ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Долгая счастливая жизнь (1966)
GWH
sveshinieks wrote in drugoe_kino
«И ведь отказываешься не только от красавицы, которая сдуру к тебе прибежала вместе с тепло укутанной смешной дочерью, — отказываешься от всего сразу, от долгой счастливой жизни вообще. Ее никогда теперь не будет. Что-то будет, и даже вполне приличное, а долгой счастливой жизни — нет.»
            Д.Быков, «Прыг-скок, обвалился потолок», «Новая газета», 9.11.2012г.
«Шпаликов, конечно, понимал, что в 60-е было всё непросто. И он выстраивал настоящие 60-е, а не идиллическую картинку. Например, он снял сам по собственному сценарию «Долгую счастливую жизнь» с Лавровым и Гулая — великий фильм, где разоблачён изнутри дутый супермен 60-х годов, который позировать умеет, а жить не умеет.»
            Д.Быков, передача «Один» от 19.02.2016г.

dolgaja.schastlivaja.zhizn. коллаж 1

    Мне кажется, что вопрос о Геннадии Шпаликове в передаче Д.Быкова прозвучал в связи со сборником статей "Советский пациент", в который я включил опубликованные в этом сообществе посты о фильмах, посвященных «шестидесятникам», начиная с «Девять дней одного года» 1962 года и заканчивая «Полетами во сне и наяву» 1982 года.

[«Советский пациент»]«Советский пациент»

    Фильм Шпаликова «Долгая счастливая жизнь» имел полное право быть упомянутым в нем. Причина, по которой я это не сделал раньше – слабая режиссура фильма. Причина, по которой я это делаю сейчас – важность фильма для понимания природы «оттепели» и феномена «шестидесятников».

    Однажды однокурсник рассказал мне о девушке, с которой он познакомился на дискотеке в одном из университетских общежитий. Он уговорил меня пойти с ним, чтобы встретится с ней снова. Дверь нам открыла девушка в домашнем халате. Приятель назвал имя и спросил, можно ли ее увидеть. Девушка смущенно ответила, что можно. Она впустила нас в комнату, села напротив, и мы так провели несколько минут, пока приятель не спросил, когда же можно будет увидеть ее соседку. Тут то и выяснилось, что она была той самой девушкой, с которой он познакомился на дискотеке. Я, как и Шпаликов в фильме, не стал упоминать о том, что однокурсник любил выпить. В результате вся история свелась к анекдоту «Я столько не выпью».

    Пост о фильмах про «оттепель» 66-го года выпуска начинается с цитаты из «Сталкера»: "Раньше будущее было только продолжением настоящего, а все перемены маячили где-то там за горизонтом. А теперь будущее слилось с настоящим." Ночь безудержного веселья прошла, наступило утро с болезненным похмельем. Быков говорит о влиянии Ренуара и Виго на режиссерскую манеру Шпаликова, хотя здесь неприкрытое цитирование «Ночи» Антониони. La Notte. 2И даже крупные планы Инны Гулаи напоминают Монику Витти и Жанну Моро. Остается только вопрос о том, какое протрезвление имел в виду автор. Недавно отмечали 50-летие процесса Синявского-Даниэля. Вот это протрезвление подразумевает Шпаликов. Период романтического ухаживания закончился. Пришло время семейной рутины с ее грузом ответственности. И оказалось, что многие «женихи» к этому не готовы. Они хотят по-прежнему петь под гитару у костра и «чушь прекрасную нести».
    Рефреном звучат со сцены диалоги из «Вишневого сада».
dolgaja.schastlivaja.zhizn. 8



- Фирс, если продадут имение, куда ты пойдешь?
- Куда прикажете, туда и пойду.







    О «пустотцветах» типа героя Лаврова писал Вампилов в «Утиной охоте» (1968) и снимал фильм «Полеты во сне и наяву» (1982) Балоян. Фильм Рязанова «Ирония судьбы» (1975) о таком же картонном Ланселоте, только, в отличие от Вампилова и Балояна, режиссер умиляется его «спонтанностью». В "Иронии" встречаются герои двух снятых в 1966 году фильмов – герой Белявского из «Июльского дождя» (Ипполит) и герой Лаврова из «Долгой счастливой жизни» (Лукашин).

    В фильме Киры Муратовой "Короткие встречи" (1967) герой Высоцкого тоже геолог, не желающий остепениться. Но при всей похожести ситуации речь здесь идет о другом. Героиня Муратовой предлагает ему принять действительность такой, какая она есть. И в этом смысле у него больше общего с героем Янковского в «Том самом Мюнхгаузене». Он, как и барон, не готов смириться со своей участью, но, в отличие от него, просто бежит от нее в таежные дебри.

    Следующий герой Шпаликова в фильме Ларисы Шепитько «Ты и я» (1971) "умеет жить", поэтому не задумываясь предает друга и коллег, меняя карьеру ученого на должность врача при посольстве в Швеции. Но цена, заплаченная им за предательство идеалов юности, оказывается ему не по карману.



promo drugoe_kino april 20, 13:31 2
Buy for 150 tokens
Рекомендации в телеграм-формате. Добавляйте пост в избранное, если хотите каждый день читать новые рекомендации по фестивалю. Пост будет обновляться. Честно говоря, не блещет, на мой вкус, юбилейный ММКФ шедеврами, но что-то посмотреть безусловно стоит. 26.04 Последний день кинофестиваля -…

  • 1
а что, Хлебников случайно так же назвал свой фильм, или с намёком и эти фильмы как-то соотносятся?

О существовании какой-то другой "Долгой, счастливой жизни" я узнал только, когда гуглил название фильма. Довольно распространенный и довольно дешевый трюк. Хотя, и у Бертолуччи есть фильм с названием "Ты и я".

+++слабая режиссура фильма+++ А что там слабого? Замечательный фильм.


Эпизоды не складываются в целостную картину. Хороший фильм напоминает оперу. Одна сцена должна гармонично перетекать в следующую. А у Шпаликова все-таки подход писателя, не режиссера.

Один из самых моих любимых фильмов.
В сценарии финал описан так:

— Все песни про одно и то же, — сказала Лена. — Ты не замечал? Только музыка разная.
Виктор ничего не ответил.
— Да ты не томи себя, не томись, — просто сказала Лена.
— Что?
— Отдыхай, выпей, музыку послушай. У нее пластинок — до вечера не переслушать. До вечера, правда, ты не досидишь. — Лена улыбнулась. — И я с тобой еще выпью. Нет хуже, как одному пить, а смотреть на это дело со стороны совсем невозможно. Ну, будь здоров. Не вышло у нас с тобой ничего, не получилось. Я как утром на тебя посмотрела, поняла — не вышло. Я ведь не дура, не сумасшедшая. — Она помолчала. — Не печалься. Поезжай с легким сердцем. Жизнь большая, может, и встретимся еще. Иди.
Они вышли вместе и вскоре расстались. Момент расставания всегда неловок: и слова говорятся не те, что хотелось бы сказать, — да и что говорить? — проще родное объятие, родные глаза — внимание души, так бы я сказал, внимание сердца. Но здесь всё было иначе. Буднично они пошли, просто. Вначале их движение было даже в одну сторону; Виктор молчал. Потом она сказала:
— До свидания. — И свернула в переулок.
....
Виктор смотрел в окно на проплывающую мимо баржу с этим пареньком, поющим что-то, что он не мог расслышать, но когда река опустела и пропала баржа, засыпанная снегом, он вдруг с отчетливостью представил себе, как через несколько часов в этот же день она войдет в город, через который протекает река, и поплывет мимо домов, где ему не жить, мимо всего, что он оставил там, в этом городе, как уже не раз оставлял в других местах, думая, что всё еще впереди, что всё самое лучшее еще предстоит где-то там, в других местах и городах, где он еще не был, но еще побывает, наверное, и с ним произойдет, случится то самое главное и важное, что должно случиться в жизни каждого человека, и он был убежден в этом, хотя терял он каждый раз гораздо больше, чем находил.

Этот финал очень сильно отличается от финала фильма. Был такой французский фильм "Откройте, полиция" с Филиппом Нуаре. В советском варианте главный герой выходит из тюрьмы и одиноко бредет по улице. Только в постсоветское время я увидел оригинальный финал фильма - появляются его друзья.

+++Недавно отмечали 50-летие процесса Синявского-Даниэля. Вот это протрезвление подразумевает Шпаликов+++ А почему вы так решили? В фильме показана достаточно простая и распространенная житейская ситуация. Разумеется, аналогии можно найти любые, но сам по себе фильм не на что такое не намекает (как мне представляется). Он просто о людских взаимоотношениях - и этим замечателен. И герой Лаврова - совсем не обязательно "пустоцвет", там это тоже ни из чего не следует.

Так же ни из чего не следует, что кому-то из нас двоих принадлежит истина в последней инстанции.

В фильме Муратовой именно героиня Муратовой пытается что-то переделывать, Высоцкий же вполне доволен жизнью как есть. И что значит для геолога "остепениться"? У него работа такая.

Герой Высоцкого ушел в геологи из управления, а героиня Муратовой хочет, чтобы он туда вернулся. Посмотрите мой пост об "оттепели" за 1967 год.

Даже не работа такая,а герой Высоцкого такой,а глупая женщина не понимает что он не может быть другим.

Женщина не глупая, но как и все женщины пытается "социализироваться" в текущих условиях. Она бы потом сама его бросила как героиня Кореневой в "Том самом Мюнхгаузене".

Edited at 2016-06-02 07:21 am (UTC)

Она не глупая, она не хочет, чтобы он уезжал. Фильм вообще другого уровня, разбирать надо отдельно.

"Все будет очень постепенно, как постепенен белый день"
(Геннадий Шпаликов)

Он изумительный сценарист, отличный поэт. Но эта фильмА - не Кино. И шестидесятники противные все...

Нет. Такая власть должна была исчезнуть. Как и Римская империя. Схожи они по разбазариванию денег! Но это уже политсрач ))

Edited at 2016-06-02 08:59 am (UTC)

Мне еще пришлось работать с бывшими ИТРами. Не менее двух раз в неделю дни рождения и другие праздники, постоянные перекуры и бесконечный треп. А в результате во всем виноват Горбачев.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account