где ему предстоит работать, тянут из депо вручную десятки рабочих. Экзамен на должность проводника превращается в настоящее измывательство. В том же духе, кажется, и финальный поступок Кесслера.

“Европа” структурирована как сеанс гипноза, ведомый отстраненным голосом Макса фон Зюдова, так что ход событий можно считать управляемой галлюцинацией от первого до последнего кадра. Или, учитывая устремления героя, “Европа” – это сон идеалиста про Европу, разоренную землю, претерпевающую неисчислимые беды, живущую по странным законам и придерживающуюся таинственных обрядов. Традиционный конфликт фильмов Триера между определенным укладом, не поддающимся однозначной интерпретации либо исправлению, и идеалистически настроенной личностью воплощается методично: от общей разрухи до рутинной работы, от самоубийства отца Кэт до ее похищения “Вервольфом”, от издевательского экзамена до разоблачения Кэт как предательницы. И все равно взрыв избыточен даже в этом ряду, к тому же противоречит самой логике существования Кесслера, изначально подчиненного настырным командам извне и движению поездов.

Последнее имеет устойчивость докучливого мотива, более того, символа страшной и непонятной Европы. Именно железную дорогу необходимо остановить, чтобы положить конец всеобщей лжи, чтобы наказать предателей и убийц, населяющих “центроповские” вагоны. Взрыв – один из немногих поступков, которые Кесслер совершает не по указанию руководящего Голоса. Триер выводит из кадра нажатие на кнопку: видим лишь, как измученный проводник недействующим стоп-краном пытается остановить вновь тронувшийся состав, затем отбрасывает полотенце, которым прикрыт таймер, и уже на общем плане вагоны летят в пропасть. Задание выполнено, этот поезд не пойдет в Мюнхен, Бремен, Франкфурт или, черт его возьми, Аушвиц. Но гибнут вновь невинные, и Голос никуда не делся, он дает отсчет до того, как из легких проводника выйдет последний воздух.

Катастрофическая остановка становится для героя началом движения. Течение увлекает тело в океан. Наконец Леопольд свободен в перемещениях. Ни рельс, ни земли, на которой они могли бы быть проложены, лишь необозримая масса воды меж двух призрачных берегов – Америки и Европы. Самая глубокая степень кошмара, по Набокову, – это когда вам снится, что вы проснулись; у Триера сновидение длится и за порогом жизни. Это не «умереть, уснуть» Гамлета, это наваждение, в котором собственная гибель является эпизодом, а основной смысл – совсем иной. Двигаясь в никуда и во всех направлениях одновременно, прекрасный утопленник несет свою весть все дальше и дальше: образ антимира, от которого невозможно освободиться, даже выбрав смерть.
______
Европа / Europa (1991, Дания-Франция-Германия-Швеция, 112`), режиссура - Ларс фон Триер, сценарий: Ларс фон Триер, Нильс Версель, операторы: Геннинг Бендтсен, Эдвард Клозински, Жан-Поль Морис, актеры: Жан-Марк Барр, Барбара Зукова, Удо Кир, Эрнст-Гуго Ярегард, Макс фон Зюдов (голос); производство: Ailiceleo, Eurimages, Nordisk Film, UGC Images и др.

Дмитрий Десятерик, «День»

promo drugoe_kino апрель 20, 13:31 2
Buy for 150 tokens
Рекомендации в телеграм-формате. Добавляйте пост в избранное, если хотите каждый день читать новые рекомендации по фестивалю. Пост будет обновляться. Честно говоря, не блещет, на мой вкус, юбилейный ММКФ шедеврами, но что-то посмотреть безусловно стоит. 26.04 Последний день кинофестиваля -…

  • 1
Отсутствие комментариев под рецензией о фильме Триера говорит о том, что может быть или кино, или Освенцим. Совместить эти понятия невозможно. Даже "Список Шиндлера" не про Освенцим, а какое-то продолжение "Индианы Джонс Шиндлер". Мы можем жить дальше, только забыв об Освенциме. В христианстве данный способ психологической защиты реализован через заповедь всепрощения. Но где сегодня найдешь по-настоящему верующих христиан.

(Deleted comment)
"Список Шиндлера" и христианство в моем комментарии никак не связаны. Я только указал на то, что "Список Шиндлера" не дает нам возможность пережить ужас Освенцима. Этот фильм апеллирует к той же гамме чувств, что "Индиана Джонс". Приключенческий триллер, короче говоря. И при этом есть произведения еврейских писателей, пропитанных чувством ужаса. Но не про Освенцим. Здесь ужасней самих сухих фактов уже ничего не может быть. В основе иудейской Торы лежит Ветхий Завет, поэтому кое-какое представление о религиозных догмах евреев мы имеем все.

(Deleted comment)
Что касается "красного террора", то я не вижу разницы между уничтожением людей по национальному и классовому признаку. Но я не считаю, что за преступления нацистов несут ответственность все немцы, также как за преступления большевиков не должны отвечать евреи или латыши, которых тоже было не мало среди чекистов. Потому что это все тот же нацизм. Ответственность - дело персональное. Что получается, когда ответственность обобщается, мы можем хорошо видеть на примере современных транснациональных корпораций. Их владельцам и руководителям плевать на все те штрафы, которыми их облагают, потому что они их рассматривают как часть издержек по ведению бизнеса.
Что касается Торы, то я повторю: можно накопать в Ветхом Завете таких же кровожадных цитат и, учитывая, что он является частью Библии, обвинить в кровожадности всех христиан.

(Deleted comment)
Еще раз хочу повторить, что понятие вины, ответственности, прощения относятся к отдельному человеку, а не к целым народам, корпорациям, государствам. Это можно обозвать умным словом гипостазирование. То же самое в отношении христиан. Можно привести тысячи примеров зверства христиан, что не имеет отношения к самой природе христианства.

(Deleted comment)
Из моего первого комментария не следует, что я отношу христианскую заповедь всепрощения на целые народы. Речь шла о возможности каждого отдельного христианина решить психологическую проблему, связанную с Освенцимом, используя христианское учение.
Юридическая ответственность государств - это одно, а моральная ответственность отдельной личности - это другое. Германия сама грабила оккупированные территории, но никакого отношения ни к моральной, ни юридической ответственности это не имело отношения.

Почему комментарии мои удалили? С человеком вообще-то разговаривал.

Я тоже этим недоволен, потому что тогда мои аргументы повисают в воздухе. Замалчивание каких-то вопросов - не лучший способ ответить на них.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account