«Тэли и Толи» - дебют Александра Амирова. Попытка возродить старое советское грузинское кино и сделать добрый фильм об интернационализме, нетронутом и неиспорченном десятилетиями постсоветских реалий. Как затерянные в кавказских горах грузинская и осетинская деревушки Тэли и Толи, между которыми теперь течет «государственная граница» - узкая бурная речка - застыли во времени, так и герои фильма Амирова задержались в эпохе великой дружбы народов: «государственную границу» они не признают, через речку шастают в гости друг к другу по несколько раз на дню, да и не может быть по-другому в местах, где люди веками жили вместе, где грузины, осетины, греки и русские лежат на одних кладбищах, где никогда не делили землю, пастбища, горы и людей по национальному признаку.
Киноистория, которая 30 лет назад была бы соцреализмом с грузинским привкусом, применительно к современным реалиям выглядит чистой фантастикой - сегодняшним тинейджерам, пожалуй, и не объяснишь, что всего каких-нибудь полтора десятка лет до их рождения шестая часть суши жила именно так, как показано в наивном, режиссёрски незрелом, состоящем из штампов и цитат фильме Амирова, в котором предсказуема каждая следующая фраза. Но лично я такие дебюты приветствую - это доброе и благородное кино, пусть и вполне ученическое. Разумеется, лучший грузин советского кино Кахи Кавсадзе в одной из главных ролей, интернациональный состав актёров, застольное пение Мравалжамиер на разные голоса, мигрирующие через «границу» бараны и «Пусть у этих, кто границы придумал, подряд одни девочки рождаются!» - всего этого недостаточно для того, чтобы получился советский грузинский фильм, но все дебютные огрехи искупаются искренним желанием авторов сделать мир лучше.
Второй режиссёр, кстати, мой сошкольник Стёпка Живов.
Community Info