ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
38-ОЙ ММКФ. ОВЦЫ В ВОЛЧЬИХ ШКУРАХ
bw
lookaround wrote in drugoe_kino
Неудавшийся скандал Московского кинофестиваля, самый непредсказуемый и один из самых малопонят(н)ых фильмов - работа Алена Гироди "Стой прямо", приехавшая прямиком с последних Канн.

f-9

Куратор программы "Секс. Еда. Культура. Смерть" Кирилл Разлогов был очевидно удивлен, обнаружив на показе картины, вызвавшей нездоровый ажиотаж в Каннах, всего несколько десятков зрителей, и, видимо, большей частью киноведов-профессионалов. Отчасти это можно объяснить поздним, полуночным сеансом, да ещё и в понедельник. Отчасти тем, что критика, ни наша, ни иностранная, этот фильм не приняла, хоть и отметила, в лучшем случае описав, как балансирующий на грани шока и маразма  - а фестивальный зритель всё-таки более-менее с критикой знакомится.

Сюжет фильма, рассказанный в лоб, действительно может назваться скандальным - эротические приключения симпатичного кинематографиста средних лет по французской провинции, попеременно заигрывающего то с кучерявым отроком, то с румяной пастушкой, заканчиваются откровенной сценой в постели с умирающим стариком. Сцена(и не только эта), поверьте, смотрелась весьма шокирующе и, по-видимому, сыграла с фильмом злую шутку: привлекла внимание к картине, но в то же время отвлекла от её понимания, заменив его аффектом. Многие зрители даже затруднились оценить картину. Характерен отзыв: "не могу сказать, что картина понравилась, но точно не не понравилась". Очевидно, что отношение строится на основе понимания, которого не возникло. Ниже - попытка всё-таки разобраться "что это было?".

* * *

Герой картины "Стой прямо" - эдакая вариация персонажа Макдауэлла в "О, счастливчик!": какие бы невзгоды ни случались, ему всё ни по чём - выкрутится, всплывёт. Впрочем, в отличие от Счастливчика, дела которого шли в гору, француз по имени Лео опускается всё ниже и ниже по социальной лестнице, а достигнув дна, умудряется ещё скатиться и по моральной. Но пока он только-только начинает свой вояж по югу Франции он полон сил и уверен в себе. Обладатель темной шевелюры и хищного носа сам чем-то напоминает волка, в поисках встречи с которым и приехал в глушь. Волками же, нелюдимыми, холодными, коварными и жесткими, предстают сами обитатели провинции, от мала до велика. "Человек человеку - волк"  - весьма подходящий девиз что для молодого парня, ворующего все сбережения старика у которого жил, что для фермера, готового сделать из крошечного младенца приманку для волков.

Надо отметить, что разговор о волках, место действия фильма и даже, возможно, имя Лео - отнюдь не случайны. Юг Франции богат на волков, но конкретно Лозер, куда и приезжает герой фильма, также широко известен своим Жеводанским чудовищем - гигантским хищным волком (по другой версии, львом), наводившим ужас на окрестности в течение нескольких лет.

Но наш герой далеко не волк (и не лев). И это становится ясно, когда обнаруживается, что за душой у него ни гроша, а деньги он клянчит за сценарий, который всё никак не может написать. Несмотря на возраст (точно за 30, а то и за 40) и рождение ребенка, Лео не собирается взрослеть - остепеняться, брать на себя ответственность, жить полноценной семьей. Самое главное, он по-прежнему хочет свободы и продолжения поисков себя. Жизнь перекати-поля его устраивает, хотя оставшись один с младенцем на руках, начинает понимать, что уже не всё так просто. При всём при том, Лео - "хороший малый". Добрый, сочувствующий, во многих вопросах честный, покладистый, бесконфликтный и безобидный, словно овечка.

По ходу фильма мы видим, что и прочие герои картины отнюдь не хищники - заглянув за серую маску, мы обнаруживаем там боль, одиночество и личную незрелость. Инфантильность, если хотите. Неспособность выстраивать человеческие отношения, Быть с Другим. Подлинного же волка зритель увидит в, практически, библейском финале. Как священную жертву, Лео, обросший до облика Авраама, несёт ему молодого ягненка, с которым спал до этого, как с собственным сыном. Кажется, что вот-вот главный герой сможет приручить священное животное и сам превратится из овечки в матерого хищника. Достаточно только стоять прямо.

* * *

Фильм Гироди определенно показывает картину возрастного личностного кризиса. "Стоять прямо" - во многом о том, как непросто взрослеть человеку невыросшему (внутренне), невзматеревшему вовремя. Не нашедшему себя и своё. Эдакие новые "Полеты во сне и наяву", помноженные на сексуальную свободу и постепенное разрушение традиционных отношений. Кстати, "сонная" реальность в фильме также присутствует, добавляя нотки игривого сюра в царство агрессивного натурализма.

"Стоять прямо" во многом продолжает тему потерянности из предыдущей киноленты французского режиссёра "Незнакомец у озера", получившей в Каннах приз за лучшую режиссуру и Queer Palm. Но если в "Незнакомце" главный герой был определенно гомосексуален, то здесь сексуальность героя намеренно размытая, в большей степени зависящая от обстоятельств, но не от самого себя. Также как и в "Незнакомце", огромная роль отводится глубинным психическим силам(если хотите мистическим или гипнотическим), заставлящим действовать человека помимо, а то и прямо вопреки разуму.

* * *

Картина определенно не для всех. Более того, наверно даже не для 90% тех, кто думает, что он - "не все". Точно не подойдет ханжам, людям, боящимся за свою сексуальную ориентацию (любую из), любителям исключительно легкого и понятного кино. Всем остальным кроме небезынтересного просмотра, в процессе которого будут обмануты практически все зрительские ожидания, предстоит весьма непростая интеллектуальная задачка "что это было?", ответ на которую может совпасть с озвученным выше, а может и не совпасть. Будет любопытно сравнить.





promo drugoe_kino april 20, 13:31 3
Buy for 150 tokens
Рекомендации в телеграм-формате. Добавляйте пост в избранное, если хотите каждый день читать новые рекомендации по фестивалю. Пост будет обновляться. Честно говоря, не блещет, на мой вкус, юбилейный ММКФ шедеврами, но что-то посмотреть безусловно стоит. 26.04 Последний день кинофестиваля -…

  • 1
последний абзац рецензии - высокий класс! спасибо за.

Да.
Все это напоминает инструкцию средства от насморка:

"Побочные действия : рвота, понос, головная боль,отек Квинке, потери сознания, приступы паники, паралич конечностей, ринит...
Лечебный эффект : неопределен"...

ст.

данный фильм лекарством трудно назвать - это правда.

Недавно читала в топ-блоге психолога Эволюции письмо от женщины, эмоционально зависимой от сожителя, агрессора, который, бедный в депрессии и "лупит кошку, несколько раз грозился выбросить ее в окно". А женщина уступчивая и спрашивает, выходить ей замуж за этого монстра или нет.
Я к тому, что все эти неопределившиеся, покладистые, бесконфликтные на самом деле часто абсолютно бессердечны, жестоки и эгоцентричны. Для женщины то, что он "лупит кошку" - просто вызывает сомнения, будет ли он с такой характеристикой нормальным мужем, чем это грозит ей самой. На кошку ей начхать. Тоже добрая, покладистая, во многих вопросах честная.
Сложилось впечатление, что герой фильма такой же. Ищет только себя, остальных вообще не видит.

но европейское воспитание и образование всё-таки не позволяют ему становиться жестоким. хотя бессердечным... вот тут вопрос. мотивация героя в "той самой сцене" вызывает весьма оживленные споры - покладистость там и уступчивость, расчёт или сознательная ответственность и милосердие.

Отлично написано!! Как будто сама писала:)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account