rassudkin (rassudkin) wrote in drugoe_kino,
rassudkin
rassudkin
drugoe_kino

Category:

Тихий Дон. Постановщик С.Бондарчук. 2006.

Ешьте меня, бейте, но мне фильм Бондарчука понравился.
Все зарубежные постановщики русскую классику снимают не по-русски, что прекрасно - новый взгляд со стороны всегда свеж и интересен. Это случается и с русскими режиссерами, например с Бондарчуком. В его ленте как раз такой не совсем наш "Тихий дон", увиденный издалека глазами иностранца.
Возможно, к такому взгляду извне привел поиск новой выразительности, новых красок. Или это случайность, связанная с участием в картине английских актеров.

К слову, сами казаки не относили себя к русской нации и считали, что их национальность называется "казаки" - это открытие можно сделать при внимательном прочтении "Тихого Дона". Более того, они часто свысока относились и к русским крестьянам, "мужикам", и к соседям-украинцам, "хохлам". Это была очень независимая и обособленная прослойка в русском обществе. А в ходе гражданской войны такие казаки, как Григорий Мелехов, считали, что им не нужны ни "товарищи", ни "их благородия".

Фильм снимали в Украине и на Дону, однако, поначалу кажется, что это картины жизни европейской деревни. Но чем дальше смотришь - тем больше узнаешь своих и "Тихий Дон". Все-таки страсти получились русские, какую-то певучую струну удалось ухватить и Дельфин Форест и Руперту Эверету. Не говоря уже о русских актерах.

Семья Мелеховых за столом , с крупными планами монументальных красивых лиц, напоминает Будденброков, Корлеоне, Форсайтов. Роман экранизирован как семейная сага, можно сказать, донская сага, даром, что казаки европейских кровей.
В картине очень видно отличие русских актеров от европейцев, они разные - соединение тех и других дало фильму необычную тональность и необычную палитру, фильм зазвучал многоголосым аккордом, разнородное соединилось в гармонии.

"Тихий Дон" Бондарчука - картина начала 90-х. Это одна из ее характеристик. Как фильм Герасимова - картина 50-х годов, так фильм Бондарчука - начала 90-х.
Поэтому фильм - очень европейский по своей образности. Но эта европейскость сочетается в картине с монархической апологетикой. Это тоже примета 90-х. Такая мешанина связана именно со временем, когда котлеты от мух еще не отделились, и противники коммунистов на два лагеря еще не разбились. Европа и бывший русский царь были в головах в одной когорте.
С 2000-х постепенно становилось ясно, что различие двух доктрин - белогвардейской монархической и коммунистической - лишь в мифологии, в мифологическом оформлении.

Но в 90-х Бондарчук побил большевиков в полном объеме и по полной программе. Они у него самые отталкивающие по сравнению с фильмами Герасимова и Урсуляка и весьма напоминают свирепых чудовищ. Белогвардейцы же - бескорыстные интеллигенты, правда, пьющие ведрами. Тем не менее, и Котляров, и , особенно , отталкивающий Кошевой получились прекрасно и некартонно.

"Тихий Дон" Шолохова - это диковатый разгул и широкий поток природно-языковой стихии. Разлив речи в романе по своей необычности -как будто из параллельного мира, как во "Властелине колец". Язык - ярко-диалектный, цветной, непривычный для современного уха. Так что, может быть, Бондарчук и имел право поставить роман так резко-нетривиально, как нетривиален первоисточник.
Реализм Бондарчука чуть-чуть магический, он жестокую драму жизни окрасил в стихийные, сверхъестественные, мистические тона. Этого нет ни у Герасимова, ни у Урсуляка. У Урсуляка слишком жизнь, у Герасимова слишком реалистическое искусство. У Бондарчука меньше всего герои действуют сами, их несет поток жизни, бегущий из высшего источника.

Эверет играет такого размышляющего Гамлета, который в определенный момент принимает решения. Актер тонко и сильно сыграл и эпизод узнавания об измене Аксиньи, и неожиданное для себя, от сердца, признание Наталье , что не любит ее, и разговор с Котляровым и Кошевым - переломные моменты взрыва эмоций, когда прорывается мощный темперамент актера.

В Аксинье Шолохова, как и в Аксинье Элины Быстрицкой, очень много эмоциональной непосредственности. Она не думает ни о чем, все только чувствует.
К слову, у Шолохова, женщины-казачки все поголовно страдают дальтонизмом и красных от белых вообще не отличают. В романе женщины поражают неспособностью даже к примитивной аналитике. По их понятиям, казаки должны служить и воевать, а за кого - не бабье дело.
Аксинья Дельфин Форест - не дальтоник, у нее , в отличие от шолоховской Аксиньи, есть политические предпочтения. Это можно понять по ее удивленно-огорченному возгласу "как же так?!" в ответ на сообщение Прохора Зыкова, что Григорий теперь служит у красных.
Но лучшая Аксинья, на мой взгляд - неподражаемая Полина Чернышова.

В фильме прекрасная мелодичная фоновая музыка. Фольклорных песен нет -фильм слишком эпический.

Ирина Степанова.

Tags: 2006, Сергей Бондарчук, Тихий Дон, российское кино
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments