ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Кровавый Льюис и то, что он принёс в мир
Oho
alexander_pavl wrote in drugoe_kino
Фильмы ужасов близки к порнографии тем, что они оставляют каждого из нас наедине с нашими личными страхами, так же, как порнография ставит каждого лицом к лицу с его желанием. Это очень важно, смотреть порнофильмы и фильмы ужасов, это помогает понять, кто ты есть на самом деле, это освобождает тебя и помогает жить дальше. Никто из моих знакомых самоубийц не смотрел ни порно ни horror, зато те мои закомые, которые более-менее регулярно гоняли на видео эту лабуду, живут себе - и неплохо живут... Я так думаю, что волю к жизни они черпают именно из сеансов самопознания посредством жесткого кино (ну, и жёсткой литературы, разумеется). Исходя из вышесказанного я считаю хорошим и правильным сесть и вспомнить того парня, который изобрёл один из самых экстремистских субжанров horror, а именно – splatter, gore.

herch feast HG_Lewis

Его звали Хершел Гордон Льюис, а как зовут сейчас – знает только Джон Уотерс, но он не скажет, потому что помогает своему любимому режиссёру, чей возраст подкатывает к 90 годам, скрываться от судебного преследования... От всех остальных кинореволюционеров Х.Г.Льюис отличается катастрофической бездарностью и – что встречается достаточно редко - ясным осознанием своей бездарности. Впрочем, за исключением этой досадной частности, Х.Г.Льюис с полным основанием может называться «автором». Он является неизменным продюссером, сценаристом, оператором, режиссёром, композитором, осветителем, дизайнером и автором спецэффектов своих фильмов. Его деятельность началась в конце пятидесятых годов, когда, благодаря «двойным программам», «double feature», воспетым в The Rocky Horror Picture Show, дешёвые и очень дешёвые фильмы категорий B, C и Z развились до вполне самостоятельной эстетической категории. Уже вышли на экраны фантастические фильмы Джека Арнольда, уже стал культовой фигурой «король трэша» Роджер Корман, уже занял место в истории гениальный кинохулиган Расс Майер, и казалось, что trash movies – наиболее простой путь к успеху, если не к художественному, то, по крайней мере, к финансовому.

Brooklyn_Gorilla merry attack

Для создания подобной продукции требовался минимум творческих и финансовых усилий, поэтому множество кинографоманов стремилось снимать фильмы категории Z. Фильмы с безумными названиями типа Bela Lugosi Meets a Brooklyn Gorilla, It Conquered the World, Attack of the Crab Monsters, Attack of the Giant Leeches, I Was a Teenage Frankenstein, I Was a Teenage Werwolf; I Married a Monster from Outer Space... Наиболее известный персонаж этого паноптикума – патологический неудачник Эд Вуд, чей путь описан Рудольфом Греем и Тимом Бёртоном, но Х.Г.Льюис, пожалуй, не уступает в экстравагантности «самому плохому режиссёру в истории кино».

Сначала Х.Г.Льюис пытался делать «нормальное» кино категории B, но, после пары провалов он двинулся по следам Расса Майера и в четыре дня снял за 7.500 долларов nudie-slapstik „The Adventures of Lucky Pierre“ (1960) о похождениях молодого плейбоя в нудистском кэмпинге. Фильм имел неожиданный успех и сделал режиссёра убеждённым циником, решившим воздействовать на публику при помощи холодно рассчитанных внехудожественных атракционов. Самым простым решением представлялось продолжение линии Lucky Pierre, и Х.Г.Льюис за короткое время поставил „Daughter of the Sun“, „Nature´s Playmate“, „Goldilocks and the Three Bares “ и „Boin-n-g“. Эти как бы пикантные (на самом деле, девственно невинные) штучки изготовлялись в считанные дни и строго следовали традициям нудистского кино 50-х годов - грудь и попу показывать можно, но письки не должны попадать в кадр ни при каких условиях. Но в это время нудизм начал распространяться по пляжам Америки и Европы, народ привык к голым на пляже, и фильмы нашего героя быстро устарели. Перед Х.Г.Льюисом встала необходимость поиска новых средств шокового воздействия на зрителя.

g-01 lucky 01 g-02

Обращение Х.Г.Льюиса к такому аттракционному жанру, как horror, абсолютно логично. И первым шагом на этом пути стал «Scum of the Earth» (он же „Devill´s Camera“) 1962-го года, по сценарной идее David F.Friedman, соавтора большинства ранних картин Х.Г.Льюиса. В фильме речь шла о банде порнопродюссеров, втягивающих школьниц в сексиндустрию, умеренная эротика совмещалась с плакатным насилием, а эпизод оргиастического ритуала, своего рода «чёрной мессы», прямо предварял стилистику splatter & gore pictures. Но всё-таки „Devill´s Camera“ оставляет впечатление незавершённости, перехода от одного жанра к другому, так что первым «по-настоящему кровавым» horror лучше считать следующий фильм Х.Г.Льюиса, „Blood Feast“, снятый в течение восьми летних дней 1963 года в Майями. Х.Г.Льюис настаивает на том, что стиль фильма родился почти случайно. На съёмках одного из фильмов Льюису понадобилось небольшое количество искусственной крови, но лаборатория изготовила целых три литра, которые потом довольно долго стояли без применения. В конце концов было решено сделать фильм со множеством кровавых сцен и полностью использовать злосчастную банку крови.

Scum_of_the_Earth-review scum

Это была история безумного торговца египетскими пряностями, поклоняющегося «древней кровожадной богине Иштар» и убивающего девушек, чтобы из их кусочков сотворить идеальное тело для своего божества.

«Кровавый пир» начинался с попытки белокурой старлетки принять ванну. Она раздевалась, демонстрируя зрителям ровно столько обнажённой кожи, сколько полагалось по киномоде того времени, а радио в это время сообщало о серийном убийце, охотящемся за белокурыми старлетками. Девушка погружалась в наполненную белоснежной пеной ванну с книгой „Acient Weird Religious Rites“ в руках, но не успевала прочитать ни строчки, потому что непонятно откуда взявшийся «страшный старик с дикими глазами» вонзал ей кинжал прямо в глаз.

blood-feast-1 bloodfeast BloodFeast-3

Чтобы по достоинству оценить эту сцену, следует вспомнить, что в ту эпоху американский кинематограф последовательно дистанцировался от зрелища смерти и телесных увечий. В военных фильмах и вестернах герои, получив причитающуюся им пулю, прижимали руки к груди или к животу и кротко падали, стараясь не удариться головой. Раны не показывались никогда, а крови из павших героев вытекало совсем немного – только чтобы смочить рубашку и символически обозначить место разрыва поверхности тела. Смерть в кино была чем-то предельно абстрактным, философской или поэтической метафорой, но ни в коем случае не клиническим фактом. «Кровавый пир» резко порвал с этой традицией, с порнографической ясностью продемонстрировав рваные раны и лужи крови. Тайны организма, его внутреннее строение, раскрывались с беспощадной натуралистичностью, не оставлявшей места романтическим недомолвкам. Стиль фильма был предельно нерефлективен, а действие разворачивалось с механической чёткостью. Отрубались ноги, вырезались глаза, мозг вываливался из распиленного черепа, сердца выдирались из грудных клеток, языки извлекались из разорванных глоток, а в финале безумца расплющивало прессом для мусора – чередование нейтральных и кровавых эпизодов было расписано по минутам. Детлеф Клевер, автор эссе „The Godfather of Gore“, замечает, что список музыкальных номеров soundtrack к «Кровавому Пиру» звучит, как рецепт из поваренной книги: „Offical Warning (0:27) – Tragic Kettledrums/Eye Goged Out (1:31) – Legs Cut Off! (0:56)...“ Именно эта простодушная прагматичность режиссёра принесла ему успех. Критики были в бешенстве. Например, Newsweek, назвав «Кровавый пир» «любительским фильмом с бойни», заключил рецензию определением «совершенно омерзительная гадость категории Z» - и это была лучшая реклама, какую только могли пожелать авторы фильма. Другую рекламную идею, по утверждению Х.Г.Льюиса, подала жена его соавтора Дэвида Ф.Фридмана. Когда спросили её мнение по поводу «Кровавого пира», она ответила кратко: «Тошнотворно». И на премьере зрителям раздавались пакеты с надписью «Вероятно, вам ЭТО понадобится, когда вы будете смотреть Blood Feast». С огромным успехом фильм демонстрировался в открытых кинотеатрах категории Drive In. Подростки на папиных автомобилях рвались на фильм и целовали хихикающих девочек под вопли с экрана.

«Кровавый пир» принёс кучу денег, но Х.Г.Льюис был настроен скептически и то, что следующий, более интересный фильм режиссёра „2000 Maniacs!“, вызвал несравненно меньший энтузиазм у публики, не удивило его: «Для меня успех Blood Feast подобен успеху поэзии Уолта Уитмена: плохо, но зато первое в своём роде, потому и занимает известное место в истории».

FeastFeat
(возможно, продолжение последует)

promo drugoe_kino april 20, 13:31 3
Buy for 150 tokens
Рекомендации в телеграм-формате. Добавляйте пост в избранное, если хотите каждый день читать новые рекомендации по фестивалю. Пост будет обновляться. Честно говоря, не блещет, на мой вкус, юбилейный ММКФ шедеврами, но что-то посмотреть безусловно стоит. 26.04 Последний день кинофестиваля -…

  • 1
Не могу пройти мимо и не сказать - у вас шикарные посты%)

Не могу пройти мимо и не сказать - у вас шикарные посты%)

Спасибо. Я стараюсь.

"Это очень важно, смотреть порнофильмы и фильмы ужасов, это помогает понять, кто ты есть на самом деле, это освобождает тебя и помогает жить дальше."
Полный бред. Надо запретить эти фильмы и такого рода "рецензии". Потому что они рождают в душе гнев и способствуют развитию невежества и пороков, а никак освобождению. Это настолько очевидно, что нет смысла объяснять.

А ещё круче — запретить гнев, невежество и пороки! Ахахах)

вот это не в наших силах, увы..
А лицензировать кино - можно т нужно.

Нет времени объяснять - просто всё запретить, и всё.

Хуже, чем "Сербский фильм"?

О, намного. "Сербский фильм" - кино, очень профессионально снятое и сыгранное, а "Кровавый пир" - дилетантское нечто, не лезущее ни в какие рамки.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account