desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Categories:

«В лучах солнца» (Виталий Манский, Россия-КНДР-Латвия, 2015)

ВЕСЕЛИСЬ, КОГДА ВЕЛЯТ
KMO_123621_01016_2_t218_213412
«В лучах солнца» Виталия Манского – фильм о жизни в Северной Корее.

Уже в этом определении заложена ловушка для автора.

Можно прибегнуть к партизанщине с риском для жизни и свободы: скрытые камеры, проворные операторы, уход от сопровождения; удачные прецеденты случались.

Альтернативный путь лишь кажется легче. Именно его избрал Манский. Северокорейские цензоры прислали ему предварительно утвержденный сценарий. Официально съемочная группа его и придерживалась.

Власти решили показать процветание народа через будни этакой образцовой семьи: молодых супругов с дочерью, восьмилетней школьницей Зин Ми, которая, собственно, и стала центральным персонажем истории.

Что может сделать режиссер, за каждым шагом которого следят? Просто не выключать камеру. Главным средством становится длительность взгляда. Вот празднично одетые люди по сигналу надзирателя направляются через проходную на завод, изображая рабочих и работниц. Вот такие же люди дружно выходят из троллейбуса и все вместе толкают его, потому что пропало электричество. Вот отец Зин Ми, которого власти в процессе съемок решили из журналиста сделать инженером на швейной фабрике, репетирует с начальницей цеха «обсуждение» производственных моментов, не имея ни малейшего понятия относительно того, о чем говорит. Вот родители вместе с Зин Ми раз за разом повторяют сцену непринужденного семейного обеда – что-то не нравится кураторам. Вот ветеран войны, увешанный орденами зомби, бормочет перед засыпающим от скуки классом фантастический бред об американских самолетах, которые он с однополчанами сбивал чуть ли не голыми руками. Везде, везде, на каждом шагу, ежесекундно – подмена и обман. Хоть какая-то естественность проявляется лишь в эпизодах с маленькой Зин Ми, самый трагический из которых – финальный, когда девочку просят вспомнить что-то веселое, а она просто не способна этого сделать, просят прочесть стишок – и она начинает декламировать что-то о великом вожде.

Таковы образные полюсы фильма: заплаканное лицо уже психически искалеченного ребенка – и сосредоточенные, энергичные мужчины, которые командуют, кому куда идти, что говорить, как жить. Собственно, эти опричники в костюмах с галстуками режиссируют действительность – на наших глазах превращают 25-миллионное общество в зрелище для одного-единственного зрителя.

Это и есть один из наглядных вариантов ада: родиться внутри спектакля, который начался еще до твоего рождения, включает твоих родных и друзей, твой город и твою страну и будет длиться после твоей смерти. Ни кулис, ни антрактов. Лишь публичные жертвоприношения тех, кто играл недостаточно убедительно.

Веселись, когда велят. Веселись, сука.

Дмитрий Десятерик
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments