s_zelin (s_zelin) wrote in drugoe_kino,
s_zelin
s_zelin
drugoe_kino

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Фильм Стэнли Кубрика "Заводной апельсин" (Stanley Kubrick, A Clockwork Orange, Warner Broth., 1971)


          Нет необходимости как-либо дополнительно живописать успех этой культовой ленты, её влияние на умы современников. По большей части, творение Кубрика считается ответом на вопросы, терзавшие лишь западное общество. Взбаламученное бешеным успехом рок-культуры, недоумевающее, как поступить с подсознательными отголосками звериной натуры человека. Ведущее глубокую внутреннюю работу по правильному "упаковыванию" её, натуры, в целлофан нарождающегося общества политкорректности, постмодерна. Метания создателей картины в поисках подопытного социума забросили их аж в Советский Союз. Роман Бёрджесса передаёт вербальное воплощение натур героев через смесь английского и русского. К сожалению, мятущиеся западные почемучки и их "лабораторные мыши" - советская элита преобразователей, так и прошли параллельными курсами мимо друг друга. Более того, доморощенные интерпретаторы в СССР попытались затушевать остроту, выхватить клинок обличительства и направить его в грудь самим обличителям. Подсунули советскому зрителю плоды подлога: переозвученный вариант картины, да такой, что она выходила сатирой на загнивающее западное общество. В общем, взыскующий посыл Кубрика остался незаметен для советкого зрителя... Незаметен ли? Вот отголоски дискуссии, шедшей в недрах советской интеллигенции. Два диалога из романа С.Зэлина. Послушайте, что говорили меж собой люди, имевшие возможность лишь догадываться о сути интеллектуальной революции на Западе.





           - То есть ты хочешь сказать, что мы с нашей наукой, вооружённые нашим мировоззрением марксизма - ленинизма, с нашими успехами в воспитании нового человека не научились и не можем управлять таким изменением, а они - британцы-капиталисты могут?
           - Нет, я не это утверждаю. Мы, ведомые нашей Коммунистической Партией, добились многого в воспитании человека. А здесь речь идёт о переделке человека, его психики. Просто, о грубой манипуляции с сознанием. Это - большая разница. Потому, что переделать можно в такое, что потом пожалеешь, что переделал. Кстати, эти капиталисты в свойственной им манере передёргивать, сделали фильм, он шёл и по нашим кинотеатрам. В этом фильме была показана пародия на нашу систему воспитания нового человека. Но передержка состояла в том, что в фильме была показана именно переделка человека путём каких-то биологических экспериментов, а не воспитание, как у нас. По нашему недосмотру, на киноэкранах этот фильм, я не помню его названия, шёл, как критика капитализма. А это, была насмешка над нашей, не понятой на Западе, системой воспитания.

И ещё один диалог:


          - Поделюсь с тобой, Борис информацией, которая имеет гриф «Для служебного пользования». Что ж! Тебе можно, ты – свой человек, грамотный, занимающий идеологически правильную позицию. Откуда эти знания попадают ко мне, ты спросишь? На партийных конференциях, совещаниях перед нами выступают различные докладчики – из МИДа, КГБ, учёные. Информация в их докладах не для широкого круга слушателей. Докладчики настаивают на особой засекреченности того, что идёт вразрез с социалистическими представлениями и что, по мнению наших органов идеологии, в пропагандистских целях может быть использовано идейными противниками. Так вот, специалисты, изучающие различные аспекты капиталистической жизни пришли к тревожным выводам. Оказывается, на Западе постепенно отходят от представления о человеке, как о биологическом существе. В сущности, животном. И достигли в этом направлении больших результатов. Что здесь тревожного, спросишь ты? А то, что нам всегда казалось, что мы и только мы идём правильным путём, воспитывая нового, социалистического человека. А Запад заблуждается и отстал от нас в этом направлении. Оказывается, это мы отстали! Получается, мы сформировали в результате многолетних усилий не столько социального, общественного человека, сколько стайного. Стайный и общественный – это не одно и то же. Есть опасения, что для того, чтобы человек по настоящему стал коллективистом, нужно вначале укрепить в нём понимание того, что он – есть личность. То есть стадия индивидуализации необходима, через неё нельзя перепрыгнуть, как сделали это мы. Выходит, у нас получился не коллектив, а стая, которая по мановению вожака готова бездумно выполнять его поручения: скажет загрызть кого-то – накинутся все, а вот подвигнуть людей на осмысленные коллективные действия не так-то просто. И, есть риск того, что мы отстанем от Запада в воспитании настоящего социального человека.
          - Поясните, пожалуйста, Антон Витальевич. Нет, я понимаю, что вы имеете в виду под биологическим человеком. Человек с его инстинктами, страхом, жадностью, агрессивностью. Но ведь, это замечательно. Знай, за какие ниточки можно дёргать и дёргай!
          - Понимаешь, Борис, оказалось, что это не просто ниточки, а цепи. Цепи, которые держат человека, тянут его, не позволяют взлететь ввысь. В общем, западными социологами и психологами понято, что такой способ – дёргать за ниточки – инстинкты, конечно, проще, доступнее, но в исторической перспективе это способ тупиковый. Примером тебе, да вот, хоть, волчья стая. Волки ведь охотятся сообща, чтобы добыть себе пропитание. Но ведь абсурдно полагать, что они сумеют направить свой коллективизм в ином, созидательном направлении. Поэтому, там, за рубежом предпринимаются колоссальные усилия по изживанию в каждом отдельном человеке древних, рудиментарных инстинктов: агрессивности, стайности, борьбы за выживание и культивированию иных, более высокого уровня, что ли? привычек и мотиваций.
          - Как же человека можно освободить от того, что в него заложено природой?
          - На это работает вся наука на Западе. А вот у нас, по мнению докладчиков – крупных наших специалистов по психологии, социологии, статистике, с этим обстоят дела далеко не лучшим образом. Причиной тому, конечно, и ограничения, налагаемые идеологическими соображениями, типа: «У нас не могут быть результаты по воспитанию человека хуже, чем на загнивающем Западе», да и квалифицированных специалистов просто не хватает. Ведь эти науки у нас, я имею в виду, общественные, всё-таки финансируются по остаточному принципу. Да, есть Академия Общественных Наук, но, похоже, все её усилия сконцентрированы только на изучении наследия классиков Марксизма-Ленинизма, да на подковёрной борьбе за степени, должности… А, главное, нет спроса со стороны общества на результаты научной работы. Социальная практика в загоне, ведь всё и везде уже решено. Действуем, как завещали Маркс, Энгельс, Ленин в рамках официальных организаций: партии, Комсомола, пионерии. Зачем ещё какие-то социальные эксперименты! Да, и ещё одно. Западные учёные пришли к выводу, что одного воспитания не достаточно. Нужно ещё целенаправленное воздействие на биологическую природу человека, на его сознание, мышление, мозг, одним словом. А для этого необходимо совершить революцию в биологии, медицине, физиологии высшей нервной деятельности, подготовке новых препаратов, приборов, способов воздействия на подсознание. В этом нам их уже никогда не догнать.
Tags: 1971, Заводной апельсин, Стэнли Кубрик
Subscribe
promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments