oleg_butenko (oleg_butenko) wrote in drugoe_kino,
oleg_butenko
oleg_butenko
drugoe_kino

Categories:

«Розыгрыш» (1976)

Режиссер: Владимир Меньшов; автор сценария: Семен Лунгин; в ролях: Е.Ханаева, З. Гердт, О.Табаков, Н.Фатеева, Д.Харатьян, А.Гусев и др.

Фильм для старшего школьного возраста, снятый в самый вязкий период застоя.

Фильм интересен тем, что, несмотря на идеологическую выдержанность и невинность, показывает, какой раскол уже тогда наметился в советском обществе. Мы наблюдаем как бы два поколения: одно - уходящее поколение старой советской интеллигенции, и "племя младое, незнакомое".

Уходящее поколение представлено хорошими советскими артистами старой школы: Ханаева, Фатеева, Гердт, Табаков и др., а приходящее ему на смену, тогда совсем еще молодыми - Харатьяном, Гусевым, Вавиловой, Германовой. Эти молодые герои (как и артисты) родились примерно в 1960 году. Учитывая, что они комсомольцы-отличники престижной столичной школы, их вполне можно представить себе среди нынешних политических и бизнес-лидеров.

Сюжет строится вокругссор и противостояния двух одноклассников: положительного Грушко (Харатьян) и резко отрицательного Комаровского (Гусев). Комаровский открыто бросает вызов старым интеллигентам, своему отцу и учительнице, которых считает неудачниками. Его позиция примерно такая: «Кем бы вы могли стать, если бы сосредоточились?! Можно ждать, как сложится жизнь, а можно ее самому складывать. Сейчас нельзя разбрасываться, темп жизни не тот. Ваши ученики (в случае с отцом – друзья детства) стали академиками и профессорами, а ваша жизнь прошла».

Кстати сказать – и здесь проявилось мастерство режиссера – эти сцены, где Комаровский делает выговоры отцу, а затем и учительнице, действительно тяжело смотреть, эмоционально тяжело, несмотря на то, что фильм детский. Молодой Комаровский – этот художественный тип – замечательная находка авторов фильма.

Разумеется, за такую позицию, высказанную скандально и публично, Комаровский получает в морду от Грушко. Но если фильм «Розыгрыш» показать современным 10-классникам и заставить их досмотреть его до конца (уверен, это будет непросто сделать) симпатии зрителей достанутся Комаровскому.

Хорошо. С молодым поколением все ясно, но куда же делось старое поколение советских интеллигентов? Отвечаем: их больше нет, они ушли с социально-политической сцены как класс в 90-е годы. Комаровские выполнили свою программу, попутно расправившись с поколением отцов. В СССР интеллигентами было принято называть весьма широкий пласт общества, учителя в этот пласт точно попадали. И, в общем, не такая уж была большая разница в советском обществе, какая у тебя зарплата – 110 руб., как у учителя высшей категории, или 350 руб., как у доктора наук. Разница была, скорее социально-психологическая. Когда Комаровский упрекает своего отца (Табакова) в том, что тот не стал доктором наук, то он упрекает его вовсе не в бедности, а в том, что тот не реализовался как профессионал и как личность. (Этот тонкий смысл современный 10-классник вряд ли поймет, особенно на фоне убогой обстановки в квартире Комаровских).

«Розыгрыш» снят по методу социалистического реализма. Это означает, что все герои и их конфликты вполне реалистичные. Запросто можно представить себе элитную московскую школу с хорошим преподаванием химии и французского языка и комсомольцами, решившими переводить заработанные на концертах деньги в министерство здравоохранения. Вообще сцена вручения грамоты от милиции десятиклассникам и их разговор с завучем (Фотеева) особенно умильны. Но в стране все знали, что метод соцреализма как бы не показывал всей правды, поэтому можно было представить и изнанку: какую-нибудь плохую провинциальную школу с матерящимся физруком, беременеющими старшеклассницами и их одноклассниками-начинающими алкоголиками. Было и то, и другое – и зритель знал об этом.

Примерно те же конфликты и то же противопоставление мы наблюдаем в нашумевшем фильме Алексея Балабанова «Груз 200», снятом в жанре социального хоррора, но с существенной разницей: в «Грузе 200» действие разворачивается в 1984г., в период предперестройки, в провинции, в то время как фильм «Розыгрыш» в 1976 году и в Москве. Разумеется, «Груз 200» острее, но конфликт тот же: старая интеллигенция, потерявшаяся и уходящая, и молодое поколение, смело идущее навстречу ветру перемен.

Помнится, Андропов говорил: «Мы не знаем общества, в котором живем». Если бы он смотрел такие простые фильмы как «Розыгрыш» и умел их анализировать, он наверняка бы лучше понимал общество, в котором жил.

Tags: 1976, Владимир Меньшов, советское кино
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments